Участники Библейского кружка поговорили о покаянии

6 августа в трапезной Казанского мужского монастыря состоялась очередная встреча участников Библейского кружка, на которой, под руководством иерея Виталия Ярмулика, слушатели разбирали отрывок из Евангелия, посвященный призванию апостола Матфея.


Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфей и говорит ему: «Следуй за Мной». И он встал и последовал за Ним.  И, когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его.  Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: «Почему Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?»  Иисус же, услышав это, сказал им: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные.  Пойдите, научитесь, что значит: „Милости хочу, а не жертвы“. Ибо Я пришел призвать к покаянию не праведников, но грешников». (Мф.9. 9-12 ).


Господь обратился к Матфею идти за Ним и Матфей пошел. Это человек, собиратель податей, обиравший свой народ, иначе можно сказать, по своему духовному состоянию грешник из грешников. Предваряя обсуждение прочитанного, иерей Виталий обозначил основную мысль встречи Библейского кружка — Покаяние возможно для любого. Каждый человек способен на покаяние.

Матфей сам себя обличает, называя сборщиком пошлин, т.е. мытарем, обнаруживает свою порочность. Тем самым нас он может научить самообличению. В то время как другие евангелисты называют его Левием, напротив не стараясь обличить его.

И, дальше Марк и Лука повествуют нам, что Левий, который пошел за Христом накрыл Ему ужин, и в гости к нему пришли его друзья. С кем мог дружить грешник? С грешниками. И вот здесь Матфей прямо обнаруживает,  что он был мытарем, но скрывает, что накрыл стол. А почему? О хороших делах вслух не говорят. Не нужно выпячивать свои добродетели.

Помним из нагорной проповеди: «Но, когда ты делаешь доброе дело, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая».

Дальше читаем о том, как фарисеи своим вопросом к ученикам, обличают Христа.  Что делали там они? Желание обвинить, показать свое превосходство,  зависть движет этими людьми.

Да, формальная правда была на стороне законников, Христос нарушал общепринятые правила, когда находился за одним столом с мытарями и грешниками.

Господь произносит важные слова: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать к покаянию не праведников, но грешников». Отец Виталий объясняет: «Вот это, наверное, самое главное, что нам нужно понять. Во-первых, для Господа нет разницы кто ты.  Ты можешь быть образованным человеком,  а можешь быть безграмотным, олигархом, или бездомным. Все это внешнее, душа — это внутреннее. И, часто,  внешнее и внутреннее не соответствует друг другу.

Господь показывает, не нужен врач здоровым. Пока вы считаете себя праведниками, Я вам не нужен. Поэтому Я не в вашем доме нахожусь, Я пришел к тем, кто знает свои грехи. Они, считая себя никем, имеют все шансы на покаяние и на спасение. А почему? Они понимают, что помощь может быть лишь от Бога. Сам бессилен, люди не хотят помогать, поможет только Бог. И вот как только к этому пониманию человек приходит, это и называется покаянием. Начинается взаимодействие Бога и человека в деле спасения человека. Спасать нас без нас Бог не будет. Мы должны изъявить свое желание, а желание должно быть подтверждено делами. То — есть, если ты был мытарем, бросай все и следуй за Христом, если ты был человеком с высоким самомнением, познай, что ты все-таки без Бога, как был, пыль и прах земной, только дух Божий, в тебе находящийся делает тебя человеком и личностью. Бросай все свои самомнения и следуй за  Христом, понимая, что без Него ты пропадешь. Вот в этом главный смысл, в этом главная суть того, о чем мы с вами читаем».

Так точно и так строго, как исполняли закон Божий законники и фарисеи, так никто не исполнял. Этим они, конечно, выделялись, но какие плоды исполнения закона мы видим? Надменность и, как следствие, гордость.

А, значит, все их усилия, старания не угодны Богу. Точно так же Господу будут неугодны все наши добродетели,  все наши стремления, если мы  будем считать, что делаем что – то очень важное. Христос  ждет от нас, чтобы мы любили ближнего, а через это любили бы Бога. И тогда все наши обряды, они имели бы суть, они были бы средством, которое ведет нас к цели.

И наша задача понять, что мы делаем не так и, конечно же, принять в данность тот факт, что без Бога мы ничего не сможем. Нам нужно перейти от формы к сути. Господь пришел для всех и каждого, а пойдешь за ним или нет, это твой, человек, личный выбор.

Далее участники Библейского кружка перешли к обсуждению следующего отрывка из Священного Писания:


Тогда приходят к Нему ученики Иоанна и говорят: «Почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?» И сказал им Иисус: «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься. И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже.  Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают; но вино молодое вливают в новые мехи – и сберегается то и другое»(Мф.9.14-17)


На самом деле, почему же ученики Христовы нарушали посты?

Господь этим самым показывает, акцент меняется, теперь уже не исполнение закона принципиально важно, а встретиться с учителем, признать Его истинным спасителем и стать Его последователем.  А сейчас это некий переходный этап.  Сейчас Господь рядом, сейчас радость.

Господь наш, человеколюбец, сердцеведец  делает все для того, чтобы путь к Себе облегчить, прекрасно понимая, что сейчас ученики этого не понесут, не пришло еще время.

Поститься не ради поста, а ради стяжания любви, это новозаветное делание. И поэтому Господь к этому учеников и призывал. Истинный пост рождает плоды духа — благость, милосердие, веру, кротость, воздержание и, как следствие, любовь .

Подводя итог, мы понимаем слова Христа  „Милости хочу, а не жертвы“.  Господь не налагает бремена неудобоносимые  и поэтому дает время на духовное развитие. Пока живем, мы учимся!

Подводя итоги очередного занятия, слушатели признались, что тема оказалась очень серьезной и даже несколько напряженной для нашего сознания. Все участники кружка согласились, что эти отрывки из Евангелия были одни из самых трудных для понимания.

Следующее занятие Библейского кружка состоится 20 августа.

Приглашаются все желающие!

Новости, Новости епархии | 9 августа 2019

Вам может быть интересно: