Трудовой подвиг Уральского танкового завода. Конструктор Александр Трофимович Самсонов
Дорогие читатели! Продолжается прием работ на конкурс эссе «История Великой Победы: у станка – как на фронте», организованный Нижнетагильской епархией и Обществом любителей Русской истории. Сегодня мы публикуем очередную историю, предоставленную конкурсной комиссией.
Напоминаем, что работы можно присылать на почтовый адрес: tsarskiedni@yandex.ru
Об условиях конкурса и оформлении работ можно узнать из Положения о конкурсе эссе.
«Мне хотелось бы рассказать о работнике Уралвагонзавода – своем прадеде, Самсонове Александре Трофимовиче, с которого началась династия по линии моего папы.
Родился прадедушка в 1887 году в Нижнем Новгороде. В 1919 г. он закончил Сормовский машиностроительный техникум и трудился на Сормовском заводе, который выпускал пароходы, паровозы и танки.
Александр Трофимович Самсонов с супругой
Дедушка был женат на Марии Алексеевне Чеснаковой, дочери купца 2 гильдии нижегородского купечества. У них родилось трое детей, в 1922 году – Александр, в 1925 – Маргарита и в 1927 – Галина.
В 1936 году дедушка с семьей переехал в Нижний Тагил, с 1936 по 1954 год он работал в конструкторском отделе вагоностроения УВЗ. Непосредственным руководителем дедушки был главный конструктор бюро Дмитрий Николаевич Лоренцо.
Когда началась Великая Отечественная война, конструкторский отдел в полном составе (11 человек) с членами семей эвакуировали в Барнаул на Алтай. Сюда же, в поселок Чесноковка (с 1942 г. – город Новоалтайск), был эвакуирован Днепродзержинский вагоностроительный завод имени газеты «Правда». К этому заводу был приписан отдел, где трудился дедушка.
Жизнь на Алтае в эвакуации не была простой. Военные голодные годы сказывались на всех, и труженики тыла – не исключение. Многие голодали и были сильно истощены. Но, несмотря на тяготы и лишения, конструкторы продолжали самоотверженно трудиться.
В книге «Гордость моя – Вагонка», есть такое свидетельство об этом периоде работы дедушки: «В Чесноковке оборудовали цех-времянку для сборки вагонов. Так как не хватало рабочих, конструкторы сами выходили на сборку вагонов». Там же сказано, что важной задачей в эвакуации было сохранить документацию конструкторского отдела во время длительных переездов: сначала – с Урала на Алтай, оттуда – в Днепродзержинск, потом – в Нижний Тагил. Как «жены берегли детей, конструкторы сберегали чертежи».
В годы войны конструкторы спроектировали двухосную платформу грузоподъемностью 30 тонн для перевозки военной техники, двухосный крытый вагон с деревянно-металлической рамой, двухосные и четырехосные цистерны.
Александр Трофимович руководил разработкой крытых вагонов. Он награжден медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». Домой он возвратился с конструкторским отделом, в конце 1945 г.
По воспоминаниям потомков, Александр Трофимович был очень спокойный и добрый человек. Он был не только опытным конструктором, но еще – настоящим садоводом. Занимался разведением кустов черной смородины, очень любил цветы, особенно георгины, которых на его участке было очень много.
Прадедушка скончался 15 апреля 1974 г. Он не имел больших государственных наград, но я могу гордиться им: он самоотверженно трудился на пользу Родине, изобретал, конструировал, и является родоначальником целой трудовой династии на Уралвагонзаводе».
Григорий Шарапко, ученик МБОУ СОШ № 95, 9 лет