К 30-летию Возрождения Храма Воскресения Христова посёлка Верх-Нейвинский. Продолжение истории
Продолжение и окончание рассказа об истории Прихода. Первая часть — В этом году исполняется 30 лет со дня возрождения храма в честь Воскресения Христова в посёлке Верх-Нейвинский
Первыми «внештатными» священнослужителями вновь образованной в 1990 году приходской Общины были: протоиерей Виктор Зырянов – настоятель Николаевского храма посёлка Быньги и архимандрит Ипатий (Сыромятников) – настоятель Вознесенского храма города Невьянска.
Они, наверное, ещё долго могли осуществлять духовное окормление православных верхнейвинцев, но Божий промысел вершил иное. В тот год отец Виктор продолжил своё обучение в Московской Духовной семинарии, в виду этого был ещё больше загружен и занят, а отец Ипатий к концу года занемог, и все богослужения, совершаемые в молебном доме временно не проводились. Община даже думала: если и дальше не будет священника, то, наверное, все их начинания просто рухнут и приход закроют. Благодаря настойчивости старосты Валерии Константиновны Калякиной, архиепископ Мелхиседек (Лебедев), управляющий Свердловской и Курганской епархией, невзирая на то, что священнослужителей в епархии явно не хватало, решился послать в Верх-Нейвинск своего постоянного священника. Первым настоятелем Воскресенского прихода и храма стал отец Пётр Мангилёв, приложивший массу усилий и огромных трудов для возрождения верхнейвинской церкви.
Стоит отметить, что с назначением на приход постоянного священника в январе 1991 года не только активизировалась литургическая жизнь Общины, но и сдвинулась с мертвой точки вся начатая ранее работа по восстановлению Воскресенского храма.
Из воспоминаний Афанасии Никитичны Осинцевой (вела приходскую бухгалтерию в 1990-1995 годах): «Нам с В. К. Калякиной пришлось много потрудиться, ездили мы постоянно и за кирпичом, цементом, лесом, горбылем, мраморной плиткой для пола, гвоздями и другими строительными материалами. Поначалу сами искали рабочих для кладки стен колокольни. Я, как бухгалтер, по договору найма начисляла им зарплату, так как рабочие были не из организаций, а частники. Платили им из тех средств, что сами собирали для пожертвований на церковь. Были случаи, когда рабочие, приходили выпивши, тогда мы со старостой отправляли их обратно. А так приходилось постоянно самим проверять их работу, пока они выполняли кладку колокольни. Успевали ещё ездить в Свердловск в епархию за свечами. В молебном доме, пока шла служба, я стояла за ящиком (в кассе), принимала требы, продавала свечи, крестики, поминальники, иконки – большие иконы были редкостью, да и дорогие, – принимала пожертвования. Ходила по различным организациям, предлагала им купить книги, свечи, иконы, подать записки с поминанием и сделать пожертвования. Служившему в посёлке батюшке Петру мы вместе с Валерий Константиновной охлопотали в городе, в привокзальном районе, двухкомнатную квартиру. Первое время ему приходилось ездить домой в Екатеринбург, затем он немного пожил в доме у Анфисы Кузьмовны Севрюгиной, на Карла Маркса. А потом они с матушкой Анной Владимировной переехали на жительство в город Новоуральск».
Совершая своё пастырское служение в Верх-Нейвинске, и активно занимаясь восстановлением Воскресенского храма, по решению владыки Мелхиседека, отец Пётр был назначен благочинным церквей Невьянского района, а кроме того, ему в те годы приходилось осуществлять надзор над процессом строительства будущего храма в городе Новоуральске. К тому же, отец Пётр проводил миссионерскую и просветительскую работу, публикуя небольшие заметки на религиозную тематику в новоуральских городских газетах. Поддерживая хорошие отношения с сотрудниками воинских частей, он духовно опекал многих военнослужащих города, приходя к ним со словами проповеди Христовой истины; он совершал для них таинство Крещения.
«Уютно мне здесь служить, – однажды признался отец Пётр корреспондентам районной газеты «Звезда» – В каждом приходе складывается свой климат, свои отношения, свой размер богослужения. Люди здесь душевные. И у храма нашего есть свои духовные достоинства. Так что на службу я иду с радостью».
По решению епископа Екатеринбургского Никона (Миронова) 28 ноября 1994 года отец Пётр Мангилёв был переведён на служение в город Екатеринбург. В тот же год Указом Святейшего Патриарха Московского и вся Руси Алексия II в Екатеринбурге было открыто Духовное училище (с 2001 года семинария), где отец Пётр стал не только преподавателем, но и проректором.
Расстроенные переводом отца Петра, верхнейвинские прихожане были недовольны и стали собирать подписи, чтобы полюбившийся им священник вернулся обратно. Под письменным обращением к владыке Никону было собрано около 1000 подписей, но архиерейская воля уже свершилась. Позднее, дабы успокоить приход, Преосвященный владыка отправил в Верх-Нейвинск следующее письмо: «Возлюбленная о Господе, паства моя! Получив письмо о Вашей тревоге за о. Петра, мне остается только радоваться за него. Благодарение Богу, что есть еще хорошие пастыри, которые истово исполняют свое служение нашей Матери-Церкви. Но о. Петр крайне необходим мне в городе Екатеринбурге для несения слова Христовой истины в большем масштабе, тем более о. Петр имеет высшее светское образование и преподает в нашем Духовном училище. Прошу строго меня не судить. С Божиим благословением Никон, епископ Екатеринбургский и Верхотурский».
Совершая своё пастырское служение в Екатеринбурге, отец Пётр с 2012 года является настоятелем прихода в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Отец Пётр Мангилёв в наши дни уже митрофорный протоиерей – автор многочисленных научных статей по истории Церкви и старообрядчества. В 2008 году он защитил диссертацию, и ему была присвоена научная степень кандидата исторических наук.
В период служения отца Петра в Верх-Нейвинске появился в приходе второй священник Александр Малков. В декабре 1994 года отец Александр был назначен настоятелем Воскресенского храма. Спустя время, в желании послужить Богу в монашеском чине, он принял иноческий постриг. По благословению правящего архиерея Екатеринбургской епархии владыки Никона (Миронова), монашеский постриг был совершён в Свято-Николаевском мужском монастыре города Верхотурья. 30 октября 1997 года настоятель монастыря игумен Тихон (Затёкин) совершил над отцом Александром чин пострижения в малую схиму с новым именем Донат.
Иеромонах Донат (Малков) и священник Петр Мангилев, 1997 год
При непосредственном участии иеромонаха Доната, близ Воскресенского храма был построен дом причта. В 1998 году отец Донат был назначен духовником Екатеринбургского Духовного училища, а позднее семинарии, и определён в штат клириков училищного домового храма в честь святых Кирилла и Мефодия. Спустя год, он вновь стал священствовать в Воскресенском храме Верх-Нейвинска. Постановлением Святейшего Синода в 2000 году иеромонах Донат (Малков) был назначен наместником мужского монастыря в честь Царственных страстотерпцев на Ганиной Яме, но уже в марте следующего был освобождён от этой обязанности. Местом его служения снова стал храм Екатеринбургской Духовной семинарии, где отцом Донатом была сформирована Община глухих. В течение многих лет батюшка усердно опекал свою паству. Для полноценной работы с глухими и слабослышащими людьми пастырю пришлось окончить специальные курсы сурдопереводчика. По инициативе отца Доната специально для Общины глухих была создана и написана икона «Исцеление глухонемого», ставшая их святыней и духовным символом. В деле евангельской проповеди Христовой истины слабослышащим и глухим у отца Доната в 2000-х годах появились единомышленники, продолжающие и сейчас начатое им служение. За понесённые труды и ревностное служение Церкви отец Донат (Малков) был возведён в сан игумена. В данное время отец Донат находится за штатом.
Иеромонах Донат (Малков) с причтом, 1997 год
С июля 1998 года неизменным настоятелем храма Воскресения Христова является священник Михаил Кидяшов. Отслужив в рядах Советской армии в городе Омске, в ракетных войсках, он поступил на вечернее отделение МИФИ. Пятнадцать лет своей трудовой деятельности отдал УАМЗу, после был переведён в Отдел госприемки и в течение семи лет продолжал трудиться на УЭХК.
В возрасте 43-х лет принял священный сан, и вот что по этому поводу отец Михаил в одном из интервью для журналистов газеты «Верх-Нейвинский вестник», о себе рассказывал: «Случайного в жизни ничего нет. Каждого человека Господь призывает по-разному. Это тайна. Сколько людей – столько и путей к Богу. Конкретно это не объяснить. Я просто ходил в церковь и был поражен, когда мне, необразованному в духовном плане совершенно, предложил иеромонах отец Донат стать священником. Конечно же, я отказался, и во второй раз отказался. А потом согласился. Узнал про Христа и поверил ему. Как начинающий молился, исповедовался; вместе с семьей ездил по святым местам в паломничество – в Дивеево, в московские монастыри… А при посещении святынь Господь вразумляет и просветляет…».
Священник Михаил Кидяшов, 2018 год
В 1998 году от рук владыки Владимира (Икима), архиепископа Ташкентского и Среднеазиатского, совершавшего свой архипастырский визит в город Екатеринбург, отец Михаил принял благодать священства – был рукоположен в священный сан. За труды во славу Церкви Христовой отмечен следующими церковными наградами: набедренником, правом ношения камилавки, а в ноябре 2012 года епископ Нижнетагильский и Серовский Иннокентий (Яковлев), пожаловал отцу Михаилу наградной наперсный крест.
В октябре 2005 года в сан диакона был рукоположен сын отца Михаила Василий Михайлович Кидяшов. В течение нескольких лет отец Василий сослужил отцу Михаилу и помогал ему совершать все богослужения в Воскресенском храме. В неделю Торжества Православия 2013 года, Преосвященный владыка Иннокентий (Яковлев), рукоположил диакона Василия Кидяшова в сан священника. В наши дни своё пастырское служение отец Василий совершает в городе Невьянске, в штате клириков Спасо-Преображенского собора.
Трудами и заботами отца Михаила Кидяшова в 2002 году у храма появилась металлическая ограда, над благоустройством и созданием каменного цоколя для которой усердно потрудился приходской труженик и мастер Андрей Сергеевич Красильников (ныне уже покойный).
Выполненные в малых архитектурных формах каменные ворота-калитки храмовой ограды появились благодаря проекту Владимира Витальевича Дубровина. В образе монументальных ворот художнику мастерски удалось отразить очертания и весь архитектурный силуэт самой церкви. Все декоративные элементы в виде барельефных икон Спаса Нерукотворного, украшающие фронтоны ворот, также были выполнены по моделям В. В. Дубровина и отлиты из чугуна на Верх-Нейвинском филиале «Производства сплавов цветных металлов». Кроме того, при финансовой поддержке новоуральских предпринимателей и директора филиала ПСЦМ Дмитрия Леонидовича Тропникова в ограде храма с южной стороны был установлен поклонный крест, так же выполненный по проекту новоуральского художника Владимира Витальевича Дубровина. В деле созидания этого прекрасного памятного знака своё мастерство и умение проявил приходской плотник Сергей Александрович Титовский, выполнивший резьбу по дереву всех моделей с текстами и цветочными композициями.
У подножия чугунного постамента литыми литерами начертано: «Сей Крест установлен в лето 2002 по благословению Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия на пожертвования Серовикова Сергея Васильевича и Нешева Николая Григорьевича в память всех христиан, захороненных на Верх-Нейвинском погосте, который был разорен и осквернен в страшное лихолетье».
За прошедшие годы на всей прилегающей территории храма были проведены работы по благоустройству: отремонтирован приходской дом, построены просторные гаражи, выполняющие функции склада для рабочего и другого крупного инвентаря, благоустроена автостоянка. Внутри храмовой ограды руками заботливых прихожан посажены липы, рябины, яблони, черемуха, ели. В летний сезон за алтарём яркими, пёстрыми красками цветут различные цветы, разрастается и другая декоративная зелень.
Активно проводится в приходе работа по оказанию помощи малоимущим семьям. Благодаря волонтеру Людмиле Михайловне Бряковой при храме образован пункт приема одежды и вещей для малоимущего населения. Нередко собранная и отсортированная ей различная одежда, посуда и другие вещи, в качестве посильной благотворительной помощи отправляется в «Комплексный центр социального обслуживания населения Верхотурского уезда», где уже на месте попадает в малообеспеченные семьи города Верхотурья и Верхотурского района.
Вот уже несколько лет со словами утешения и духовного напутствия отец Михаил Кидяшов приходит к тяжелобольным пациентам верхнейвинского Отделения паллиативной помощи (Хосписа), совершая для больных и страждущих таинства исповеди и причащения. Для кого-то – в первый и в последний раз в жизни.
Со словами проповеди Христовой истины приходит отец Михаил и к подопечным педагогического объединения для инвалидов «Благое дело».
Помогают священнику совершать все уставные богослужения и вести все хозяйственные дела по храму его незаменимые помощники, алтарники: Александр Яковлевич Михайленко и Евгений Петрович Мартышкин.
Настоятель и члены общины постоянно трудятся над сохранением и приумножением Верхнейвинской святыни. Созданная некогда нашими предками и едва не загубленная Воскресенская церковь всё более приукрашается нынешним поколением, продолжая собирать боголюбивых прихожан на молитву.
Одним из старейших служащих Воскресенского храма (невзирая на его возраст), является псаломщик Денис Евгеньевич Щербина. Спустя год как началось возрождение прихода, как, он подростком пришёл на службу в молебный дом по улице Арапова, 16, привлекая особое внимание прихожан, тем, что пел вместе со всеми «Символ Веры» и «Отче наш», удивляя пожилых молящихся своими знаниями молитвенных текстов. Как позднее выяснилось, юноша был не крещён, но на своём школьном уровне оказался очень воцерковлёным. В январе 1992 года Денис принял Таинство Крещения и стал регулярно приходить на службы. С тех давних пор так и остаётся верным храму. На первых порах, священники пригласили его помогать им в алтаре, во время службы, что он с удовольствием и исполнял. Затем ему доверили читать «Часы», а потом и «Апостол». Спустя время Денис нашёл себя в церковном пении, и его благословили в церковный хор. Далее он стал послушником в намерении принять монашеский постриг, получив на него благословение Екатеринбургского владыки Никона (Миронова), но не сложилось. Кроме своих обязанностей в приходе Денис Евгеньевич активно занимается церковным краеведением. Собирает исторические материалы, свидетельства о минувших днях нашего прошлого. Помогает по крупицам восстанавливать духовную историю и культуру Уральского края. Он автор многих публикаций и статей, посвящённых истории Церкви на Урале, старообрядчеству, архитектуре, медицине, выдающимся духовным личностям, опубликованных как в научных сборниках, так и в периодической печати. Он собрал обширные и уникальные данные из архивов и старопечатных источников о судьбах храмов и их служителях: Невьянска, Верхнего Тагила, Быньгов, Шуралы и Верх-Нейвинска. Результатом многолетней работы по обработке собранных данных являются написанные им книги. Эти труды были высоко оценены профессионалами-историками и стали востребованными среди тех, кого интересует история своего края и страны в целом. По мнению авторитетных исследователей Церковной жизни на Урале «благодаря Денису Евгеньевичу Екатеринбургская епархиальная Комиссия по канонизации святых смогла составить самое точное житие одного из подвижников благочестия ХХ века священномученика Иоанна Вишневского».
Стоит отметить и тот факт, что благодаря неравнодушию этого церковного служащего на месте упокоения заштатного священника Михаила Мягкого, совершавшего своё служение в годы гонений, было установлено новое мраморное надгробие. А так же по инициативе Дениса Щербины в 2019 году на старом кладбище Верх-Нейвинска, на заброшенном месте захоронения умерших от ран в годы Великой Отечественной войны солдат-москвичей, появился новый каменный памятник и ограда. За неустанные заботы о сохранении исторического наследия и многолетние труды псаломщик храма Воскресения Христова Денис Евгеньевич Щербина был отмечен в 2017 году Архиерейской грамотой, Благодарственным письмом главы Новоуральского городского округа в 2019 году.
Начиная с 2000 года, при храме работает детская Воскресная школа, где свои первые шаги к познанию Закона Божия делали не только дети, но и сами педагоги. Первые занятия с ребятами проводили: Ольга Алексеевна Сухорученко, Лидия Александровна Дубровина, Елена Леонидовна Суханова. Позднее завучами школы были: Нина Ивановна Булатова, Наталья Геннадьевна Щекалёва. Сейчас над воспитанием подрастающего поколения юных православных христиан заботятся: педагоги-организаторы Воскресной школы Наталья Александровна Сереброва, Лариса Викторовна Жеребцова и многие другие.
Храм Воскресения Христова сегодня продолжает жить полноценной богослужебной жизнью: в дни великих праздников и по воскресеньям молитвенное помещение всегда заполнено людьми. В белокаменный храм, стоящий на Сухой горе, постоянно приходят жители посёлка Верх-Нейвинский и соседнего города Новоуральска. Трудами и молитвами не одного поколения прихожан старинная церковь вновь приобрела красоту и благолепие, благими делами наполняется приходская жизнь, и вновь, как и прежде звучат колокола Воскресенского храма, призывая к вере и спасению.
Свою трудовую лепту в общее дело дальнейшего процветания Воскресенского храма вносят следующие приходские служащие: бухгалтер Ольга Георгиевна Лобова, ризничий и кладовщик Алевтина Павловна Бурова, в церковной лавке трудятся Людмила Аркадьевна Одинцева и Анастасия Николаевна Васильева, за порядком в храме следит смотритель Людмила Николаевна Васильева. За чистотой и опрятным состоянием — уборщица Светлана Александровна Титовская, дворник Владимир Михайлович Обыдённов. Благодаря волонтёрам и помощникам: Елене Ивановне Коржик, Людмиле Сергеевне Долгих, Надежде Ивановне Гавва, и многим другим постоянным прихожанам из числа жителей Верх-Нейвинска и Новоуральска, в храме тепло и уютно служить. Отдельная Благодарность, Всем кто с добротой и заботой в любое время приходит на помощь своему храму.