В этом году исполняется 30 лет со дня возрождения храма в честь Воскресения Христова в посёлке Верх-Нейвинский

Пользуясь, торжественным случаем, Община Воскресенского прихода решила вспомнить всех православных христиан, кто с большим усердием принимал участие в возрождении Верхнейвинской святыни, и поделиться с читателями Сайта Нижнетагильской епархии своими воспоминаниями. В основу этого рассказа вошли материалы, ранее опубликованные в книге Дениса Щербины «Под небом синим купол золотой. Верх-Нейвинские храмы, приходы и судьбы их служителей».

Молебный дом.Служба в Рождество 1993 г.

Справка: Кладбищенский храм в честь Воскресения Христова был открыт общиной единоверцев в 1839 году в бывшем храме старообрядцев беглопоповцев. Освящён 1 февраля 1848 года. С 1882 года стал приписным к вновь открытому в Верх-Нейвинске Николаевскому единоверческому храму. Был закрыт дважды: 1) по официальному распоряжению Верх-Нейвинского исполкома от 16 октября 1940 года. 2) И решением Свердловского облисполкома  за № 1589 от 4 июля  1941 года. В 1990 году была создана и зарегистрирована Община Русской Православной Церкви Московского Патриархата, и полуразрушенное здание храма было официально передано зарегистрированной приходской Общине. Храм в честь Воскресения Христова действует  с сентября 1993 года. Вновь освящён в ноябре 1997 года.

Руины храма. 1989 г.

Из истории возрождения: Руины храма окружала большая бугристая поляна, рядом – одинокие холмики, поросшие травой. В летний день 21 июня 1989 года по старому заброшенному кладбищу прошёл бульдозер, вывернув наружу то, что осталось от предков верхнейвинцев. Многие свидетели такого вандализма, произошедшего в тот день, увидели, как на поверхности земли оказались фрагменты гробов и человеческие останки.

Спустя годы жительница Верх-Нейвинска Таисия Андреевна Старожилова вспоминала: «По решению поссовета предполагалось приспособить полуразрушенное храмовое помещение для создания в нём спортклуба, а на кладбище устроить футбольное поле. Финотдел подсчитал уже и смету для дальнейшего финансирования строительных работ, этой поистине кощунственной затеи. Всё было готово. Как потом выяснилось, для этих целей были привлечены рабочие архитектурного отдела города Свердловска-44». По предложенному проекту предлагалось полностью снести восточную часть старого погоста, разровнять все особенности горного рельефа до одного уровня основания церкви. Поссовет во главе с его председателем и местное отделение комсомола шли к задуманной цели, не зная, что тем самым они будоражат местных жителей. В августе 1989 года общественность, верующие и те, кому было небезразлично это деяние, написали обращение к местным властям. Под этим письмом собрали сотни подписей, и под давлением общественного мнения работы у храма остановились. Больше всего этот кощунственный поступок возмутил Валерию Константиновну Калякину, её брата Юрия Михайловича Старожилова и других её родственников из семьи Старожиловых, чьи предки покоились на единоверческом кладбище. Таисия Андреевна Старожилова вместе с дочерьми Валентиной и Людмилой стали ежедневно приходить к магазину «Малахит», где собрали не одну сотню подписей, для того чтобы остановить дальнейший погром погоста и строительства спортклуба. Так было положено начало зарождению Верх-Нейвинской православной Общины, которой было суждено воссоздать храм в его прежнем виде.

Собрались неравнодушные люди, жители посёлка и города Свердловска-44 (ныне Новоуральск), для которых заветной целью стало восстановление ранее осквернённой святыни. Более полугода ушло на подготовку всех документов, необходимых для получения разрешения на регистрацию общины и дальнейших работ, связанных с реставрацией храма. 28 апреля 1990 года все собранные документы через областной Совет по делам религии отправили в Москву. В столице слёзные прошения верхнейвинцев поддержали, и вскоре, 5 июня 1990 года, Совет по делам религии при Совете Министров СССР вынес решение:

«Зарегистрировать религиозное общество Русской Православной Церкви в поселке городского типа Верх-Нейвинске Невьянского района Свердловской области. Передать религиозному обществу здание бывшей Воскресенской церкви в поселке городского типа Верх-Нейвинске для молитвенных целей».

13 июля 1990 года Уполномоченный Совета Министров по Свердловской области В. Смирнов зарегистрировал православную общину.

Спустя несколько дней в посёлке, по адресу улица Ленина, № 51, в доме у Юрия Михайловича Старожилова была организована совместная встреча верующих и неравнодушных людей, чьи желания совпадали – возродить в Верх-Нейвинске церковь и приход. Главной целью этого собрания были выборы председателя церковного Совета – старосты и новое учреждение членов «двадцатки», в которую вошли следующие лица: Старожилов Юрий Михайлович, Лапотышкин Владимир Александрович, Блинов Александр Борисович, Кадочникова Марфа Васильевна, Зенкина Ольга Александровна, Севрюгина Анфиса Кузьмовна, Агапова Нина Павловна, Рыкова Анна Фёдоровна, Раёва Анна Павловна, Титовская Нина Александровна, Ивановских Мария и Паутова Мария. Кроме того, активными членами возрождаемого Воскресенского прихода тогда стали жители города Свердловска-44: Осинцева Афанасия Никитична – она была назначена бухгалтером, Прусс Раиса Никодимовна – была назначена завхозом, Доронина Надежда Александровна и Голдобина Вера Даниловна.

Единогласным голосованием и желанием всех, кто в тот момент присутствовал на собрании, на ответственную должность церковного старосты была избрана Валерия Константиновна Калякина, а её помощником – заместителем – Марфа Васильевна Кадочникова.

Все начальные, порою трудные и непосильные заботы и дела по возрождению Верх-Нейвинского храма были возложены на старосту Валерию Константиновну Калякину (1930-2002). Благодаря ей и другим неравнодушным людям, их жаркому стремлению и многочисленным трудам была восстановлена и организована приходская деятельность ныне действующей в посёлке Воскресенской церкви.

 

С первых дней, как в молебном доме по улице Арапова, 16, стали совершаться богослужения, в церковном хоре активно принимали участие: Путилова Александра Ивановна, Шарунова Евдокия Петровна, Шестакова Любовь Яковлевна, Крутикова Наталья Мироновна, Доронина Надежда Александровна и другие.

В разные годы в трапезной хлопотали: Елена Агапитовна Вершинина, Анфиса Кузьмовна Севрюгина, Вера Даниловна Голдобина (она же следила за опрятным состоянием священнических облачений — риз, когда было необходимо, занималась их реставрацией: подшивала, меняла подклады, обновляла старые парчовые ленты-отделки на новые), Лия Дугласовна Дунина, Нина Ювенальевна Байнова, Леонид Сергеевич Долгих, Нина Алексеевна Денисова и Александра Петровна Дроздова.

За «ящиком» в церковном киоске в разные годы трудились: Афанасия Никитична Осинцева, Нина Александровна Титовская, Зинаида Ивановна Черданцева, Ольга Сергеевна Ершова, Нина Александровна Шерсткова, Ирина Васильевна Шурабекова, Наталья Владимировна Сергеева.

Несмотря на свой преклонный возраст, за чистотой и надлежащим порядком в храме (кроме этого помогали священникам при совершении Таинства Крещения, подготавливали для этого воду, настилали ковры), следили: Нина Павловна Агапова и Анна Павловна Раёва – родные сёстры,  старейшие служащие храма, ещё долго хранящие в своей памяти события давно минувших дней, связанных с церковной жизнью посёлка. Сёстры были свидетелями, как закрывались местные храмы, как на их глазах поэтапно шло разрушение церквей и возрождение Воскресенского храма.

Руководил строительно-восстановительными работами на руинированном объекте Воскресенской церкви Михаил Иванович Садовский. Подняв из руин Верх-Нейвинский храм, он участвовал в возрождении Свято-Троицкого храма в селе Тарасково.

Также в деле возрождения Верх-Нейвинской Воскресенской церкви усердно потрудились: братья Садовские Леонид и Евгений (сыновья М. И. Садовского), Коньшин Анатолий Петрович, Гасин Петр Григорьевич, Сидоров Андрей Владимирович, Стародубцев Александр Михайлович, Николай Ложкин с сыном Алексеем – они выполняли сложные жестяные работы всей кровли и куполов. Кирпичную кладку колокольни и пристроек выполнили каменщики из города Новоуральска и служащие городской военно-строительной части под чутким руководством полковника Владимира Васильевича Тамбовцева, штукатурные и малярные работы – трудящиеся СМУ-6 вместе со своим прорабом Николаем Николаевичем Кузнецовым. И многие, многие другие участвовали в этом благородном деле.

В 1995 году была полностью восстановлена звонница на колокольне храма, где тогда же были установлены колокола, отлитые каменск-уральскими литейщиками на предприятии «Пятков и Ко». С тех пор в великие праздники, при богослужении воскресных дней и в будни при совершении венчания и отпевания звучит и плывёт над посёлком колокольный звон. Первым звонарём возрожденного храма стал плотник Александр Валентинович Титовский. Вместе со своим сыном Сергеем и братом Игорем он принимал участие в возведении нового иконостаса (был демонтирован в 2013 году), установленного в 1996 году, вместо первого, временного, «со шторками». Братья Титовские полностью подготовили проект будущего иконостаса, выполнили его каркас, а в дальнейшем занимались изготовлением отдельных деталей. Только для украшения Царских врат привлекли художника из Новоуральска Юрия Дементьевича Миронова, который выполнил все декоративные элементы створок. Остальные детали резьбы на иконостасе выполнял Сергей Александрович Титовский, им же были изготовлены все аналои и панихидный стол, на протяжении нескольких лет украшавшие  внутреннее помещение Воскресенской церкви.

священник Петр Мангилев с первой общиной храма. 1994г.

В течение многих лет смотрительницей храма была Нина Александровна Титовская, впоследствии принявшая монашеский постриг. Когда шли восстановительные работы по Воскресенскому храму, она стала постоянно приходить на стройку, предлагая свою помощь рабочим. По силе и возможности, понемножку подносила кирпичи для кладки колокольни, носила стекловату, керамзит и выполняла другие подсобные работы. После переезда Общины из молитвенного дома в храм по-прежнему занималась уборкой церкви, стояла в киоске-лавке, принимая требы. По просьбе настоятеля отца Петра Мангилёва стала дежурить в храме по ночам.

О тех днях вспоминает Денис Евгеньевич Щербина (тогда совсем ещё юный алтарник храма): Первое время (это была зима 1993-1994 года) на дежурство оставалось по три человека: в основном это были уже не молодые певчие из церковного хора Наталья Мироновна Крутикова, Евдокия Петровна Шарунова и сама Нина Александровна Титовская, иногда я тоже оставался с ними. Кроме ночного дежурства в храме в наши обязанности входило топка печей и доставка воды. Первые годы открытия храма центрального газового отопления ещё не было. Чтобы поддерживать тёплую температуру в помещении церкви, в  подсобке были установлены котлы, которые топились дровами. Вот и кололи их все приходящие в церковь прихожане, кому под силу, кто сколько мог. Отдельного истопника не было, днём кто мог тот и следил. Спустится, забежит в подсобку, да и подбросить несколько поленцев, жар идёт, в храме тепло. А ночью совсем по-другому. Лежишь в храме на лавке около батареи, толи спишь, а толи нет. Только в глубокую дремоту погрузишься так и проснёшься, оттого, что начинает нос мёрзнуть. Понимаешь, что это котлы остывать стали.  За окном зимняя ночь тёмная, холодно, ветрено. Нехотя встаёшь и будишь неподалёку так же лежащих на лавках спящих «баушек». Они, пребывая в крепком сне, поначалу даже не понимают, в чём дело. Далее, буквально кричишь им: Нина, Евдокия, Наталья, вставайте что-то холодно становиться, видимо храм вскоре совсем остынет, к утру, холодина будет. Одеваемся и все вместе, «гуськом», буквально взявшись за руки, выходим из храма за порог в необъятное пространство холодной зимней ночи с одним старым фонариком, с тусклым светом, крепко зажатым в руках у Нины Александровны (в те годы никакого наружного освящения у храма ещё не было оборудовано). Спускаемся в подсобку и все дружно закладываем в котлы очередную партию дров. Что-то ещё топчемся, пытаемся небольшой лопатой забросить в котлы горсть специального угля, но это уже для пущего жара. Ближе к 7 часов утра, это же самое действие повторялось. К началу службы в храме вновь тепло и уютно. Прихожанам комфортно.

Почти такая же история о том, как мы воду, для храмовых нужд носили. Этот отрывок из приходской жизни происходил также в первую зиму, как мы общиной в храм  переехали. Для меня подростка это было всё ново, впервые…

О скважине в тот период ещё никто и мечтать себе не позволял, тогда это было настоящей хозяйственной роскошью. Постоянного водоснабжения  у храма не было. Воду для жителей  частных домов доставляла машина-водовозка, но она, увы, в выходные дни по посёлку не ездила. Вот нам дежурным по храму и приходилось питьевую воду для воскресного богослужения, для трапезной, самим из водопроводной колонки добывать. Всю собранную воду сливали в большую флягу, что ещё с советских времён сохранилась. Ближайшая колонка находилась под горой, по улице Мира. По началу, поводу ходили с вёдрами, но эти походы были длительными и не совсем удобными. Дрога от колонки всё в гору, а зима, сугробы. Тропинка если и есть то узкая. После первого похода почти вся тропка нами же  залита водой, скользко становиться. Пробовали носить небольшими «порциями», получалось очень долго и тяжело. А однажды, в наши христианские головы, всем разом пришла мысль: взять ту самую большую флягу и наполнить её водой на месте. Собрались мы: Нина Александровна Титовская, Евдокия Петровна Шарунова, Наталья Мироновна Крутикова, да и я. Взяли старые санки (советского изготовления, кондовые), кем-то пожертвованные храму, привязали к ним флягу и всей гурьбой скатили их под гору. Весело, быстро. Вмиг мы оказались у колонки. Наполнили водой нашу ёмкость, а санки, как упёртые с места не двигаются. Гордая фляга только изнутри водой нам побулькивает, словно усмехается. Тут я своих «баушек» вокруг фляги хороводом  выстраиваю, сам за лямки санок тяну, а они её поддерживают и одновременно подталкивают. Вроде бы едём, всё хорошо. А как только в гору забираться стали, санки буксовать стали. Ещё немного, того гляди и они под флягой полозьями вовнутрь сложатся,  сломаются. Помню, что в тот ответственный момент: Нина, Евдокия и Наталья всё сильней стали упираться о гордую и непокорную флягу, чтобы ровно и быстрее проехать. А я только и знаю,  тяну да тяну, крепкую лямку за санки, да успеваю их подбадривать: «Ещё. Ну, ещё. И ещё немного. Ещё и ещё раз». Таким образом, мы усталые, но очень довольные доставили флягу до храма».

Спустя время, около года, Нина Александровна и Наталья Мироновна продолжили дежурить по двое, а затем Нина Александровна осталась одна, стала жить при храме. С благословения своего духовника (второго настоятеля Воскресенского храма) иеромонаха Доната (Малкова) 30 декабря 1999 года она приняла иноческий постриг с новым именем Феофания. А через несколько лет архиепископ Викентий благословил отца Доната постричь пожилую инокиню в малую схиму. 15 июня 2004 года, не покидая своего храма, отец Донат совершил над матушкой монашеский чин пострижения в мантию, с новым именем Феодосия. Несмотря на свои годы, матушка была активна и жизнерадостна. Ей первой приходилось встречать многих людей, сделавших первые шаги за порог храма. Каждый, кто к ней обращался, по-доброму вспоминает об этом моменте, отмечая её особый вятский говорок.

Молилась матушка Феодосия за приход, за храм. Словно Ангел Хранитель, матушка крепко держала «оборону» от всех неприятелей, кто посягал на церковь. А такие случаи были не редкостью. Как сама она рассказывала: «Раз ночью приедет к храму лихая компания и давай во все окна стучать да в двери ломится. Я им отвечу: «Приходите, милые, завтра утром, я вам обязательно открою, а сейчас поздно уже. Ступайте с Богом». В основном все её увещевания слушали и прислушивались к голосу престарелой монахини. Бывало, что некоторые и буянили, бранились.

«Как-то раз, ночью, мужик пришел, – рассказывала матушка.– Орёт, ругается. Слышно, что пьяный очень, в двери долбится. Я за дверями стою, молюсь и пытаюсь его словами утихомирить. Он уже совсем ошалелый, давай на оконную решётку лезть. Видимо, решётка была плохо приделана и не выдержала его. Он с этой решёткой в руках с грохотом с окна и слетел. Сам не ожидая такого, испугался и утёк. Бог-то нас всех милует».

28 января 2009 года сын матушки Игорь, переезжая на другое место жительство в Тамбовскую область забрал её к себе. Проживая там, пока здоровье ей позволяло, она посещала местную церковь. По причине своего преклонного возраста она стала немощной (ей уже за 90 лет). В данное время матушка Феодосия своё жилье не покидает, из квартиры не выходит, но по-прежнему молитвы не оставляет.

Строительно-реставрационные работы 1991 год

С июля 1994 года при новом обновлённом храме образовался и новый молодой хор, а вернее, квартет. Пожилые певчие из предыдущего хора первое время оказывали свою помощь: читали кафизмы и часы. По ходу службы, там, где было необходимо уточнить богослужебные тексты либо сделать подсказку, они сердечно помогали, вводя молодых певчих в огромное богатство особенностей Церковного Устава. Коллектив квартета состоял из регента Натальи Евгеньевны Денисовой – выпускницы Екатеринбургской консерватории, псаломщицы Елены Леонидовны Сухановой и певчих: Валентины Дмитриевны Мироновой и Дениса Евгеньевича Щербины.

Регент Наталья  Денисова активно и плодотворно вела работу со своими певчими. Поначалу коллектив посещал различные храмы Екатеринбурга и окрестных городов и сёл. Все слушали и прислушивались, кто как поёт, как исполняют то или иное песнопение, изучали местные особенности богослужений. Наталья Евгеньевна у себя на квартире, в дружеской и домашней атмосфере, проводила с певчими регулярные репетиции (спевки), разучивая песнопения «Обихода» и другие нотные произведения. Но, к сожалению, семейные и иные бытовые обстоятельства не позволили ей в дальнейшем продолжить служение в церкви. Дело, начатое Н. Е. Денисовой, приняла в свои руки Елена Леонидовна Суханова, назначенная вскоре новым регентом. Не имея специального музыкального образования, одарённая от природы хорошим голосом, точным чувством гармонии, она, тем не менее, смогла наладить работу хора, подняв его почти до профессионального уровня. Уже при Елене Леонидовне постепенно в хор стали приходить всё новые и новые певчие. В разные годы в хоре Воскресенского храма пели: Светлана Ивановна Черненко, Валерия Владимировна Зарянская вместе с мужем Владимиром, Татьяна Антропова, Ольга Щербакова, Елена Рожкова, Наиля Байбутова, Надежда Носкова, Татьяна Юрьевна Косова, Елена Ивановна Коржик, Эльвира Анатольевна Харитонова, Валентина Дмитриевна Миронова, Светлана Николаевна Алёшина, Наталья Геннадьевна Щекалёва, Тамара Романовна Мазунина, Галина Петровна Коробейникова и другие. Так же, как и раньше, всем большим праздникам предшествовала спевка. Елена Суханова продолжила традицию, начатую Натальей Денисовой, устраивала спевки и у себя на дому, заранее подготавливая репертуар именно тех церковных песнопений, которые были под силу небольшому хору. Если в процессе изучения произведения появлялись трудности, то Елена Леонидовна сама деликатно делала гармонизационные корректировки, чтобы певчие смогли выучить и спеть заданное произведение. С каждым годом коллектив хора всё увеличивался. До десяти человек собиралось на клиросе в церкви, порой даже становилось тесно. При этом хор звучал как единое целое, партии исполняли по нескольку голосов. Самые сложные произведения исполняло трио: Елена Суханова, Светлана Петрова и Светлана Алёшина. Ими были подготовлены не только литургические, авторские песнопения, но и несколько произведений концертного характера, которые в дни особых праздников исполнялись по запричастном стихе. Кроме того, в репертуар хора тогда входили умилительные песни-стихи, канты, при пении которых хору подпевал весь народ, пришедший в храм на богослужение. За Рождественскими службами, на концерте, по местной традиции, обязательно исполнялись различные славленые колядки, в текстах которых воспевалось славное пришествие в мир Христа Спасителя. Их и сейчас порой после окончания богослужения исполняет хор.

Особую страницу истории местного хора с 1999 года занимают архиерейские службы. Верхнейвинских певчих стали приглашать сопроводить своим пением богослужение, совершаемое владыкой. Чаще всего хор выезжал в Знаменский храм Верхнего Тагила, куда ежегодно 10 декабря с архипастырским визитом на Престольный праздник приезжал правящий архиерей, владыка Викентий. Почти на всех архиерейских службах, совершаемых в городе Новоуральске, тоже пел хор Воскресенской церкви. Кроме того, певчие часто исполняли праздничные церковные произведения за пределами храмов, в стенах культурных учреждений города и поселка. Активно принимая участия в праздничных мероприятиях, устраиваемых в честь Рождества Христова и Пасхи.

Пение на клиросе – нелегкий труд! Необходимы не только музыкальные навыки, но и постоянная тренировка голоса, для чего нужны регулярные спевки, в ходе которых не только разучивается новое песнопение, но и формируется, «отшлифовывается» сам голос – главный инструмент певчих.

В наше время хор Воскресенского храма уже не такой многочисленный, как прежде. О благолепии богослужений заботятся певчие: Елизавета Игоревна Корнилова, она же и регент, Светлана Викторовна Петрова, Елена Геннадьевна Петрова и псаломщик-чтец Денис Евгеньевич Щербина.

Новости, Новости епархии | 16 мая 2020

Вам может быть интересно: