Заступник тагильской земли

В этом году память священномученика Сергия Нижнетагильского (1881 — † 1932) празднуется 11 марта. Публикуем материалы о тагильском периоде его пастырского служения.

Сергий Увицкий и его матушка Павла Ивановна приехали в Нижний Тагил в 1924 году ради обучения своих детей: дочерей Ольги, Нины и сына Николая. Последним местом служения батюшки было село Меркушино, где в первой половине XVII века подвизался праведный Симеон Верхотурский. Однако в советской школе дети священника не учились, а получали образование дома, занимаясь с частными учителями.

 Батюшка Сергий сначала был зарегистрирован священнослужителем Входо-Иерусалимского собора (о чем не сообщается в житии святого)[1], потом служил во Введенской церкви[2], но вскоре этот храм захватили обновленцы. Отец Сергий перешёл служить в усыпальницу господ Демидовых – Выйско-Никольский собор, принадлежавший староцерковникам. Вскоре батюшка был возведён в сан протоиерея и стал исполнять обязанности благочинного 4-го Нижнетагильского староцерковнического округа.

В Нижнетагильском городском историческом архиве хранятся документы, на основании которых можно судить об активной позиции отца Сергия в деле духовного окормления вверенной ему Господом паствы. Попробуйте поставить себя на место обычного христианина, регулярно посещающего храм и живущего во время церковного раскола, который был спланирован в недрах ОГПУ. От Матери Церкви откололись обновленцы, живоцерковники, григорьевцы, андреевцы и др. сектантские группы. Растерянность, шатания в вере, недоверие к священноначалию – вот чем жили верующие в то время. Именно отец Сергий взял на себя заботу о прихожанах своего храма и всего староцерковнического округа. Его отличала непримиримость к представителям обновленчества, которое «принесло страшное зло для Российской Православной Церкви, причинило ей такие раны, залечивать которые понадобится много времени»[3].

Когда с 26 по 28 ноября 1925 года во Входо-Иерусалимском соборе состоялся первый съезд духовенства и мирян Нижнетагильской обновленческой епархии, к отцу Сергию Увицкому как наиболее влиятельному пастырю была послана некая гражданка Тимкова. В протоколе обновленческого съезда сохранилась запись о том, что «Увицкий ее не благословил, говоря, что она не православная… переданный ему документ от съезда о приглашении его на собеседование по вопросам разделения РПЦ не взял, заявив, что их староцерковнические епископы запрещают им входить не только в молитвенное, но даже в письменное и устное сношение с обновленцами»[4].

Он вел активную переписку со священноначалием: с епископом Кунгурским Аркадием, исполняющим обязанности архипастыря Свердловского, а после его перевода в Сибирь с владыкой Валерианом Шадринским, задавая острые вопросы. В 1927 году была опубликована декларация митрополита Сергия[5], вызвавшая смущение клира и прихожан. Как тяжело было осознавать, что главное лицо Церкви и иерархия неверны святому Православию! Малочисленная паства Выйско-Никольского и Александро-Невского храмов Нижнего Тагила именно благодаря усилиям отца Сергия разобралась в легитимности Патриаршего Временного Синода, состоящего из известных архипастырей.

Документ с автографом Сергия Увицкого. Ф.211. Оп.1. Д.155. Л.41Документ с автографом Сергия Увицкого. Ф.211. Оп.1. Д.155. Л.41

Батюшка Сергий рассылал по благочинию запросы к верным чадам Русской Православной церкви и просил прислать свои соображения о созыве Второго Поместного собора, где планировалось поставить вопросы о Патриаршестве и обновленчестве.

Благодаря протоиерею Сергию Увицкому организовывались крестные ходы православных к Выйскому пруду на Крещение Господне, на Преполовение Пятидесятницы, в начале Успенского поста, а также на Патраково кладбище, где находилась Пантелеймоновская часовня, приписанная к Выйско-Никольскому собору. В таких молениях укреплялся дух верующих перед новыми испытаниями.

Выйско-Никольский собор г. Нижнего ТагилаВыйско-Никольский собор г. Нижнего Тагила — последнее место служения Сергия Увицкого

Трудности возникли, когда в 1929 году началась кампания по закрытию Выйско-Никольской церкви. Против 216 зарегистрированных членов общины выступили более 10 тысяч неверующих тагильчан, ратующих за открытие в соборе школы. Блестящий проповедник, отец Сергий стал призывать прихожан к усиленной молитве, посту, убеждал чаще исповедоваться и причащаться, в первую очередь обращаться за помощью к Богу, чтобы храм не закрывали. В проповедях он говорил: «Миряне! Производят гонение на православную Церковь. Нам нужно сплотиться, не допустить осквернения и поругания православной веры и Церкви. Жизнь на земле становится тяжелой, и каждым годом нас постигают разные бедствия. Это – кара Божия за наши грехи, за наше неверие. Мы все знаем, что человек перед смертью просит помощи от Бога, и Он дает ему эту помощь, помогает и восхваляет его, и дает жизнь, где нет такого гонения на Православную Церковь.

Терпите, православные, переносите все напасти, как терпел и переносил наш Спаситель Иисус Христос. Мы терпением победим, как победил Христос…. Бог милостив и нам поможет, услышит наши мытарства и гонение с нас снимет. О Господи, помоги нам»[6].

10 февраля 1930 года батюшку арестовали. Мужество пастыря проявилось во время заточения в тагильском домзаке. Он проходил по статье 58-10 части 2. Его обвиняли, как и многих других в это страшное время, в антисоветской пропаганде. В преступление вменялось, что он «несмотря на мясоед, ввёл в церкви пост и исповеди». «Проводить богослужения начали каждый день… За каждым богослужением в течение часа говорит проповеди. В проповедях говорит из Евангелия, которое сравнивает с современной жизнью, поэтому они носят антисоветский характер… Увицкий своими большими ораторскими способностями привлекает большое количество верующих… Он возбуждает верующую массу против коммунистов, не признающих учения Христова, и тем самым подрывает авторитет советской власти, вызывал вражду в отношении коммунистической партии, являющейся руководителем политической и хозяйственной жизни СССР»[7].

Прекрасно образованный священник, закончивший в 1905 году Казанскую Духовную Академию, опроверг все без исключения обвинения следователей. В заявлении от 23 апреля 1930 года он писал: «… устроению жизни на началах Евангельского учения: любви к Богу и человеку, нравственному возрождению и достижению спасения в вечной жизни … посвящена моя пастырская деятельность в качестве приходского священника»[8].

16 мая 1930 года на заседании тройки ОГПУ по Уралу он был приговорен к пяти годам лагерей, что для больного священника было равносильно смертельному приговору. В его жизни уже было «бессрочное», как написано в протоколе, заточение в концлагере № 1, по милости Божией сокращенное до 1,5 лет. Случилось это в начале 1920-х годов. Через десять лет пришло время подлинной Голгофы. Вишерский лагерь, Беломорканал…. 12 марта 1932 года отец Сергий мученически скончался в лагере. Обстоятельства его смерти неизвестны.

В Нижнем Тагиле не осталось ни одного храма, где нес свое пастырское служение отец Сергий: Входо-Иерусалимский и Выйско-Никольский соборы, Введенский храм были стерты с лица земли безбожной властью. Но милостивый Господь дал нам заступника нашей земли в лице священномученика Сергия Нижнетагильского, в 2006 году прославленного в лике святых.


Священномучениче Сергие, моли Бога о нас!

[1] Сведения от 5 февраля 1925 г. // НТГИА. Ф. 211. Оп. 1. Д. 47. Л. 183.

[2] НТГИА. Ф. 211. Оп. 1. Д. 44. Л. 133.

[3] НТГИА. Ф. 211. Оп. 1. Д. 155. Л. 41 – 42 об., 45 – 46об.

[4] НТГИА. Ф. 211. Оп. 1. Д. 79. Л. 17 об.

[5] См. текст Декларации: http://drevo-info.ru/articles/2463.html.

[6] ГААОСО. Ф. 1. Оп. 2. Д. 24517. Л. 21 об.

[7] Там же. Л. 2 об., 3, 6 об.

[8] Там же. Л. 15 – 19.

Скорбященский женский монастырь

Репортажи | 11 марта 2016

Вам может быть интересно: