Записки на полях Души
1. Стратегическая область культуры.
Несомненно, что именно Святая Церковь, явилась той благодатной колыбелью из которой вышли первые таланты и гении нашей эпохи — композиторы, художники, архитекторы, зодчие… В литературе, в изобразительном искусстве, даже в музыке подымалась тематика библейских сюжетов и вечно живых вопросов богословия, этики и философии. И даже когда позднее в искусстве, как таковом, образовалось разделение сакрального и светского, Церковь и Культура, ведя постоянную дискуссию, всё равно выступали как два сообщающихся сосуда. Во всех отношениях Церковь была и остаётся, имея свой неподдельный общественный авторитет, мерилом истинных ценностей. Но каковы современные продукты и контенты производимые светской культурой?
Не секрет, что ныне имеют место в нашем обществе регрессивные лавинообразные нравственные и интеллектуальные деградации. Естественно, что неминуемы и их последствия. Сегодня Святая-Матерь Церковь выходит с культурной, миссионерской задачами за пределы стен храмов и монастырей. Надмирная миссия Церкви всегда и во все времена — спасение человеческих душ. Исходя из этого, одна из задач современного церковного сообщества заключается в бережном собирании в единую дивную мозаику тех островков (христианских по духу) нашей отечественной культуры, что тонут в океане пошлости и греха, затопившем мир в эпоху интернета. Наша архиважная сегодня задача заключается в том, чтобы построить и снарядить вновь, как это было при ветхозаветном патриархе Ное, но уже иной «ковчег русской культуры», способный пережить мутный потоп подмен и суррогатов лукавого века сего. Повторюсь: культура есть лишь инструмент. Цель же — спасение и преображение человека. Это прямая и непосредственная задача Церкви с момента её основания в нашем мироздании.
Несомненно, что сегодня культура — стратегическая область и сфера нашего социума.
2. О фильме как таковом.
Недавно, обустраивая свой досуг, мне пришлось посетить наш городской кинотеатр «Красногвардеец». Здесь вниманию благочестивого зрителя была предоставлена новинка этого года — отечественная комедийная драма «За Палыча!». Данный фильм смело можно отнести к разряду народного кино. Он снят для глубинного народа и о глубинном народе. Комедия более хороших двух недель не сходит с экранов кинотеатров. Парадоксально, но в оценке данного кинопроизведения рецензии профессиональных критиков сообща с обыденными зрителями существенно разнятся между собой. Некоторые скептики уверяют, что картина получилась сырая и входит в категорию премитивных серых штампов, которые не содержат в себе ни таланта, ни чувства вкуса. Избранные гурманы находят, что в фильме «шутки не смешные, конфликты не обострённые, герои не объёмные»… НО! В противовес всему сказанному необходимо отметить, что данная русская кинолента оказалась одним из самых блестящих примеров успеха в истории летнего кинопроката России, обогнав в свой первый уикенд по количеству зрителей французский исторический фильм «Жанна Дюбели» с Джонни Деппом. В первые выходные фильм на больших экранах пришло посмотреть в России и странах СНГ более 232 тыс. зрителей, а сборы с просмотра картины составили чистыми свыше 70 млн. рублей. Таких ошеломительных результатов в июле среди российских фильмов не было уже 19 лет, со времени вышедшего тогда «Ночного дозора».
Кресло режиссёра социальной комедии занял Андрей Богатырёв. Он уже ранее снискал зрительские симпатии как творец спортивной драмы «Дикая лига» с прославленными Владимиром Яглычом, Иваном Охлобыстиным и Дмитрием Назаровым в главных ролях, военного боевика «Красный призрак» и сериала «Вампиры средней полосы». В настоящее время постановщик работает над продолжением «Красного призрака», а также снимает биографическую ленту «Легенда о самбо» (в ней, к слову, одну из главных ролей исполняет Антон Вохмин, в конце июля награжденный призом за «Самый яркий образ» на фестивале веб-сериалов REALIST WEB FEST).
Вместе с Андреем Богатыревым над сценарием картины работали Алексей Чадов («Своя война», «Шторм в пустыне») и Максим Боев («12 месяцев»), которые также выступили в качестве продюсеров проекта.
Новую русскую военную комедию можно описать следующими характеристиками:
- слоган фильма: «Есть такие товарищи, которые никогда не бросят в беде»;
- хронометраж — 90 мин.;
- формат — цифровой;
- возрастной ценз — 12+;
- саундтреком к фильму стала музыкальная композиция «Режиссёр» поп-рок группы «Градусы» из Ставрополя.
3. Захватывающий сюжет.
Пробежимся коротко по сюжету, но без спойлерства. Сюжетная линия тут такова: мальчик Тема рос в обеспеченной семье, поэтому был избалован и не знал отказа ни в чем, как говорится в народе — «мажор». Он сын влиятельного и богатого отца, привыкший, как уже было сказано, жить на широкую ногу в своем провинциальном городе. У него есть деньги, машина, внимание девушек… Ему все дозволено, а в случае любой щекотливой ситуации влиятельный родитель решит любые проблемы. Но жизнь парня резко меняется, когда по его же вине случается неприятный дорожный инцидент с весьма не простым человеком из Москвы. За наглость и нахальство нашему баловню судьбы шалость уже не спускается с рук. «Хулиганству» молодого человека основательно наступает конец. Папа сразу теряет хлебную должность и в мгновение ока отцовская кандидатура снимается с депутатских выборов. Семья тинейджера лишается роскошного дома, материального благополучия, а сынок собственной персоной отправляется на срочку в армию, в ВДВ, где попадает в подчинение к прапорщику Котову, который должен перевоспитать строптивого и хамоватого сынка. Будем надеяться, что служба в армии сделает из него человека с большой буквы.
После того, как отслужил в армии, он узнает, что у его родного деда хотят отобрать старый дом — единственный капитал материального эквивалента. На месте родовой усадьбы старика «предприимчивые» люди собираются выстроить гостиничный комплекс для VIP person. В конце концов, нашему герою всё-таки предстоит сделать роковой выбор: то ли вернуться к сладкой жизни, или вступиться за своего пожилого родственника.
В фильме присутствует борьба добра со злом. И все-таки, наперекор всему и всем наш герой обрёл себя и перевоспитался, стал на путь исправления.
Режиссер повествует, что в образе «дома Палыча угадывается сама Россия, такая же близкая и родная сердцу. Защита этого же ветхого строения — отстаивание вековых ценностей, культуры прошлого, которую жаждут выкорчевать».
4. Актёрская корпорация.
Авторам картины удалось собрать, как в сияющем огнями гламура калейдоскопе невероятно многогранный и яркий актёрский ансамбль. Среди исполнителей — маститые и узнаваемые, а также новички. Многие роли, как к примеру, роль Палыча, которую исполнил Сергей Шакуров, сразу писались именно под определённых артистов. Актёрская команда великолепна.
Прототипом главного героя — Палыча стал Александр Васильевич Маргелов, который впервые в мире в уже далёком от нас 1973 году совершил настоящее десантирование внутри БМД-1 на парашютно-реактивной системе в комплексе «Кентавр». История, которую герой Афгана — Палыч (Сафонов Василий Павлович) рассказывает внуку о своём же десантировании в БМД-1, взята как раз из воспоминаний военного мужа. Всеми нами любимому Сергею Шакурову было интересно показать, как человек, прошедший такую школу жизни, будет реагировать на обстоятельства, с которыми ему приходится сталкиваться в фильме. Странно, почему по сюжету у такого идейного супер-деда вырос почему-то невоспитанный внук-эгоист? Ну что выросло, то выросло. Актёру в силу всех этих причин нужно было «внести в данную ситуацию сегодняшний день». «Меня привлёк сценарий — любопытный, злободневный, очень хорошо прописанный. Мой персонаж Палыч — боевой офицер ВДВ в отставке, закалённый, прошедший серьёзные огневые точки, — рассказывает Сергей Шакуров. — И на пенсии, в мирной жизни ему это очень пригодилось, потому что он попадает в ситуацию весьма непростую, несправедливую. (Но духовная аксиома гласит: «Испытания закаливают характер и волю человека»). Это, действительно, серьёзная сегодня проблема, насущная… Масса таких историй по всей России. Так что комедией я бы наш фильм не назвал, так как он затрагивает вопросы отцов и детей, чести и совести, даже жизни и смерти. Но при этом, у нас получился довольно лёгкий фильм». Шакуров вместе с Борисом Дергачовым уже сыграл ключевые роли в комедийном сериале «Друг на час» (премьера состоялась в апреле 2023 года). Кроме того, он очень хорошо знаком зрителям по фильмам «Пищеблок», «Оливье» и «Внутри убийцы».
На роль внука Палыча — Тёмы режиссёр и продюсеры перепробовали огромное количество претендентов, как именитых, так и начинающих свою карьеру артистов. В итоге, образ так называемого «мажора», волею судеб угодившего служить в ВДВ, на экране воплотил молодой актёр Евгений Зарубин, самый первый приславший самопробы и тут же очаровавший всех авторов картины своим задорным чувством юмора и точным попаданием в образ персонажа. Он известен по проектам «Медиатор», «Шторм» и «Тайна амулета». «Вот бывает такой момент, когда сходится всё и вся. И с этой картиной случилось именно так: у меня было полное понимание этого персонажа, его эмоций в той или иной ситуации, его отношения к предложенным ему обстоятельствам. И я безумно счастлив, что моё видение сошлось с видением режиссёра и продюсеров, — делится впечатлениями Евгений Зарубин, исполнитель роли Тимофея. — При этом я не служил. Но у меня много друзей, которые прошли службу, в том числе и в ВДВ, и отец мой тоже служил в десанте. Общаясь с ними, мне интересно было узнать об их эмоциональном состоянии после дембеля – об этом чувстве растерянности, когда не понимаешь, куда применить приобретённую в армии энергию, силу, мощь. Мой персонаж такой же на протяжении фильма: он хочет найти свой путь».
А для Екатерины Лисиной, исполнительницы роли таксистки Иры и в тоже самое время дамы сердца юного вдвэшника, съёмки в фильме и вовсе стали дебютом. «Я заволновалась когда мне только прислали сценарий. Помню, читая его, много смеялась. Мне он очень понравился: настоящая семейная комедия, с хорошим юмором, никакой пошлости, всё по-доброму, — рассказывает Екатерина — успокоилась, уже только приехав на съёмки: там была такая тёплая атмосфера, что всё располагало к тому, чтобы работалось легко, искренне, честно, открыто».
Ещё одной героиней фильма стала БМД-1 — боевая машина десанта, работа по созданию которой была начата по инициативе Василия Маргелова. А первое в мировой практике десантирование боевой машины на парашюте было произведено экипажем, в который входил его сын — Александр Маргелов. Реально сохранившуюся машину нашли на Военно-технической кинобазе «Мосфильма».
«Мы просто не могли обойти это стороной: БМД — культовая вещь для каждого десантника. И потому это — неотъемлемый и символичный персонаж нашего фильма. Она и в погоне у нас поучаствовала, и машины плохих парней раскидала и подавила… Разве что не стреляла: была такая идея, но потом решили, что не стоит», — подчерктвает продюсер картины Максим Боев.
В самой массовой сцене рукопашного боя десантников с моральными уродами и отморозками участвовало в общей сложности 50 человек актёров и каскадёров. Сцены прохождения службы главного героя снимали в Тульской воздушно-десантной дивизии при участии настоящих солдат-срочников. «Я и кикбоксингом занимался, и паркуром, и фехтованием, и верховой ездой, так что физическая подготовка у меня есть. Но тут месяц пришлось заниматься сценическим боем, причем фулл-контакт, то есть с соприкосновением. Старались сделать максимально натуралистично, поэтому это были тяжёлые тренировки, продолжавшиеся часов по семь. И сцены в армии снимали достаточно быстро, мощно, ведь там очень много разных упражнений. Нужно за несколько минут – а не за год, как происходит у героя фильма, показать как ты из доходяги-дрыща превращаешься в машину для покорения всех вершин», — делится эмоциями Евгений Зарубин.
«Актерский состав какой у нас подобрался? Фантастический! Я был счастлив поработать со всеми артистами. Один Каюмыч чего стоит ?! То, как он работает, с куражом, с азартом, существуя здесь и сейчас, это — просто мощь! Сергей Шакуров в кадре не играет, а живет! Это невероятно! », — восклицает постановщик.
Также в проекте приняли участие такие корифеи кино, как талантливейший отец Иоанн Охлобыстин, Ирина Пегова, Александр Самойленко, Фёдор Лавров, Александр Лыков и многие многие другие.
В конечном итоге, «За Палыча!» получился фильм о простых людях и о том, как братство десантников и любовь самой лучшей девушки на свете порой заставляют избалованного «мажора» трансформировать, пересмотрев свои жизненные цели, и встать на защиту старого дедовского дома.
«Мне кажется, это — фильм о человеческой чести и справедливости. О правде и совести. О любви к своей Родине и своим предкам. Это кино о жизни. А жизнь очень многообразна и интересна, и эта картина тоже получилась очень многообразной и интересной. Её особенно необходимо смотреть молодёжи, но при этом в ней нет назидательности», — говорит Сергей Шакуров.
5. Съёмки фильма.
Подготовка к съемкам комедийной ленты стартовала 2 августа — аккурат в день, когда профессиональный праздник отмечают служащие Воздушно-десантных войск. В качестве локаций, в которых будет разворачиваться история, создатели картины выбрали Калужскую область, а именно города Мосальск и Юхнов, а также деревню Низовское. Там же жили артисты и члены съёмочной группы, причем некоторые расположились прямо в деревенских домах, где спать приходилось на печи. Дом Палыча — с нуля построенная декорация, на полное обустройство которой понадобился месяц. Она была возведена на том же самом месте в деревне Низовское, где до этого проходили съёмки предыдущей картины режиссёра Андрея Богатырёва «Красный призрак». Дом специально выкрасили в бело-голубой цвет — под цвет тельняшек десантников. Сарай-погреб Палыча, где он хранит память о своих предках (фотографии, ордена) и где находится самогонный аппарат, доставшийся ему в наследство от прадеда, был найден и обустроен под съёмки в одном из домов в городе Мосальск.
«Мы хотели сделать историю, не просто которую сами написали, но и в которую сами искренне поверили. Снять её так, как чувствовали. Снять, пытаясь вернуться к традициям советского кино, где было большое уважение к своей земле и острые разговоры на темы, которые всех нас действительно волнуют, где были более объёмные образы, более живые диалоги, более узнаваемая действительность. Дом, который защищает главный герой нашей картины Палыч, это в каком-то смысле образ нашей страны: уютный, местами неказистый, но очень родной и близкий сердцу», — рассказывает режиссёр Андрей Богатырёв.
6. О чем кинолента?
Из истории философии мы знаем, что ещё греческие софисты (этому меня учили профессора Киевской Духовной Академии) любили оттачивать логику своих учеников на загадке всемогущества Божия. «Если Бог всемогущ, — спрашивали они, — то может ли Он сотворить такой камень, который Он был бы не в силах поднять? Может?». Вопрошаемый становился в тупик, ибо получался парадокс: если Творец всемогущ — то может сотворить, а, следовательно, этот камень он не сможет поднять: если же по всемогуществу своему Бог может поднять все — то он опять же не сможет сотворить камень с требуемыми свойствами. Церковь Христова, вспомнив об этой загадке, ответила на нее однозначно: да, Бог может сотворить такое бытие, и Он уже сотворил данный камень. Это — человек! Всё может Бог, кроме одного: спасти человека, который сам того не желает. Здесь Бог становится бессильным перед человеческой свободой. Мир, каким он был до появления человека, был монологичен, в нем не было ничего, что не зависело бы от воли Творца. Но тот «образ», который Творец хочет от Себя дать человеку, включает в себе великий дар свободы. Как раз это и делает нас родственниками со своим Создателем. Теперь в мире появляется бытие, не зависящее от Бога. Бог ограничивает свое всемогущество, создавая в бытии такую сферу, куда Он сам не может войти без стука: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3,20). Теперь в мир входит вся непредсказуемость личностного и любящего диалога. Своей десницею Творец создал в мире островок, в котором он отказывается править непосредственно, у дверей которого Его воля замирает в ожидании, когда её туда допустит человек. Создатель отныне позволяет нам выбирать и принимать решения и никак иначе.
Вы спросите о чём наш фильм? Картина аксиологического (аксиос — достоин) характера: о подлинных ценностях, которые всегда будут крепким фундаментом и опорой во всём. Этот фильм о верности нашему генетическому коду, который мы получаем с молоком матери. Фильм о становлении зрелой, гармоничной личности в поиске самого себя. Главный герой оказывается перед выбором: пройти как и все широким путём сытой богатой жизни или остаться верным голосу совести и памяти доблестных предков, озаряющих подвигом чести вектор нашего бытия.
7. Чему учит и чем назидает зрителя просмотр фильма?
Прежде всего нужно отметить, что картина «За Палыча!» в репертуаре наших кинотеатров в первой декаде августа — единственно русский фильм. Остальные сеансы как всегда — «америкухи».
Быть может, некто, вынося вердикт фильму, скажет, что в итоге получился самый настоящий рафинированный наивняк, даже утрированный, по гротеску — комедия. Конечно же, это — не Андрея Малюкова «Грозовые ворота». Фильм предстал перед зрительской аудиторией современный и в то же самое время простой, легкий для нашего понимания и восприятия.
В кино красной нитью проходит тема борьбы добра со злом. Режиссер на этом поле противопоставляет полярные, антагонистические темы справедливости и беспредела, неподчинения и исправления, труда и праздности… Сюжет, конечно, сказочный, но имеющий сам в себе некий смысл. Здесь говорится и про перевоспитание «зажравшегося» парниши и про наказание всех коррупционеров и взяточников, и про торжество справедливости… Несомненно радует, что главный герой изменяется, обращается к семье, ее традициям и ценностям. Он обрёл себя и перевоспитался, стал на путь исправления.
Вы спросите, чему же учит и чем назидает картина? Фильм учит, что человек, как венец творения, должен всегда быть на страже своей души, идеалов и ценностей. Мораль фильма заключается в том, что непрестанная работа над собой — вот удел человеческих стараний. Смело можно утверждать, что фильм учит зрителя каяться в своих низких поступках. Покаяние на языке оригинале — μετάνοια звучит как метания, что в переводе с греческого означает изменение мышления.
Одной из главных линий фильма — братство «рождённых в небе». Про это самое боевое братство десантников ходят интереснейшие легенды. Вот тут, как раз, оно и показано: как незнакомые люди через своих знакомых едут на помощь и совершают доброе дело. Сила Духа, дисциплина, порядок, уважение друг к другу сплочают вместе боевую семью. Народная мудрость гласит, что бывших десантников не бывает. Данный фильм о настоящих мужчинах. Наша военная драма не для пижонов. Единство личностей в борьбе за справедливость, коррупция — неимоверное зло, и о том, как важно оставаться Человеком говорится на большом экране.
Что можно сказать ещё: фильм учит любви и преданности к Родине, любви к дорогим нашему сердцу людям и родному краю.
Смело можно свидетельствовать, что данная кинолента относится к ментально нашим шедеврам. Она прививает настоящий патриотизм. Одним из главных достоинств фильма является то, что он пропитан мужским духом, которого так не хватает сейчас нашему обществу в эпоху, так называемой, богомерзкой сексуальной революции. Братство, честь, совесть, азарт, смекалка, русские красавцы-богатыри 21 столетия — всё это пазлы единого полотна. Просмотр ленты затрагивает тонкие струны души сентиментального зрителя. Здесь интригой в сюжете раскрывается, как бутон экзотического соцветия, вечная тема любви. Утонченный юмор. Без всякого рода пошлостей, паралельно с главной темой затрагивается и любовная нить зарождения и робкого развития нежных романтических отношений. Без всякой чернухи. Прямо настоящие приключения в хорошем смысле этого слова. Иногда не предполагаешь, что нечто произойдет эта-кое экстравагантное, а в итоге неожиданно — бац! Это, несомненно, придаёт острую специфическую пикантность в просмотре. На сленге молодёжи — «настоящий огонь». Я уверен, что каждый кто внимательно будет смотреть это кино, обязательно сделает правильные выводы о семейных ценностях.
Осмысливая эстетическую сторону произведения, восхищаешься душевными песнями нашей эстрады, прекрасными пейзажами… Красивые природа и музыкальное сопровождение характерны для нашей премьеры. При просмотре радуют глаз и вдохновляют красоты средней полосы нашего Боголюбивого Отечества. Они доставляют необъяснимое ощущение радости и особой святой гордости. В Церкви не говорят, — я горжусь. Ибо гордость это величайший грех, зло, мать всех пороков. Согласно благочестивой традиции верующие люди смиренно произносят, — Слава Богу!
Но самое главное, здесь воспеты красота и широта души русского человека, нас всех, как могучей нации.
8. PS.
ВДВ России имеют статус отдельного рода войск Вооружённых Сил РФ. Данные войска принадлежат резерву Верховного Главнокомандования. «Крылатая пехота» по благословению священноначалия имеет в столице нашего государства свой сугубый, можно сказать, персональный храм Благовещения Пресвятой Богородицы при бывших казармах Сапёрного батальона в районе Сокольников. Особой гордостью Высшего Командного Рязанского Училища ВДВ является полковой деревянный храм, выстроенный на территории учебного заведения на «боевые» выплаты курсантов. Капелланы, духовно окормляющие «голубые береты» в обязательном порядке проходят спец курс обучения вместе с «крылатыми братьями». Одной из обязанностей «десантных батюшек» является совершение прыжков с личным составом на военных аэродромах. На сегодняшний день доля верующих военнослужащих ВДВ составляет свыше 90% от их общего числа. Интересно, что на вооружении Церкви и Армии у нас в стране имеется единственный в мире десантный мобильный «летучий храм».
2 августа в нашей стране традиционно отмечается день Воздушно-десантных войск. Почему именно так? В 1930 году в этот день прошли учения Московского военного округа под Воронежем, в ходе которых впервые десантное подразделение из 12 человек совершило прыжок с парашютом. Десантники считают Илию Пророка своим духовным покровителем, и праздник ВДВ совпадает с днем памяти этого библейского героя, одного из самых почитаемых святых ветхозаветной истории. Не только в России, но и в Сербии, Белоруссии и других странах СНГ пророк Илия небесный — покровитель Воздушно-десантных войск. Этот небожитель был примером целомудренной жизни. Он боролся с идолопоклонством, совершал чудеса именем Господа Саваофа. Согласно Преданию Церкви, пророк живым был забран на Небо. Туда он умчался на огненной колеснице, запряженной четырьмя белыми конями, оставив после себя Израилю своего духовного ученика пророка Елисея. На Небе Илья ждёт Второго пришествия Христа, чтобы снова возвратиться на Землю, обличая пандемию греха и распутства. Согласно голосу Святой Церкви, уже в новейшей истории его ожидает венец мученика. Пророк Илия считается покровителем ВДВ, так как сам был воинственным, честным, бескомпромиссным ко греху и беззаконию. Он всегда, несмотря на все гонения и обстоятельства жизни, хранил верность Господу и своим, как сейчас бы сказали в наше время, принципам. Жесткий и верный своим идеалам, низводящий молнии на землю, святой пророк, оказавшийся сильнее Ваала, наказавший лживых жрецов, победитель язычества, он более всего импонировал первым христианам древнего Киева – воинственным дружинникам князя. Неслучайно и святая равноапостольная княгиня Ольга, приняв крещение, построила храм пророка Илии в своем имении на псковщине в селе Выбуты. Небесным покровителем былинного Ильи Муромца был, конечно, тот самый пророк. У былинного богатыря был реальный прототип – Илья Чоботок, один из преподобных насельников Киево-Печерского монастыря, бывший прежде славным воином. Именно с колокольни Ильинского храма Москвы прозвучал набат, призвавший горожан к восстанию против Лжедмитрия в Смутное время. Так что святого Илию пророка издревле почитали на Руси, как покровителя и патрона ратного дела, а также защитников нашего Богохранимого Отечества, а Ильин день широко отмечался в прежние времена. Первый храм, построеный на берегу р. Почайны (приток Днепра) в Киеве при князе Игоре, был освящён в честь ветхозаветного пророка.
Но вот наступила другая эпоха — советское время. Официальная пропаганда категорически запрещала прежние духовные традиции, заставляла отречься от своей веры и истории, а порой – и от своих предков, но полностью искоренить православие из жизни русского народа новая идеология не смогла. Многие люди продолжали ощущать себя христианами не смотря ни на что. В 30-е годы XX века Красная Армия стремительно крепла. Появлялась современная техника, совершенствовалась тактика, создавались новые стратегические концепции. Одной из таких новинок стал воздушный десант. Переброска диверсантов в тыл врага на самолетах применялась Русской Армией еще в Первую Мировую войну, а первая массовая переброска войск по воздуху состоялась в Гражданскую. Это были так называемые посадочные десанты (самолеты приземлялись для высадки), а первый настоящий парашютный десант был высажен в ходе учений Московского военного округа 2 августа 1930 года, как выше уже было мною подчёркнуто. Вот с этой даты и берут свое начало Воздушно-десантные войска. Сейчас уже трудно ответить на вопрос, был ли десант специально спланирован на день пророка Илии, или это случайное совпадение? Конечно, о том, чтобы официально «привязать» высадку к церковной дате не могло быть и речи в то время. Ничего об этом не расскажут и официально отцензурированные советские мемуары.
После войны в Афганистане многие части ВДВ стали привлекаться к выполнению миротворческих функций в Баку, Карабахе, Южной и Северной Осетии, Узбекистане, Мозонбике, Анголе, Приднестровье и в зоне грузино-абхазского конфликта, Сирии. Два десантных батальона выполняли задачи в составе Миротворческих Сил ООН на территории бывшей Югославии. Десантники принимали участие и в боевых действиях в Чечне. Воздушно-десантные войска остаются одними из самых боеспособных. Это позволяет ВДВ стать основой мобильных сил, так как по своей оснащенности, специфике, решаемых задач и приобретенному опыту они наиболее подходят для этой роли. В настоящее время воздушно-десантные войска РФ имеют в своем составе четыре воздушно-десантные дивизии, одну отдельную воздушно-десантную бригаду, учебный центр, части обеспечения и обслуживания, а также Рязанский военный институт ВДВ им. В.Ф. Маргелова.
В Армии Воздушно-десантные войска применяются как военные силы быстрого реагирования. За всю историю аэромобильных войск всего мира только советские парашютисты могли успешно десантироваться с многокилометровой высоты в боевых машинах десанта.
Приведём любознательный факт. В своём письме В. М. Молотову посол СССР в Великобритании И. М. Майский вспоминает: » … в начале 1936 года я показал в Лондонском посольстве наш фильм «Киевские манёвры» перед избранной военно-политической аудиторией. Мои гости (среди которых, между прочим, были Черчиль и генерал Дил), отнеслись к этому военному нововведению крайне скептически».
День Воздушно-десантных войск Российской Федерации отмечается ежегодно 2 августа на основании Указа — Президента Российской Федерации В. В. Путина № 549 от 31 мая 2006 года «Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооружённых Силах Российской Федерации» в целях возрождения и развития отечественных воинских традиций, повышения престижа военной службы и в знак признания заслуг военных специалистов в решении задач обеспечения обороны и безопасности государства.
В этом году Воздушно-десантным войскам России исполнилось 93 года. В русском народе живёт убеждение, что истинный человек и сын Отечества — это одно и тоже.
В завершении своей эксклюзивной статьи смело подчеркиваю, что данную военную соц. комедийную драму настойчиво рекомендую всем своим друзьям и знакомым для семейного просмотра.
«С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей
Живущих в соседнем дворе.
А может она начинается
С той песни что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой берёзки, что во поле
Под ветром, склоняясь, растёт.
А может она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.
С чего начинается Родина?
С окошек горящих вдали,
Со старой отцовской буденовки,
Что где-то в шкафу мы нашли.
А может она начинается
Со стука вагонных колес,
И с клятвы которую в юности
Ты ей в своем сердце принёс.
С чего начинается Родина?..»
Доктор Богословия, доцент протоиерей Алексий Агиевич