Законодавец первый подчиняется закону

Об­ре­за­ние в ка­че­стве об­ря­да по­свя­ще­ния Бо­же­ству су­ще­ство­ва­ло у мно­гих на­ро­дов, в том чис­ле и у егип­тян. В ев­рей­ском по­ни­ма­нии кровь свя­щен­на, так как «кровь есть ду­ша», кровь, те­ку­щая из ор­га­на, да­ю­ще­го жизнь, озна­ча­ет по­свя­ще­ние Бо­гу жиз­ни, при­ня­той как дар. У из­ра­иль­тян этот об­ряд стал зна­ме­но­вать вступ­ле­ние в со­юз-за­вет Ав­ра­ама и из­бран­но­го на­ро­да с Бо­гом и дол­жен был на­по­ми­нать на­ро­ду о вы­те­ка­ю­щих из это­го обя­за­тель­ствах.

Пра­во­слав­ная Цер­ковь от­ме­ча­ет 14 ян­ва­ря празд­ник Об­ре­за­ния Гос­под­ня. Во всех хра­мах в этот день прой­дут празд­нич­ные бо­го­слу­же­ния.

Еван­гель­ское пре­да­ние гла­сит, что на вось­мой день по­сле Рож­де­ния Иисус Хри­стос, по вет­хо­за­вет­но­му за­ко­ну, про­шел об­ряд об­ре­за­ния. Об­ряд был уста­нов­лен для всех мла­ден­цев муж­ско­го по­ла в знак за­ве­та Бо­га с пра­от­цом Ав­ра­амом и его по­том­ка­ми.

При со­вер­ше­нии это­го об­ря­да Бо­же­ствен­но­му Мла­ден­цу бы­ло да­но имя Иисус (Спа­си­тель), про­из­не­сен­ное ар­хан­ге­лом Гав­ри­и­лом еще в день Бла­го­ве­ще­ния Де­ве Ма­рии.

По тол­ко­ва­нию от­цов Церк­ви, Бог-Сын при­нял об­ре­за­ние, чтобы по­ка­зать лю­дям при­мер неукос­ни­тель­но­го ис­пол­не­ния Бо­же­ствен­ных уста­нов­ле­ний и чтобы ни­кто впо­след­ствии не мог усо­мнить­ся в том, что Он был ис­тин­ным Че­ло­ве­ком, а не но­си­те­лем при­зрач­ной пло­ти, как учи­ли неко­то­рые ере­ти­ки.

В Но­вом За­ве­те об­ряд об­ре­за­ния усту­пил ме­сто та­ин­ству Кре­ще­ния, про­об­ра­зом ко­то­ро­го он и яв­лял­ся.

Сви­де­тель­ства о празд­но­ва­нии Об­ре­за­ния Гос­под­ня в Во­сточ­ной Церк­ви вос­хо­дят к IV ве­ку.

Празд­ник Об­ре­за­ния Гос­под­ня про­дол­жа­ет­ся один день и со­еди­ня­ет­ся с празд­но­ва­ни­ем па­мя­ти свя­то­го Ва­си­лия Ве­ли­ко­го, ар­хи­епи­ско­па Ке­са­рии Кап­па­до­кий­ской, от­че­го в на­ро­де он из­ве­стен под име­нем Ва­си­лье­ва дня.

Тро­парь Об­ре­за­нию, глас 1:
Ты, Иисус, си­дя­щий в небе­сах на ог­не­вид­ном пре­сто­ле с Без­на­чаль­ным От­цом и Бо­же­ствен­ным Тво­им Ду­хом, бла­го­во­лил ро­дить­ся на зем­ле от Де­вы, не по­знав­шей му­жа, Ма­те­ри Тво­ей; по­это­му и был об­ре­зан, как че­ло­век, на вось­мой день. Сла­ва все­ми­ло­сти­вой во­ле Тво­ей, сла­ва про­мыш­ле­нию Тво­е­му, сла­ва снис­хож­де­нию Тво­е­му, Еди­ный Че­ло­ве­ко­лю­бец!


Кондак Об­ре­за­нию и Свя­ти­те­лю, глас 3: 

Гос­подь всех (все­го) тер­пит об­ре­за­ние и, бу­дучи Бла­го­де­те­лем, об­ре­зы­ва­ет че­ло­ве­че­ские пре­гре­ше­ния, да­ру­ет се­го­дня спа­се­ние ми­ру; ра­ду­ет­ся же на Небе­сах и бо­же­ствен­ный таинник (греч. мист.) Хри­ста Ва­си­лий, све­то­нос­ный иерарх [на­ше­го] Со­зда­те­ля.
Тро­парь Свя­ти­те­лю, глас 1: 
Про­по­ведь твоя про­шла по всей зем­ле, при­няв­шей твое сло­во, ко­то­рым ты из­ло­жил до­стой­ные Бо­га ис­ти­ны ве­ры (дог­ма­ты), разъ­яс­нил при­ро­ду все­го су­ще­ству­ю­ще­го, улуч­шил (укра­сил) че­ло­ве­че­ские нра­вы. Ты, цар­ствен­ное свя­щен­ство, пре­по­доб­ный отец наш [Ва­си­лий], мо­ли Хри­ста Бо­га да­ро­вать нам ве­ли­кую ми­лость.
Кондак Свя­ти­те­лю, глас 4: 
О, пре­по­доб­ный Ва­си­лий! От­кры­ва­ю­щий небес­ные тай­ны, на­де­ля­ю­щий всех лю­дей неотъ­ем­ле­мым со­кро­ви­щем и за­пе­чатле­ва­ю­щий его сво­им уче­ни­ем, – ты стал непо­ко­ле­би­мым ос­но­ва­ни­ем Церк­ви.
Ве­ли­ча­ние Об­ре­за­нию: Про­слав­ля­ем Те­бя, Хри­стос, По­да­тель Жиз­ни, и по­чи­та­ем пре­чи­стой Тво­ей Пло­ти за­кон­ное об­ре­за­ние.
Ве­ли­ча­ние Свя­ти­те­лю:
Про­слав­ля­ем те­бя, Свя­ти­тель, отец наш Ва­си­лий, и по­чи­та­ем свя­тую твою па­мять, ибо ты мо­лишь­ся за нас Хри­сту – на­ше­му Бо­гу.

 

Скорбященский женский монастырь

Новости епархии | 14 января 2016

Вам может быть интересно: