Заявление службы коммуникации ОВЦС
27 июля 2016 года в Киеве завершилось беспрецедентное по своему духовному и гражданскому значению событие — Всеукраинский крестный ход мира, любви и молитвы за Украину, организованный по инициативе Украинской Православной Церкви. По разным оценкам более 80 тысяч православных верующих приняли участие в молитвенном шествии одновременно с запада, из Свято-Успенской Почаевской Лавры, и с востока, из Свято-Успенской Святогорской Лавры, чтобы в день празднования Крещения Руси и памяти святого равноапостольного князя Владимира соединиться с многочисленными киевлянами в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре за Божественной литургией.
Преодолевая сотни и тысячи километров, встречая на своем пути трудности из-за продолжающегося гражданского конфликта в стране, верующие с молитвой шли навстречу друг другу, чтобы вместе просить Господа и Пресвятую Богородицу о прекращении междоусобной брани, о торжестве любви, мира, добра и межконфессионального согласия на многострадальной украинской земле.
Однако даже такое благое дело, призванное преодолеть разделения в украинском обществе, встретило циничные нападки и несправедливые обвинения со стороны руководства Украинской Греко-Католической Церкви, которое воспользовалось этим событием как поводом для новых злобных и циничных обвинений в адрес канонической Украинской Православной Церкви. Верховный архиепископ УГКЦ Святослав Шевчук 24 июля дал интервью Департаменту информации УГКЦ, в котором заявил, что Всеукраинский крестный ход — это политическая пророссийская акция. «Московский Патриархат», по словам архиепископа, «часто использовался как инструмент в руках агрессора». Глава УГКЦ сравнил крестный ход с «живым щитом из гражданских лиц» и предупредил, что «если из среды участников этого крестного хода будут исходить антиукраинские лозунги и провокации, это станет концом Московского Патриархата на Украине». Не остановился архиепископ и перед утверждением, что среди духовенства Московского Патриархата «очень много фактов поведения, не совместимых со званием гражданина Украины, и Служба безопасности Украины должна ими заняться».
Эти высказывания главы УГКЦ, недостойные не только архиепископа, но и вообще христианина, направленные на разжигание межконфессиональной розни, выдержанные в жанре политического доноса, не могут не вызывать возмущения и омерзения в сердцах православных верующих. Уния, насаждавшаяся огнем и мечом на протяжении многих столетий, и сегодня демонстрирует свою враждебность по отношению к Православию. Вновь и вновь, вопреки договоренностям, достигаемым ценой больших усилий на высоком уровне между Православной и Католической Церквами, уния напоминает о себе как силе, сеющей вражду и ненависть, систематически и последовательно препятствующей примирению между Востоком и Западом.
19 июля на официальном сайте УГКЦ было опубликовано интервью бывшего главы этой церкви кардинала Любомира Гузара, который обвинил Священноначалие Украинской Православной Церкви в неискренности и политических мотивах: «Эти крестные ходы провозгласила и организовывает Украинская Православная Церковь… Это всё выглядит как подлая хитрость. Это цинизм, хуже которого трудно что-то представить».
Из этих заявлений, дышащих ненавистью, очевидно, что каноническое Православие по-прежнему остается мишенью ожесточенных нападок для униатских лидеров. На протяжении веков униаты пытались расправиться с Православием при помощи светских властей, когда это было возможно, или при помощи разного рода инсинуаций, подлогов и обмана. И сегодня своими политизированными заявлениями греко-католическое руководство снова пытается вбить клин между православными и католиками, воспрепятствовать нормализации межцерковных отношений и развитию диалога на Украине. Ясно, что руководители УГКЦ не расположены вести какой-либо конструктивный диалог с каноническим Православием ради достижения мира и взаимопонимания. Любая инициатива Украинской Православной Церкви, даже такая благородная как Всеукраинский крестный ход, встречает со стороны греко-католиков лишь яростные нападки.
В действиях греко-католиков со всей очевидностью проявляет себя природа унии, возникшей в XVI веке по политическим мотивам. Как отмечается в документе Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью «Униатство как способ объединения в прошлом и поиски полного единства в настоящем» (Баламанд, 1993 г.), униональные «усилия привели к присоединению ряда общин к Римскому престолу и, как следствие этого, к разрыву их единства с материнскими Церквами Востока. Это происходило не без привнесения внецерковных интересов… так создалась ситуация, ставшая источником конфликтов и страданий сначала для православных, а затем и для католиков». Принцип разделения и конфликта, изначально присутствующий в унии, продолжает и в наше время быть источником страданий для многих людей и служит средостением для достижения взаимопонимания между православными и католиками.
В Совместном заявлении Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Папы Римского Франциска, подписанном в Гаване 12 февраля 2016 года, наряду с признанием, что «метод “униатизма” прежних веков, предполагающий приведение одной общины в единство с другой путем ее отрыва от своей Церкви, не является путем к восстановлению единства», содержится призыв к примирению и нахождению взаимоприемлемых форм сосуществования между православными и греко-католиками (п.25). Однако руководство УГКЦ не только не прислушалось к этому призыву, но, выступив с нападками на Совместное заявление и его авторов — Папу Франциска и Патриарха Кирилла, —продолжает углублять противостояние в украинском обществе и омрачать отношения между православными и католиками.
Ввиду беспрецедентно агрессивной риторики верховного архиепископа УГКЦ Святослава Шевчука и кардинала Любомира Гузара по отношению к канонической Украинской Православной Церкви и Московскому Патриархату в целом, Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата полагает делом неотложной необходимости возвращение к теме канонических и пастырских последствий унии на следующей пленарной сессии Смешанной комиссии по православно-католическому диалогу, запланированному на 15-22 сентября 2016 года в г. Кьети (Италия). Возможно ли вести диалог с Римско-Католической Церковью по иным богословским вопросам в то время, как тема унии продолжает оставаться кровоточащей раной, а лидеры униатизма не прекращают свою кощунственную и политизированную риторику, направленную против канонической Украинской Православной Церкви? Диалог по вопросу о канонических и пастырских последствиях унии, насильственно прерванный по вине греко-католиков, должен быть незамедлительно возобновлен.