Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на торжественном заседании, посвященном 200-летию со дня рождения митрополита Макария (Булгакова)
7 октября 2016 года в большом конференц-зале Московской духовной академии под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось торжественное заседание, посвященное 200-летию со дня рождения выдающегося деятеля Русской Православной Церкви, замечательного ученого, историка и богослова митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова). Святейший Патриарх выступил на мероприятии с речью, посвященной личности владыки Макария и значению его наследия.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства!
Дорогие владыки! Уважаемые высокие представители науки, профессора, преподаватели, студенты Московской духовной школы! Дорогие братья и сестры!
Всех вас сердечно приветствую и поздравляю с замечательным событием — с празднованием в Московской духовной школе 200-летия со дня рождения Преосвященного Макария, митрополита Московского и Коломенского.
Митрополит Макарий — об этом вы хорошо знаете, и выставка, которая сегодня развернута в фойе, наглядно об этом свидетельствует, — был незаурядным человеком. Конечно, он получил свои таланты от Бога, но развил их неустанными трудами и вел не только научную работу, о которой мы сегодня будем в первую очередь говорить, но и совершал архипастырское служение с очень большой отдачей. То, что так ясно показано на стендах, для меня в каком-то смысле было неожиданностью, поскольку, как и многие, я связывал имя митрополита Макария прежде всего с его научной деятельностью. Но когда Господь дает человеку талант, то он очень часто преломляется во многих сферах деятельности.
Святитель Макарий был, конечно, блестящим академическим ученым, и я несколько слов об этом скажу. Но он был также выдающимся иерархом. Он строил храмы и монастыри. Он реформировал систему церковного управления. Некоторым кажется, что церковное управление — это ненужная бюрократия, но почитайте внимательно написанное на этих стендах. Первое, что делал митрополит, когда его назначали на ту или иную кафедру, — приводил в порядок делопроизводство, потому что это механизм, посредством которого руководитель, и светский, и церковный, осуществляет свое управление. Кроме того, владыка Макарий объезжал епархии, встречался с духовенством; он был действительно добрым пастырем и одновременно выдающимся ученым.
Владыка внес огромный вклад в научное и церковное наследие нашей страны. Мы помним его как автора фундаментальных трудов по истории Русской Церкви и православному богословию. Книги его, написанные сто с лишним лет назад, не теряют своего значения и сегодня — как источник знаний, представленных в замечательном систематическом изложении. Он был блистательным знатоком истории, древних рукописей и отечественной словесности, рачительным и мудрым архипастырем, храмоздателем, ректором Санкт-Петербургской духовной академии, в которой сформировал прекрасный плодоносный уклад жизни этого учебного заведения. По поручению Синода владыка осуществлял ревизию учебных заведений, и как знаток богословского образования не только с точки зрения науки, но и с точки зрения организации прекрасно справлялся с этой работой. Как митрополит Московский и Коломенский владыка был членом Святейшего Синода, но, кроме того, действительным членом Российской Императорской Академии наук и еще многих научных обществ и университетов.
Обращаясь мысленно к огромному наследию владыки, к его успехам в сфере церковного управления, задаешься вопросом: откуда владыка черпал силы для осуществления столь многообразной деятельности? Конечно, таланты даются от Бога, и если человек не ленится и эти таланты развивает, то Господь дает ему силы. Творческая деятельность талантливого человека может быть успешна только в том случае, если сопровождается большим трудом. Именно такой замечательный пример сочетания Богом данного таланта с самоотверженным трудом и дает нам митрополит Макарий.
Нельзя не сказать и о его человеческих качествах. В некоторых текстах, которые оставил владыка, — в торжественных словах и особенно в письмах — мы видим его глубоко сопереживающим за ближних, радеющим о пользе церковной, никогда не возносящим себя как ученого или как церковного деятеля. Ему были свойственны чувство самоумаления и повышенное чувство ответственности за всякое порученное ему дело. За всем этим стоит самое главное — любовь к людям. Если у христианина, священнослужителя нет любви, то невозможно исполнять все послушания, которые Церковь на тебя возлагает, потому что в центре этого послушания — человек, его сердце, его разум, его чувства, а главное, труды во спасение человека. И владыка Макарий был именно таким удивительно плодотворным представителем духовного сословия, обладавшим большим сердцем, мощным интеллектом, трудоспособностью и жертвенным отношением к исполнению порученного ему дела.
Именно любовь к Богу и открытость к людям порождают в юном Михаиле, будущем митрополите, желание посвятить свою жизнь служению Церкви. Любовь к Церкви побуждает его к добросовестному изучению богословского наследия и умножению знаний о русском Православии и христианской догматике. Любовь к науке понуждает его не только к академическим трудам, но и к открытию библиотек, образовательных кафедр, учреждению журналов, изданию книг. Любовь к ближнему дает ему силы уделять внимание даже самым малым бытовым проблемам епархии или академии. Любовь к красоте вдохновляет его и делает внимательным к внешнему облику и убранству препорученных ему училищ, духовных школ, строящихся храмов.
Я и в этих стенах уже говорил о том, как важно формировать, в том числе, эстетическое чувство, потому что человек с развитым чувством прекрасного восприимчив к Божиему закону, на котором строится все мироздание, — к закону гармонии. Если человек не чувствует этого закона, если он не видит гармонии, то он закрывает для себя возможность видеть и чувствовать Божие присутствие. А когда эстетическое чувство развивается и подкрепляется соответствующим образованием, то человек начинает видеть Божественный закон гармонии и стремится его осуществить в своей собственной деятельности.
Когда я был ректором академии, я часто в вечернее время встречался со студентами, посещал их общежития, обращая внимание на то, как они одеты, как они себя ведут, в каком состоянии их жилища. Мне говорили: «Слушайте, это же не армия. Что Вы хотите от детей?» И я пытался всегда объяснить, что человек, обладающий эстетическим чувством, реализует это чувство везде, а не только в музее или картинной галерее, и в первую очередь будет организовывать гармоничное окружение своей жизни, наводя порядок вокруг самого себя.
Позднее, когда я уже стал правящим Смоленским архиереем, я очень любил посещать дома, в которых живут священники, и всегда просил, чтобы меня отвели на кухню. И мне все становилось ясно. Если беспорядок на кухне, а за кухню матушка ответственна, то будет беспорядок и во всем доме. А если священник никак не участвует в установлении порядка в своем доме, то как же он будет следить за порядком в храме, на приходе? У него потеряно эстетическое чувство, он не видит безобразия, не видит трещин на потолке, не видит грязных окон, не видит нестриженой травы. Поэтому очень важно, чтобы мы обращали внимание на такие «мелочи». На самом деле это не мелочи. Задайте себе вопрос: вы видите безобразие вокруг себя? Если вы его не видите в малом, то не увидите и в большом, не увидите безобразие в общественной, в церковной жизни, а священник должен все это видеть, чтобы Божественный мир, который открывается нам, в том числе, через закон гармонии, отображать вовне и максимально защищать.
Когда мы говорим о христианской любви, мы подразумеваем, в том числе, заповеданную нам от Господа любовь к врагам. А как осуществляется любовь к врагам? В первую очередь — через терпеливое отношение к человеческим недостаткам. Если вы встречаетесь с человеком, который агрессивен по отношению к вам, но не отвечаете ему тем же, то вы проявляете христианскую любовь. Только отсутствие агрессии должно быть не результатом волевых усилий, когда человек сжимает зубы и еле сдерживает себя, — просто в сердце не должно быть злобы.
Святитель Макарий был именно таким человеком. У него было много завистников, как у каждого талантливого человека, а поскольку талантливого и сильного человека трудно уязвить правдой, то обычно завистники прибегают к клевете. Предметом таких атак со стороны завистников и был владыка Макарий. На него клеветали, ему завидовали, но нигде и никогда мы не увидим — ни в его собственных произведениях, ни в воспоминаниях о нем — чтобы он вовлекался в эту брань. Из его писем следует, что он любил трудиться. Как часто он поверяет бумаге свои думы о новых поручениях, постоянно свидетельствуя о своей радости от трудов на благо ближнего и Церкви. Вот одна цитата: «Я не замечаю, как мне живется, за делами позабыл порядок дней и не вижу, право, как бежит время». А дальше — самые замечательные слова: «Участью своей я совершенно доволен и пока лучшей не желаю». А была ли учесть такой легкой? Конечно же, нет.
Выступая с речью на открытии памятника А.С. Пушкина в Москве, митрополит Макарий произнес изящную похвалу поэту, который, по его выражению, «понял и вполне сознал свое призвание; не зарыл в землю талантов, данных ему от Бога, а употребил их на то самое дело, на которое был избран и послан». При большом скоплении народа митрополит Московский и Коломенский возносит благодарность «Тому, Кто даровал нам такого поэта, Кто наделил его такими талантами, Кто помог ему исполнить свое призвание». И от лица земли Русской он обращает к Создателю молитву о том, чтобы Господь посылал нашей стране «гениальных людей и великих деятелей, не на литературном только, но и на всех поприщах общественного и государственного служения».
Эти слова владыки Макария я бы хотел обратить к Господу в качестве и моей молитвы. Прошу всех вас к этой молитве присоединиться и просить Господу о том, чтобы Он даровал земле нашей делателей умных, образованных, талантливых, честных, любящих свою Родину и любящих ближнего своего. Помогай вам Господь возрастать в этой любви и в этой вере.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси