Второй родственный визит
23 ноября состоялась паломническая поездка, организованная для прихожан Скорбященского монастыря семейным клубом «Очаг». В октябре начался цикл паломнических поездок прихожан по святым местам нашей Нижнетагильской епархии. Первая состоялась 5 октября, когда группа прихожан во главе с матушкой Марией (Сташевской) и батюшками Евгением Самойловым и Алексием Исмагиловым посетила город Невьянск, где, кроме посещения храмов, состоялась панихида на могиле сватьи священномученика Сергия Увицкого – Надежды Леонидовны Пономаревой.
Маршрут второй паломнической поездки, прошедшей 23 ноября, был на юго-восток епархии: село Покровское – город Верхняя Салда – город Нижняя Салда.
Село Покровское – первая остановка – интересно не только храмом в русско-византийском стиле в форме креста, возведенным к 1908 году на средства прихожан. История любого храма – это прежде всего история жизни людей. Даже женщины и дети месили глину для церковных кирпичей – так они хотели, чтобы в селе появился каменный храм вместо маленького деревянного. Кстати, здесь была самая многочисленная в пригороде Нижнего Тагила община: в 1930 году при регистрации религиозной организации в приход записались 1656 человек (сравните: в Нижнетагильском Выйско-Никольском соборе было чуть более 200 человек), а в 1955 году за открытие пустующей церкви свои подписи поставили 860 сельчан.
Во время поездки паломники узнали, что из села Покровского были пять сестер дореволюционного Скорбященского монастыря: Антонина Булавина, София Марченкова, Екатерина Гурина, Миропия (в монашестве Дария) Волкова, Мария Декунова. Все они были лишены избирательных прав, а две последние пострадали ради Господа – проходили по уголовному делу 1932 года «Историческая гниль». Особенно примечательна судьба личной послушницы игумении Марии (Крузе) Антонины Булавиной. Долгие годы она служила сторожем и звонарем Покровского храма одноименного села, но, к сожалению, следы ее теряются после 1950 года.
Невольно хочется повторить, что сегодняшняя поездка – это тоже «духовно-родственный визит». За алтарем Покровского храма был похоронен второй сват священномученика Сергия Нижнетагильского – иерей Петр Пономарев, почивший в Рождество Христово 1920 года. К сожалению, сегодня место захоронения утрачено и может быть определено только примерно. Матушка Елена Львовна Пономарева (в девичестве Удинцева) осталась с пятью детьми. Их сын Николай Петрович был женат на старшей дочери священномученика Сергия Увицкого – Ольге. Два семейства связывало тесное общение. Сыновья отца Петра: Николай, Петр, Григорий, Александр – прошли всю Великую Отечественную войну и вернулись домой, к родным. Видимо, крепкие молитвенники были в этой большой и дружной семье! Александр Петрович Пономарев, полковник медицинской службы, купил для Павлы Ивановны Увицкой, которая жила с дочерью и зятем, дом в Нижнем Тагиле.
Все это мы узнали по дороге. А потом нас, как родных, встретил настоятель Покровского храма иерей Сергий Самков. Батюшка рассказал об истории его строительства, закрытия, возвращения верующим и восстановления.
Главной святыней храма стала чудом уцелевшая до наших дней алтарная фреска с изображением Пресвятой Богородицы «Благодатное Небо». На образе Богоматерь изображена с Младенцем в шуйце и одним на Двоих нимбом. Они стоят на облаке в окружении восьми шестикрылых Серафимов, а Младенец Христос ручками как бы обнимает весь мир. Эта фреска является списком с иконы Владимирского кафедрального собора в Киеве, созданной в 1885–1896 годах русским живописцем В. М. Васнецовым. Фреску «Благодатное Небо» в Покровском храме безбожники неоднократно пытались удалить, потом ее решили забелить, но лик Божией Матери все равно проявлялся. Так изображение Матери Божией с Младенцем сохранилось до наших дней. Жить под святым Омофором нашей Небесной Заступницы и спасительно, и налагает серьезную ответственность.
Все желающие смогли под чутким руководством отца Сергия отчеканить монету с изображением на аверсе посещенного храма и на реверсе иконы Покрова Божией Матери. Вы бы видели, каким радостным был этот процесс приобщения к ремеслу наших предков! Вот такая память останется от поездки!
Далее паломники отправились почтить память верхнесалдинских святых Петра Дьяконова и Алексия Кузнецова, убиенных со страшной жестокостью 1 октября 1918 года на окраине Нижнесалдинского завода, близ железнодорожной станции. Хотя погибли они в одном месте, похоронили их порознь.
Отец Петр вместе с пятью расстрелянными крестьянами и начальником железнодорожной станции был похоронен на приходском кладбище, а отец Алексий – в церковной ограде. Паломникам было радостно узнать, что последний начинал свое диаконское служение в Нижнетагильском заводе – в Выйско-Никольском соборе, где оставил по себе добрую память как талантливый педагог, что отражено в летописи.
У каждого храма есть удивительные, достойные летописания, истории обретения святынь, его благоукрашения. О святынях Иоанно-Богословского храма, жизненном пути и чудесах по молитвам священномученикам Петру и Алексию, прославленным в Соборе новомучеников и исповедников Российских в 2002 году, рассказала Наталья Михайловна Ганина. Тагильчане помолились об обретении их мощей. Все увезли домой их икону, с любовью подаренную в верхнесалдинском духовно-просветительском центре «Сретение».
Центр никого не оставил равнодушным. Паломники познакомились с церковным музеем, библиотекой, многочисленными творческими мастерскими для мальчиков и девочек, живым уголком, помещениями, где занимаются участники клуба общения «Горница», православного молодежного клуба «Ковчег», военно-патриотического клуба «Дружина», посещающие детский сад «Ладушки» малыши. Все здесь сделано с большой любовью.
Путешествие к святыням привело тагильчан и на место упокоения Петра Дьяконова на старом салдинском кладбище, где все вместе помолились верхнесалдинским святым. Молебен отслужил клирик Скорбященского монастыря иерей Алексий Исмагилов.
Дорога в Нижнюю Салду – та самая, по которой совершался крестный ход 8–9 мая (по новому стилю 21–22 мая) в память о покровителях двух храмов Иоанне Богослове и Николае Чудотворце и пожаре, случившемся в 1864 году по причине пьянства. И хоть не было у нас малиновых и белых рубах, как это было в XIX – начале ХХ веков, все равно движение по ней было волнительным.
Миссионер Нижнесалдинского храма во имя святого благоверного князя Александра Невского Евгений Сергеевич Николаюк, замечательный краевед, рассказал об его истории. Он показал плитку из красного нижнетагильского мрамора, которым выстлан алтарь и амвон, чудесно сохранившуюся терракотовую плитку, изготовленную во Франции по заказу В. Е. Грум-Гржимайло. Этот удивительно расписанный В. Кузнецовым в начале ХХ века храм, выстроенный на века (для раствора применялись гашеная известь, кислое молоко и тухлые яйца), являет собой замечательный образец русско-византийского зодчества.
У паломников возникло желание еще раз приехать в Нижнюю Салду, чтобы подробнее познакомиться с двумя его храмами: Александро-Невским и Никольским и местными «несвятыми святыми».
Везде, куда бы ни приезжали монастырские паломники, их встречали очень гостеприимно и тепло. Душа поет и просится вылиться в песню. Поэтому на обратном пути мы пели уже полюбившиеся песни.
Куда мы поедем в следующий раз?! Предлагайте…
Благодарим за организацию паломнической поездки Татьяну Борисовну Словинскую!
В. Чемезова, зав. архивным отделом Скорбященского женского монастыря