Вторая половина. Матушка Ирина Захарова
Жизнь нам дарит море радостей. Долгожданная встреча, рождение ребенка, преодоление каких-то препятствий и достижение собственных высот – все это и многое другое действительно приносит радость. Но даже самому счастливому человеку случается переживать моменты одиночества и пустоты, заполнить которые подвластно только другой радости, – радости пребывания со Христом.
В поселке Черноисточинск Свердловской области дорог, прямых как стрела, нет по определению: вверх, вниз – так диктует его месторасположение в одном из самых красивых уголков Среднего Урала. Поднимаешься в гору, а на горе – церковь. Каменный храм во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла стоит на этой земле с 1862 года. Молитву старших поколений сегодня продолжает поколение новое. В том числе семья настоятеля Петропавловского храма иерея Максима Захарова: дочери (Ксения, Елизавета), сыновья (Михаил, Дмитрий, Иван) и, конечно, его жена – матушка Ирина.
Матушка Ирина:
– Разные были испытания, моменты, когда их анализируешь и понимаешь, что это был Промысл Божий.
Промысл Божий коснулся обоих много лет назад в родном для них городе Кировограде, где Максим и Ирина родились, росли, жили в одном доме и учились в параллельных классах школы. Кировоград – дитя советского времени. Активистка, староста класса, Ирина была погружена в общественную работу, учебу, школьные будни, в которых, конечно, не было места храму, да и самого храма не было. Ближайший – за 13 километров в Верхнем Тагиле. Он стал первым в жизни Ирины.
Матушка Ирина:
– Раньше крестили дома, меня бабушка крестила. Была возможность съездить в Верхний Тагил докрестить. Наверно, каждый в сердце понимает, что человек не сам по себе пришел в этот мир.
После школы – Нижнетагильский пединститут, филологический факультет. Окна комнаты в общежитии, где поселилась девушка, смотрели на Александро-Невскую церковь. Кресты, купола, само строение притягивали к себе.
Матушка Ирина:
– Во мне посеяли семя, которое хотело уже прорастать, мне хотелось сходить в храм, посмотреть, как там, потому что не было раньше возможности. В Верхний Тагил съездили, меня окрестили, и больше я в храм не ходила.
Тем временем зерно веры прорастало и в душе ее однокашника Максима, который, как вскоре выяснилось, тоже поступил в Нижнетагильский пединститут, но на химико-биологический факультет.
Иерей Максим:
– Моя бабушка была верующей, прошла тяжелые времена: войну, голод, холод, – и все время была с Богом. Приезжая к нам в гости, она всегда рассказывала с теплотой сердечной о вере, о Боге, говорила: «Внучек, ты должен знать молитву “Отче наш”».
Студент-химик, с ростком веры в сердце, тоже пришел в храм в Нижнем Тагиле, принял крещение, начал общаться с батюшками, погружаться в церковную жизнь.
Иерей Максим:
– Была икона Воздвижения Креста Господня, и у царицы Елены, изображенной при Кресте, из глаз текли слезы. Слезы – это было миро. Я слышал об этом, а здесь своими глазами увидел. Позвонили владыке Никону, который в то время был управляющим епархией, он сказал мудрые слова: «Это для того, чтобы неверующие обратились, а верующие укрепились в вере».
Эта икона находилась в храме Скорбященского женского монастыря, где крестился Максим и где прихожанкой уже была Ирина.
Матушка Ирина:
– У меня не было искушений, я была очень самостоятельной, твердой, правильно воспитанной. Меня не тянуло ни вправо, ни влево, не было шторма. Я знала, что есть нормы, правила поведения (пусть это и не православные, мирские правила), как нужно себя вести.
Так Ирину и ее старшую сестру воспитала мама. Родители расстались, когда девочки были еще маленькими, но у мамы хватило любви и мудрости, чтобы они не чувствовали себя ущемленными. Ирина все понимала, но старалась это осознать.
Матушка Ирина:
– Как правильно построить семью, что такое семья? Так как у отца Фомы Абеля многодетная семья, примером служила его матушка Елена и их чада. У него спрашивала: как правильно поступить, как общаться с противоположным полом.
Ответы на свои вопросы она находила в разговорах с батюшкой на занятиях воскресной школы для взрослых, куда, как выяснилось, приходил со своими вопросами Максим Захаров. Они периодически встречались в храме, в институте, в электричке по дороге домой в Кировоград и обратно. При одной из таких дорожных встреч Ирина пригласила его к себе на день рождения. Этот день стал началом их дружбы.
Матушка Ирина:
– Стали вместе ходить на курсы, общаться. После этого батюшка нас пригласил помогать на клиросе.
Иерей Максим:
– Возникло такое чувство, что мы друг друга знаем очень давно. Спустя некоторое время решили пожениться и обвенчаться, чтобы было Божье благословение.
Матушка Ирина:
– У нас не было мыслей о каких-то близких отношениях. Сейчас молодежь считает, что это основа, а у нас не было желания переступать этот порог.
Иерей Максим:
– Как только мы начали дружить, отец Фома (настоятель храма) посадил нас рядом с собой и говорит: «Если у вас серьезные отношения, вы знаете, с чего начинают строить дом – с крыши или с фундамента. Конечно, с фундамента, поэтому и ваши отношения тоже должны начинаться не с крыши, когда возникают чувственные моменты, а с фундамента, ваша цель должна быть серьезной. Вы должны знать и понимать, что потом ваша семья, ваши дети будут базироваться на этих добрых, светлых чувствах».
Первый кирпич в фундамент такого дома Максиму помогли заложить его друзья.
Матушка Ирина:
– Мы с ним пошли гулять, была зима, мы сделали круг вокруг общежития, смотрю, в комнате погас свет – это был сигнал ему, что все готово, пора идти. На столе стояли свечи, фрукты, шоколад, бутылка шампанского, два бокала. Я говорю: «Что это?» Он ответил: «Проходи, сейчас скажу». Сделал мне предложение, сказал, что желает, чтобы мы были единым целым, предложил руку и сердце.
Институт Захаровы оканчивали, уже будучи молодой семьей – дружной и бесконфликтной. Институт, храм, встречи с друзьями, походы, паломничества по святым местам – все легко, радостно и органично вошло в их семейную жизнь.
Иерей Максим:
– Жизнь по Евангелию в этот мир вписывается – можно спокойно жить и радоваться, не создавать тех моментов, которые тебя в конечном итоге приведут к печали, к несчастью.
Вместе Захаровы приняли решение после окончания института не возвращаться в город, а уехать в село. В черноисточинской школе оказались свободными вакансии учителей их направлений. Они вместе работали, навещали родных в Кировограде и вместе держали духовную оборону. Горячо любимые родители не поддерживали их прихода в православие.
Матушка Ирина:
– Вроде бы так ты не слушаешься родителей – они говорят, что нечего там делать: «в бабушки записались, в платочках ходите». Но мы ходили, хотя в душе было не очень хорошо: ты понимаешь, что правильно делаешь, а родители говорят, что так делать нельзя. Мы стояли на своем.
Максим и Ирина все пережили, а со временем родителей тоже привели в храм.
В Черноисточинске жизнь шла своим чередом. В свое время появлялись на свет дети. Максим и Ирина преподавали в школе, помогали в храме: он – в алтаре, она – на клиросе. Незаметно, но вполне логично подошел день, когда мужа благословили на рукоположение в дьяконы. Жена поддержала.
Матушка Ирина:
– Внутри была какая-то скорбь, что он будет не с нами. Для меня важно, чтобы он был всегда рядом, а рукоположение – это в первую очередь паства, чада, другие люди, прихожане; им нужно внимание. Я понимала, что мы плавно отходим на второй план.
А через полгода состоялась священническая хиротония отца Максима, и этот день был окрашен уже совсем в другие эмоциональные тона.
Матушка Ирина:
– Когда мы подходили ко кресту, он стоял рядом с владыкой Викентием; владыка давал целовать крест после службы. Маленькая Ксения подходит и говорит: «Папа, ты такой беленький». Владыка Викентий смотрит на него и отвечает: «Беленький». Это мне запомнилось. А он серьезный, сосредоточенный, но тут у него появилась улыбка. Это первая улыбка, связанная с рукоположением в священники, – теплая, горячая, глубокая.
После его рукоположения матушка Ирина столкнулась с тем, с чем сталкиваются все на свете молодые матушки: муж служит, она дома с детьми на хозяйстве – трудно, грустно, но если любишь – решаемо…
Матушка Ирина:
– Если не будет общения с нашей второй половиной, то не будет семьи крепкой, дружной. Самое важное, драгоценное, когда мы вместе. Если батюшка что-то строит, делает мужскую работу – я всегда с ним: буду помогать, подавать, что мне по силам. Прибираемся тоже вместе. Для меня важно, чтобы мы в любой ситуации были вместе.
Даже когда батюшки нет рядом физически, он все равно рядом: на расстоянии мысли, молитвы.
Матушка Ирина:
– Бывают моменты, когда не знаешь, как, что… И Господь так устраивает, что у тебя силы появляются, появляется нужный человек… У него ключ к общению с людьми, с детьми в семье. Они ему больше открываются, рассказывают что-то; будет так, как папа скажет.
По будням отец Максим служит раннюю литургию – с 6 утра, чтобы к 8 часам успеть в школу. Они с матушкой продолжают преподавать. Остальное время тоже вряд ли можно назвать свободным.
Матушка Ирина:
– Он устраивает «Веселые старты», гонки на велосипедах. Дети в школе его очень любят. Любовь, когда она естественная, настоящая, ничем не заменить. Дети его любят потому, что он всегда с ними – на одной волне.
И вся семья на одной волне, потому что это волна любви, а сохранение любви, как известно, – огромный духовный труд обоих. С первых дней семейной жизни Захаровы приняли для себя как аксиому: не доводить ситуации до серьезных ссор, взаимного непонимания – проговаривать все и находить общее решение.
Матушка Ирина:
– Если он говорит, что хотел бы по-другому, я сразу замолкаю. Не спорю, не начинаю сразу вступать в диалог, который может к чему-то не очень приятному привести. Батюшка видит: что-то не то – и сам включается, чтобы раскрыть меня и прийти к согласию.
Те отношения, о которых рассказывает матушка Ирина, могут показаться нереальными в наше кризисное во всех смыслах время, когда семьям бывает так трудно удержаться в потоке любви и радости. Но они оба, и отец Максим, и его мудрая жена, с юности искали ту радость, которая неиссякаема, потому что истинная. И нашли.
Иерей Максим:
– Христианство – оптимистичная религия, оптимистичное мировоззрение, потому что Господь говорит во все времена: «Я с вами до скончания века». Как бы ни менялась конъюнктура внешнего мира, Церковь – это пристань спасения, корабль, который плывет по житейскому морю, и никакие штормы, бури его не потопят.
Мы скоро с вами увидимся и продолжим знакомство с семьями священников и их вторыми половинами. До встречи. Мир вашему дому.
Автор и ведущая Елена Саенко
Записала Людмила Кедысь