Возродить традиции семейного чтения
Ребёнок в современной семье нуждается не в очередном гаджете, а в родительской беседе, и книга может стать нужным поводом для нее, считает председатель Издательского совета Русской Православной Церкви.
«К сожалению, в нашей культуре уже хорошо, если все соберутся вместе на ужин, то после ужина скажут «спасибо, мама», «спасибо, дорогая», и потом один идёт в Интернет, другая к гаджету, а сама хозяйка поставит посуду в посудомоечную машину — и на телефон. А почему бы не взять и не почитать всем вместе?», — сказал митрополит Калужский и Боровский Климент на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня».
Нехватка времени, на которую принято ссылаться в современном обществе, вряд ли может помешать родителям уделить десять минут вечером на чтение сказки детям, убеждён архиерей — «и ребёнок хорошо спать будет, и у родителей будет общение с детьми».
«Ребёнку нужен не новый гаджет, а чтобы родители подарили ему несколько минут, побеседовали с ним. А книга — это именно та тема, на которую можно беседовать», — подчеркнул он.
«Может не быть высшего образования, может совсем не быть времени, но если выходите в город с детьми и проходите мимо книжного магазина, зайдите, предложите посмотреть. Можно не знать современную литературу, но сказать, что читал что-то в школе или мечтал, чтобы именно эту книгу мне подарили», — заключил глава Издательского совета.
Ранее, в ходе посещения Ташкентской духовной семинарии, митрополит Климент отметил, что нужно принимать меры для того, чтобы книга доходила до читателя, особенно для молодёжи. «Детям обязательно надо брать книгу в руки. Печатная книга лучше способствует ментально-умственному развитию ребёнка, чем гаджеты и смартфоны. Если ребёнок берёт в руки смартфон, ему хочется хоть одну игру сыграть. Ой, проиграл. Я переиграю. И забывает про книгу», — сказал иерарх.
По его мнению, проблема в том, что чтение не рекламируется. А этим должны заниматься не только те, кто издаёт книги, но и те, кто читает. «Важно правильно помочь людям в вопросе выбора: что читать и как обращаться с книгой. Детям необходимо видеть, как родители читают книги. 15-20 минут вечером, чтобы обязательно почитать вместе с ребёнком. Это должна делать не только мама, но и папа. Занят он, каждый день не может, суббота, воскресенье вместе, чтобы у ребёнка это осталось в памяти», — сказал митрополит Климент.
В интервью сайту Ташкентской епархии глава Издательского совета подчеркнул, что не получится развивать у детей любовь к чтению криком и угрозами. «Родителям следует быть рядом с ребёнком, заниматься с ним одним любимым делом — тем, которое ближе ребёнку по его характеру: совместным чтением, семейными разговорами (воспоминаниями) о книгах, использованием книг при проведении в семье детских праздников, поездками всей семьей на книжные выставки, в библиотеки, книжные магазины», — сказал иерарх.
Рассуждая о том, как помочь ребёнку полюбить книгу, митрополит Климент заметил: опыт читающих семей показывает, что понемногу читать можно начинать, когда малышу ещё нет и года — месяцев с девяти. Впоследствии чтение должно стать регулярным.
По его словам, ребёнок раннего и дошкольного возраста воспринимает то, что видит в своей семье, как норму, образец. «Если ему читают, то чтение станет неотъемлемой частью его жизни. Если в семье читают взрослые, он будет тянуться к самостоятельному чтению и естественно, без напоминаний сядет за книгу. Двухлетний малыш, которому ежедневно читают вслух, увидев, что мама взяла в руки взрослую книгу, также возьмёт одну из своих книжек, будет листать и скажет: «Мама, я тоже читаю!» Малыш подражает тому, что видит. Он видит, что мама увлечена чтением, и он тоже хочет полистать книгу. Если родитель готов вместе с ребёнком увлеченно читать, собирать что-то из конструктора, рисовать и тому подобное, то и ребёнок будет этим заниматься с интересом, в дошкольном возрасте уж точно», — уверен архиерей.
По его мнению, к школьному возрасту очень хорошо научить ребёнка самостоятельному чтению. «Реалии школьной жизни таковы, что ученику начальных классов довольно скоро придётся читать самому немалые тексты и не только по литературному чтению, но и по другим предметам. И чтобы его силы расходовались преимущественно на усвоение, понимание материала, а не на сам процесс чтения, надо к первому классу научить его читать, желательно уже не по складам, и понимать смысл прочитанного», — посоветовал митрополит Климент.
Если ребёнка в семье увлекли чтением ещё в дошкольном возрасте, то к начальной школе потребность читать в нём сформирована: ребёнок любит книгу, заключил глава Издательского совета.
Отдел образования и катехизации