Воздрема душа моя от уныния
17 апреля в Скорбященской женской обители состоялась восьмая беседа из цикла «Страсти и добродетели». Она была посвящена страсти уныния. Беседу провел руководитель Миссионерского отдела Нижнетагильской епархии, клирик монастыря иерей Алексий Бессонов. Публикуем содержание беседы в жанре записок.
Пора бить тревогу
Главный признак уныния – тоска, леность. Феофан Затворник пишет, что уныние – это та же лень, нежелание что-либо делать. Сюда же мы отнесем желание лежать, негу, празднословие, забвение Бога, отчаяние и искание легкого спасения.
Мы весь Великий пост читаем молитву Ефрема Сирина:
Эта молитва объясняет, как рождается уныние. Как только человек перестает трудиться, приходит этот грех.
Святитель Феофан Затворник и преподобный Иоанн Лествичник описывают уныние.
«Уныние есть скучание за всяким делом, как житейским, бытовым, так и молитвенным, желание бросить делание: пропадает охота и в церкви стоять, и дома Богу молиться, и читать, и обычные добрые дела исправлять»;
«Это скучание за делом, все делается вяло, когда во время дела смотришь по сторонам, когда есть желание бросить дело и не доделывать его».
Самое «красивое» описание этого греха – дрема. Вспомните, царь Давид пишет: «Воздрема душа моя от уныния» (Пс. 118, 28).
Многие люди путают уныние и депрессию. Депрессия – это когда мы просыпаемся, а нас ничего не радует. Нам не нравится, что солнце светит, одолевают мысли: «Зачем я проснулся, я никому не нужен, лучше бы меня не было, я всем мешаю жить». А уныние – это просто лень. Поэтому надо постоянно заставлять себя работать.
Состояние неофита
Когда человек приходит к Богу, он становится горячным. Он готов часами читать молитвы, акафисты, ищет новые и новые, встает рано, ложится поздно. Это хорошее состояние. Господь дает призывающую благодать. У человека много сил, он на самом деле может много молиться, читать Иисусову молитву, строго поститься. Но если он будет думать только о внешнем, силы скоро закончатся и придет охлаждение. Охлаждение наступает всегда. Священники видели это в 1990-е годы – в начале 2000-х годов. После 1000-летия Крещения Руси, когда люди массово крестились, попасть на исповедь было очень сложно, можно было часами стоять на улице, чтобы зайти в храм и исповедоваться. Народу в храмах было битком. Но человек ждет от Господа всего и сразу. Не хватает терпения, постоянного движения в духовной жизни. Потом храмы поредели.
Как проявляется уныние?
Когда подвиг постоянно ослабевает, возникает такое состояние: человек с утра встал, перекрестился и сказал: «Господи, помилуй!» На этом все заканчивается. «Вроде я Господа помню, помолился», – утешает себя человек.
Даже в Церкви люди ищут комфорта. На эту тему много говорил ныне покойный протоиерей Димитрий Смирнов. Приходит человек в храм и говорит: «А почему у вас скамеечек нет?» Если есть скамеечка, следует другое суждение: «А почему они у вас жесткие?» Как только он стал требовать что-то от Церкви, к нему обязательно придет уныние. Человек уйдет в это состояние и будет постоянно требовать: «Пусть хор будет потише (погромче)»; «Свет зачем так ярко?»; «А почему люди по храму ходят?» Он ищет комфортного пребывания в Боге, и это его разрушает. Потом он ложится и ничего не хочет делать.
Иоанн Лествичник по поводу этой страсти пишет: уныние борет тех, кто, стоя на молитве, хочет сесть; смотрит не в себя, а в окно – взгляд его ходит туда-сюда, ищет интересное – человек не может сосредоточиться. Бес уныния заставляет нас заниматься чем угодно, только не внутренним деланием.
Бес полуденный
Уныние побеждается только стойкостью веры. Когда человек охладился, надо его подогреть. Каким образом? Только молитвой и добрыми делами.
Вечером желательно вспомнить: сколько раз за день я призвал Бога? молился ли я Богу? не подкрадывается ли ко мне уныние?
Уныние есть в двух проявлениях. Первым (внешним) проявлением многие страдают: полежать, поспать, понежиться. Второе проявляется у мирских людей: вроде много движения, активности, но как только скажи такому человеку читать Священное Писание, другие духовные книги, молиться – сразу находит сон. Каждый может себя вспомнить: есть готовность читать Евангелие, взял его, прочитать немного – и все. Борет сон. Слова непонятны.
Святые отцы в таком состояние начинали ходить, делать поклоны, чтобы разогреть свою душу.
Когда нападает сон, надо читать 90-й псалом. «Избави мя от беса полуденнаго», – такие слова есть в псалме. Это прошение к Богу избавить от уныния. В монастырях после утреннего богослужения и трапезы начинает клонить в сон. Поэтому было правило в это время читать этот псалом.
Иоанн Лествичник говорит: «Как врач совершает обход пациентов в особое время, так бес уныния в полдень обходит людей». С 12 до 15 дня нас клонит в сон, мы находимся в вялом состоянии.
Вот мысль, которую нам подкидывает бес: мы же сегодня помолились, потрудились, покушали – надо отдохнуть. Но все по опыту знают тенденцию: чем больше спишь, тем больше хочется. Если человек ночью спит 6–7 часов и живет в таком ритме постоянно и вдруг решит дать себе слабину: поспать на час – два больше, он не высыпается, ему становится хуже. Хочется еще больше спать. Дьявол начинает действовать в человеке. Поэтому лучше держать себя в тонусе.
Жизнь по колокольчику
Как побеждать уныние? Побеждается сей бес только молитвой. Для этого нам необходим строгий распорядок дня. Поэтому очень помогает суточный круг богослужения. Если мы посмотрим на циферблат часов, то в нем есть крест.
РАСПОРЯДОК ДНЯ ДОЛЖЕН БЫТЬ ТАКОВ:
- когда встает солнце, человек читает первый час,
- через три часа, когда сделаны какие-то дела, читается третий час,
- в 12 часов, когда подступает бес полуденный, читается шестой час (именно в нем есть 90-й псалом),
- в 15.00 читается девятый час,
- потом идут вечерня, повечерие, полунощница, утреня.
Эти точки помогали человеку двигаться. Когда он знает, на каких пунктах должен остановиться, двигаться легко.
Часы в первую очередь появлялись на церквях, в монастырях, так как бой курантов, колоколов напоминал, что пора выпрямиться от земли, от трудов и вознести молитву Богу, после чего можно продолжать трудиться.
Некая прихожанка, услышав беседу отца Андрея Ткачева о необходимости суточного круга, купила часослов и с удивлением поняла, что должна читать молитвы весь день. Это занимало у нее много времени. От нас, мирян, это и не требуется. Это как в спорте: начинать тренировку надо с простого: например, сначала читать по одному псалму, потом можно добавлять, но важно хотя бы кратко молиться каждые три часа.
Отец Даниил Сысоев тем, кто входил в его миссионерское общество, дал строгое правило: в указанное время читать последние молитвы из каждого часа. Те, кто оказывались в это время в пути, читали молитву «Отче наш».
Можно действовать по совету святого Иоасафа Белгородского, который составил молитву на каждый час:
«Буди благословен день и час, в оньже Господь мой Иисус Христос мене ради родися, распятие претерпе и смертию пострада. О Господи Иисусе Христе Сыне Божий! В час смерти моея приими дух раба Твоего, в странствии суща, молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих, яко благословен еси во веки веков. Аминь».
Святитель, молясь каждый час, так возгревал надежду.
Иногда случается, что уныние подступает, когда человек работает. Все дело в том, что человек трудится без молитвы.
Уныние как раз борет человека, чтобы он не молился. «Зачем это надо каждый день одно и то же!» – рассуждает человек.
Игнатий Брянчанинов пишет: чтобы победить беса уныния, твердо держись правила, которое взял. Преподобный Серафим Саровский, составивший правило для мирян, просил читать молитвы не только утром и вечером, но и в обед.
Постоянное призывание «Да будет воля Твоя» показывает, что мои испытания, искушения, проблемы посылает Господь или за мои грехи, или для моего укрепления, или для вразумления. Приму это как из рук Божиих и буду трудиться.
Делать малые дела
Можно предложить внешний совет: никогда не бросай дело, которое начал. Молодые люди сегодня иногда поступают так: пошли учиться, что-то не понравилось, сразу бросают, потом пытаются учиться в других местах – и все безуспешно. Теряются годы, время идет – и в итоге ни специальности, ни серьезных интересов. Это доказывает, что бес уныния заставляет искать новое дело. Поэтому важно научиться доводить любое дело до конца.
Как найти малые дела? Светские врачи психотерапевты спрашивают: что вас дома больше всего угнетает? И дают совет: делать именно это. Например, чтобы посуда была перемыта до блеска. Или вымыта грязная обувь. Или разложены бумаги и книги.
Некоторые люди себя так воспитывают – прежде чем сесть завтракать или обедать, надо что-то сделать: протереть на полке пыль, пришить пуговицы, навести порядок на столе или др.
Даже если ты устал, никогда сразу не ложись на кровать. Сделай что-нибудь незначительное. Даже если у тебя везде беспорядок, прибери небольшой участок – и сделанное будет давать тебе надежду.
На эту тему притча «Заросшее поле»:
«Один человек имел поле, которое заросло травою и тернием. Он сказал своему сыну:
– Пойди очисти наше поле.
Когда сын обозрел поле, то увидел, что оно поросло множеством плевелов и тернием. Упав духом, он сказал сам себе: «Когда же искореню весь этот сор и очищу землю?» С этими словами он лёг на землю и предался сну. Так поступал он в течение многих дней.
Наконец пришёл к нему отец посмотреть, что сделано, и увидел, что ничего.
– Почему ты до сих пор ничего не сделал? – спросил он сына.
Юноша отвечал:
– Я пришёл было на работу, но, увидев, как тут все заросло, так огорчился, что только и оставалось мне упасть на землю и спать.
Тогда сказал ему отец:
– Сын! Возделывай каждый день такое пространство земли, какое занимаешь, лежа на ней, и таким образом подвигай свое дело вперед и не унывай».
Обхитрить уныние
Даже движение вверх, выпрямление тела помогает бороться с унынием. Вместе с вставанием тела душа встает перед Богом. Ради чего мы встаем? Память смертная помогает человеку победить беса уныния.
Еще монахи постоянно занимались рукоделием. Святитель Феофан Затворник пишет одному человеку об египтянах, у которых есть такой обычай благодаря приказанию фараона: руки должны быть постоянно заняты. Даже если к монаху приходили посетители, он, беседуя с ними, постоянно плел циновку. Делалось это не ради заработка, так как вечером она распускалась, чтобы утром начать все сначала.
В записках Мотовилова, где он написал поучения Серафима Саровского, был такой совет: имей хороший веник. То есть надо ежедневно выметать свой дом. Не будет уныния!
Еще помогают размышления о дивных делах Божиих. Читая Ветхий завет, человек чувствует, что Бог есть рядом, присутствует в его жизни. «Утверди мя, Господи, в словесех Твоих» (Пс. 118, 37), – просит царь Давид. Уныние начинает отходить.
Нам необходимы бдение, бодрость. Святые на опыте узнали, что сокращение времени сна помогает быть бодрым. Когда человек возвращается к обычному сну, наступает облегчение и благодарность Богу. Анекдот «Купи козу» все помнят? Надо просто понять, что нам очень хорошо, нет причины унывать.
Против уныния есть хитрости, о которых говорит Иоанн Лествичник. Он предлагает: надо дать некое малое послабление чреву. Выпей чайку с конфеткой или маленькой шоколадкой так, как говорил преподобный Серафим Саровский: «Оставь место для Святаго Духа». Когда уныние, надо немного покушать.
Еще надо шутить. Веселость не грех. Антоний Великий говорил, что лук нельзя все время держать в натянутом состоянии.
Батюшка Григорий Пономарев советовал в состоянии уныния в любое время года петь Пасхальный канон: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его…» И петь надо погромче! Дух уныния боится громкого пения.
Очень помогают частые исповедь и причастие. Человек начинает понимать, что свою страсть может победить только волей Божией. Уныние бывает от грехов. Нужно везде видеть Бога, размышлять о том, как Он управляет нашей жизнью, предать себя воле Божией. Если хочется пожаловаться на свою жизнь, надо жаловаться не ближнему, а Богу, Божьей Матери, Ангелу Хранителю.
Как по-разному предлагают святые отцы бороться со страстью уныния! Но важно помнить о следующем:
Феофан Затворник обращался к современнику: «Пишете, что тоска и скука томит. Беды ведь внешней – видимой – никакой нет?! Так это вражье дело. Враг не любит покойных сердец… и вот он ухитряет каким-то образом сердце сжимать и сладкий покой из него изгонять… Враг томит без толку, а вы, обратив сие томление в томление о грехах, перехитрите его, сделав его орудием доброго душевного чувства».
Надо!
Если лень говорит: «Не хочу», мы должны отвечать: «Надо!» Надо себя понуждать. Никакие замечательные советы не будут действовать, пока человек себя не понудит.
Самое главное в борьбе с унынием: не порыв, а постоянство.
Иногда в монастырях заводят будильник на ночное время и в течение часа молятся Иисусовой молитвой, не считая количество. Тогда начинается молитва! Час посвящается Богу. И чтение идет медленно, каждое слово входит в сердце.
Из малого совершается великое! Человек молящийся получит нужное!
Феофан Затворник говорил том, что должны все части человеческого существа трудиться: тело, душа, дух. Если что-то не занято, то придут бесы. Как в Евангелии:
«Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит [его] незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом» (Мф.12, 43–45).
Должно все трудиться: молясь, работает сердце; при чтении Слова Божия и святых отцов работает разум; физическая работа занимает тело.