Владыка Евгений: «Желаю тагильчанам встречу с Рождеством»

В ночь с 6 на 7 января тагильчане встретили один из великих праздников – Рождество Христово. О традициях встречи праздника, об итогах года минувшего и планах на будущее журналисты «ТР» накануне поговорили с епископом Нижнетагильским и Невьянским Евгением.

О Рождестве

— Владыка, что такое Рождество для православного человека? Еще один новогодний праздник или все же возможность оглянуться назад?

— Знаете, Рождество по времени очень близко к Новому году, и у нас происходит некое смешение этих праздников. Для человека верующего Рождество, само по себе, безотносительно заканчивающегося и начинающегося года, – рождение по плоти Господа нашего Иисуса Христа.

Для христианина – это подведение итогов смыслов своей жизни своими делами, словами, поступками, стремлениями: зачем живу? Для чего это делаю? Соответствую ли призванию христианина? Есть ли в моих приоритетах место для Бога, ищу ли то, ради чего пришел в этот мир? Человек отвечает на эти вопросы, и итоги года подводятся по этим критериям.

Если стремления к исканиям обращены к земле, в суете и страстях, то человеку предстоит еще долгий путь к обретению себя. Каждому из нас необходимо найти смысл жизни. Это как дать лопату человеку и попросить выкопать яму глубиной четыре метра. И не сказать, зачем. Человек копнет пару раз и будет спрашивать: «Для чего мне это надо?» А если сказать, что на глубине лежит золото, то человек попросит отойти, не мешать ему и будет сосредоточенно работать. Так и наша жизнь порой превращается в бесцельное копание или нежелание копать, потому что отсутствует главный мотив жизни. Знаем, что жизнь идет, быстро проходит, а какие итоги мы ждем от нее, не знаем. Многие даже не задают эти вопросы, бегут, спешат…

Попробуйте попытаться честно ответить на свои же вопросы, жизнь сразу приобретет смысл, и копание лопатой из перекладывания земли с одной стороны в другую превращается в интересное желанное дело. Человек понимает, для чего он учится, создает семью, работает, растит детей, живет по совести, а не наоборот.

— В праздник Рождества Христова в начале нового 2020 года, думаю, было бы уместно попросить вас подвести итоги года ушедшего. Что было главным для вас, для церкви, для общества. Какое событие вы могли бы поставить на первое место?

— Что касается внешних дел, то для меня минувший 2019-й год стал годом замечательных встреч с друзьями на Нижнетагильской земле. Общаясь с тагильчанами самого разного происхождения, профессий, положения, с большим утешением вижу, что люди готовы слышать, слушать и говорить о ценностях, которые несет православная церковь. Тагильчане – очень восприимчивы, не закоснелые, готовы двигаться вперед.

О чем мечтаю, но пока не сложилось? Хочу построить 20, нет, 50 (!) новых храмов. Конечно, я утрирую цифры. Когда город активно застраивается, в новых микрорайонах в шаговой доступности строятся магазин, поликлиника, детский сад, школа, спортивный объект. И это правильно. Но человек вынужден ехать в храм в другой район, вместе с детьми, престарелыми родителями. К нам много обращается людей с просьбой построить храм. Взять, к примеру, Вагонку, там всего два храма в своих зданиях и еще один находится в приспособленном помещении на улице Зари. Та же ситуация на Тагилстрое – один храм преподобного Сергия Радонежского, буквально на днях началась его реставрация.

В минувшем году по этому вопросу достигли понимания с целым кругом лиц. В трех местах по просьбам прихожан выделены участки – на Руднике, в Сухоложском поселке и в микрорайоне Алтайский. Есть проекты храмов, определены бюджеты, к слову, они совсем небольшие. Надеюсь, что в наступившем 2020-м году храмы, если даже не будут построены, но, по крайней мере, мы приступим к их строительству.

Одно из главных событий прошлого года – строительство духовно-просветительского центра на Гальянке. Большое светлое здание с аудиториями, актовым залом. Этот центр должен стать местом притяжения тагильчан. Будем проводить общественные форумы, конференции, встречи. Приглашаем всех принимать в них участие.

— Праздник Рождества символизирует надежду. Но не получается ли так в последнее время, что содержание подменяется застольем и обменом подарками? И что хотели бы вы пожелать тагильчанам в связи с Рождеством?

— Тагильчанам, прежде всего, хочу пожелать встречу с Рождеством. Не с рождественской распродажей, и даже не с рождественской елкой. А именно с Рождеством Христовым. Это особый праздник.

Наши детские воспоминания связаны с елкой. Но елка не новогодняя, она рождественская и подарки тоже рождественские. В советское время традицию встречи Рождества Христова пытались изжить. До 40-х годов прошлого столетия новогодняя елка вообще была запрещена, потом ее вернули. И тот самый сказочный Дед Мороз не был им, это всегда был Святитель Николай, рождественский дед, который приходил и дарил подарки.

Рождество — это новые отношения с Создателем. Вот если бы к кому-то в дом пришел добрый человек и сказал: «Вы выиграли счастливый лотерейный билет — глава нашего государства протягивает вам руку, приглашает стать другом и готов сделать для вас многое». Для любого человека это было бы событием. На Рождество получается, что не глава государства, не глава региона, а Автор нашей жизни в этот день приходит к нам и предлагает свою дружбу. Он подробно рассказывает, как можно с Ним дружить, как быть счастливым рядом с Ним. Это и есть главный подарок, который можно получить на Рождество. Кто-то не хочет или не знает…

Я бы хотел пожелать тагильчанам, чтобы родившийся Христос вошел в их жизнь и сделал ее счастливой. Чтобы тагильчане задали себе вопрос о смысле своей жизни, чтобы нашли на него ответ, чтобы в рождественскую ночь пришли на службу в храм и в полной мере оценили радость общения с Богом. Всем желаю открыть для себя такого друга.
И все остальное тоже желаю. Здоровье надо? Да! Благополучие? Конечно. Внимание, любовь в семье? Конечно, нужны. Все, что называется счастьем, нельзя не пожелать. Чтобы все чаяния, надежды, желания, что у нас есть, исполнились не во вред нам. И не забывайте, пожалуйста, что источником всего перечисленного является Господь.

О себе

— Владыка, расскажите немного о себе: где родились, учились, кем были ваши родители?

— Родился в 1972 году, в Москве, в одной палате с Владимиром Семеновичем Высоцким, на Покровке, только в разные годы. Родители – советские граждане, военные инженеры, добрые, замечательные и порядочные люди. В церковь особо не ходили. Крестили нас с братом в детстве. После школы поступил в Московский авиационный институт, успешно отучившись, защитил диплом по специальности «Вычислительные машины, системы, комплексы и сети». Работал в Центральном научно-исследовательском радиотехническом институте им. Акселя Берга 12 лет.

— В 23 года вы поступили в Православный Свято-Тихоновский богословский институт на заочное отделение. Что вас к этому подтолкнуло?

— Страна тогда переживала трудные времена, многим было нелегко. 90-е годы были непростыми: кого-то они толкнули на не самую прямую дорогу, других — к поиску смысла жизни. За годы работы в НИИ, наверное, и произошло переосмысление жизни. Мы с братом были уже крещеные, но пища духовная стала интересна. Так получилось, что на пути нам встретился замечательный священник храма святителя Николая в Пыжах, с которым меня до сих пор связывают самые тесные узы. Это и сыграло решающую роль в моей судьбе. Ответы на многочисленные вопросы, которые я задавал себе тогда, были связаны с православным мировоззрением и церковью.

— Вместе с братом вы реализовали несколько общественно-политических проектов. Расскажите о них?

— После событий 1993 года на свет родился общественный комитет «За нравственность, добродетель и возрождение Отечества». В него вошли депутаты, писатели, ученые, военные, которые старались способствовать нравственному возрождению страны. И, кстати, именно тогда в Нижнем Тагиле был открыт филиал этого общественного движения, которым руководил настоятель храма Александра Невского протоиерей Геннадий Ведерников.

И то, что сегодня мы отличаемся по нравам, традициям от Европы, сохранили свои исконно русские традиции, неповрежденные стандарты нравственности, в определенной степени это и есть результат деятельности этого общественного комитета. Он идейно пропитал те движения, которые действуют сегодня, тот же межпарламентский комитет по защите христианских ценностей в Государственной Думе.

О Нижнем Тагиле

— В Нижнем Тагиле вы уже почти два года, решением Священного Синода были назначены Преосвященным Нижнетагильским и Невьянским. Как вам тагильчане? Пришелся ли суровый уральский народ по душе?

— С уральцами я знаком с 2012 года. Пять лет прожил в Екатеринбурге, служил священником, настоятелем в нескольких храмах, архиереем, помощником митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла. Нижний Тагил до того момента, как впервые приехал в это город, был для меня легендой. Это самые большие в Европе промышленные предприятия, оранжевый дым, танки на улицах города…

Первое знакомство с городом стало незабываемым. Здесь нет столичного гламурного блеска и амбиций, но есть абсолютная душевность и искренность. И это не просто слова, я увидел здесь сохраненные традиции нормальной человеческой жизни, не разрушенные системы (образования, воспитания и т. д.). Мое назначение в Нижний Тагил и смена руководителя города произошли с разницей в две недели. И у меня была прекрасная возможность лично узнать о том, как развивается город.
Мне нравятся лица тагильчан, это симпатичные люди, понимающие, целеустремленные. Общение с ними дает заряд творческого вдохновения. Хочется присоединиться ко всем тем, кто делает все для того, чтобы город стал лучше.

Об интернете и гаджетах

— Вы читаете Интернет? Как относитесь к гаджетам?

— Интернет и гаджеты – одно из величайших достижений человечества. Воплощение идей, исканий нескольких поколений людей. Это результат многолетнего труда. И, безусловно, и то, и другое является высочайшим техническим достижением. Сам по себе гаджет – маленький элемент одной большой системы. Он не будет работать без розетки, без электричества, без сотовой вышки, интернета. Интернет наполнен багажом интеллектуальных знаний, которое человечество накапливало столетиями. Интернет и гаджеты — часть системы, открывающей богатства человеческого труда.

Но эти самые богатства бывают разными. Они могут поставить человека на вершину, помочь ему получить образование, знания, навыки, приносить пользу миру, а могут размазать его по земле, потому что тот мир развлечений, который открывает гаджет, отвлекает человека от нормальной жизни или порабощает его. И здесь свободу человека никто не отменял. Человек волен выбирать: развиваться, идти вперед, становиться человеком с большой буквы, или стать частью системы, потребителем контента, который открывают гаджеты. Опять же пример. Интернет и гаджеты – это как молоток. Им можно забивать гвозди, строить дома, а можно убивать или калечить людей. Апостол Павел сказал: «Мне все можно, но не все полезно». Я призываю выбирать только то, что полезно.

Ольга Полякова, газета «Тагильский рабочий»

Новости, Новости епархии | 9 января 2020

Вам может быть интересно: