Важнее спасения души ничего нет

27 февраля в Скорбященском женском монастыре открылся цикл бесед о духовной жизни, которые проводит руководитель Миссионерского отдела Нижнетагильской епархии, клирик монастыря иерей Алексий Бессонов.

Адамово достояние

Отец Алексий Бессонов так определил замысел бесед, которые проходили в Свято-Троицком кафедральном соборе, а сейчас будут проводиться в Скорбященском женском монастыре:

«Мне не нравилось, как люди исповедуются. Я чужие грехи не отпускаю, и выслушивать долгие рассказы о земной жизни тоже не хотелось. Многие рассказывают, кто и как против них согрешил, а они ни в чем не виноваты.

Конечно, все мы знаем первую книгу Библии «Бытие», рассказывающую о том, как Господь сотворил этот мир и как в мир вошел грех.

Мы исповедуемся примерно так: «Я согрешил, потому что произошло это и это…»

Это состояние нам досталось от наших праотца Адама и праматери Евы. Вспомним диалог Бога с ними:

«Адам, что ты сделал?» – «Это не я, это Ева».

«Ева, что ты сделала?» – «Это не я, это змей».

Мы живем в самооправдании, перекладывании вины на др., потому что чувствуем, что сделанное нами – неправильно. Оправдание греха происходит постоянно, но поскольку мы его не находим, мы пытаемся обвинить другого человека».

Так родилась тема цикла встреч: «Грех и страсть. Как зарождается грех? Каковы стадии действия страсти? Как святые отцы предлагают бороться с ними?»

Иногда вещи, о которых говорили святые отцы, очень простые. Чтобы победить страсть чревоугодия, они предлагали за каждую ложку благодарить Бога. Если так с молитвой вкушаешь пищу, то и съедаешь только половину тарелки. Мы же знаем, что половина порции на сегодняшний день было достаточно. А если во время трапезы еще слушаешь чтение житий святых отцов, то и того меньше будешь есть. И другие способы употребляли святые отцы и в ХХ веке, и в первые века христианства, чтобы сражаться со страстями».

Грех и страсть

Первая встреча отца Алексия Бессонова с прихожанами была посвящена разбору того, что такое грех и страсть:

«Что говорит о грехе Библия? Первое, что нужно запомнить: грех сначала предлагает поговорить с ним. И он вызывает в нас неправильное стремление. Что делает змей, когда задает Еве вопрос? Ответ на этот вопрос очевиден: «Ева, а правда ли, что Бог запретил вкушать со всех деревьев в раю?» Зачем этот вопрос? Ему, змею, не важен ответ. Ему важно, чтобы мы вступили с ним, со страстью в этот диалог. «Да как ты смеешь такое говорить?» – хочется ему возразить.

Сколько раз мы раздражались и гневались, когда нам задавали подобные вопросы. Мы завелись, хотя говорили вроде все правильно. Разговор с грехом – начало всего».

Батюшка поделился тем, что предлагают святые отцы:

«Я, прочитав много книжек по психологии о том, как работать, бороться с каким-то грехом, как наладить отношения с человеком, удивился простому совету старца Порфирия, о котором старец Паисий Святогорец говорил: «У меня телевизор черно-белый, а у старца Порфирия – цветной». Старец говорил: «Молчать, молиться и любить».

Даже когда задают правильный вопрос, надо вздохнуть и сказать про себя: «Господи, помилуй». А потом подумать: стоит ли отвечать? А если отвечать, то с любовью. Сначала помолчать, даже если ты правду знаешь, помолиться, а потом отвечать. И так с каждым человеком. Нам всегда первого не хватает – молчания. Грех начинается с этого. Потом мы понимаем, что все пошло не так, а сделать ничего не можем. Человек уже на нас с агрессией накинулся».

Батюшка предложил внимательнее прочитать первые главы книги «Бытие»:

«У нас еще одна проблема: мы заповедь Божию усиливаем. Мы так хотим себя предохранить от греха, что начинаем заповедь оградой огораживать. Ева замечательно сказала: не «Бог запретил есть», а «Бог запретил прикасаться». Почувствуйте разницу. Когда она это говорила, змей ползал по древу, как будто говорил: «Все нормально, я прикасаюсь, и я живой».

Когда мы нарушаем заповедь Божию, у нас нарушается общение с Богом.

Вот Ева взглянула и увидела, что плод приятен для глаз и на вкус. У Адама и Евы было свойство проницать. Вспомните, как Адам давал имена животным: это тигр, это леопард. Он умел схватывать суть. Природа греха именно это в нас и использовала. Когда человек согрешил, в первую очередь пострадали чувства. Они по-другому стали воспринимать этот мир. Чувства захотели услаждения. Сначала взгляд, потом ощущение, прикосновение, а потом хочется попробовать и предложить другому.  Грех порождает грех. Стоит только сделать одно… пойдет цепочка…

Зачем мы молимся друг за друга? Зачем надо просить помолиться другого о себе или идти в храм? Чтобы остановить эту цепочку.

Святые отцы, чтобы нам было понятнее, объясняют разницу между грехом и страстью, от которой мы страдаем: грех – это рана, нанесенная самому себе, а страсть – это болезнь, когда началось нагноение от этой раны. Случается так, что человек нанес себе рану и покаянием сразу уврачевал ее, а страсть – это затяжная, долгая болезнь, когда начинается заражение крови. Рана гниет, ее долгие годы приходится лечить. Это как с зубом. Если сразу не вылечишь его, придется удалять.

То есть грех – это конкретное действие, а страсть – это развивающийся, живущий в нас грех, пускающий корни».

Чадо, иди ко Мне!

«Человек был задуман как обращенный к Богу, к вечности. Вся суть греха в том, что человек от вечности обратился к самому себе. Все, что мы искали в Боге, стали искать в себе. Человек утратил цель. Когда мы оставляем память о Боге (вспомним: «Помни последняя твоя – и вовек не согрешишь» (Сир. 7, 39)), происходит искажение. Как я пред Богом предстану? Он выйдет, а у Него на теле раны – из-за меня. Это нас должно останавливать. Почему Он висит распятый на Кресте? Он ждет объятий. Он вышел нам навстречу, одновременно прикрыв нас.

Печально будет, если мы окажемся не чадами и даже не рабами.

Мы перестали правильно воспринимать мир. Главная причина греха – самолюбие. Причина нашего гнева, раздражительности в том, что мы на первое место ставим себя. Причина греха, самолюбие, спускается в сердце, занимает там место Бога, на трон садится и пускает корни, разрастается в три вещи: самовозношение, своекорыстие, любовь к наслаждению».

Батюшка рассказал, как исказились наши чувства, а через них вся наша жизнь:

«От искажения чувств (они стали плотяными) произошло искажение картины внешнего мира. Мы не стали видеть суть вещей, мы не понимаем людей. Чувства постоянно скачут, они нестабильны. Поэтому сегодня «люблю» – завтра «ненавижу». Пример простой: сегодня съел банку сгущенки, а завтра зуб заболел – и смотреть на эту банку не хочется, как я ее ненавижу.

Было единое чувство ощущения Бога, и оно распалось на чувство удовольствия и чувство страдания. Так родились крайности».

Как рушится жизнь

Отец Алексий вместе с прихожанами повторил деление страстей на три группы: телесные – душевные – духовные. Если до грехопадения было строгое подчинение: дух – душа – тело, то после него случилась «поломка», и теперь у нас все наоборот: тело – душа – дух. Тело командует душой и духом.

Все вместе вспомнили страсти, характерные для тела и проявляющиеся в невоздержании: объедение, блуд, накопительство;

характерные для души: обида, печаль, уныние, гнев;

характерные для духа: гордость, тщеславие, которые, как учит Иоанн Лествичник, подступают к подвижнику, когда он победил телесные и душевные страсти, насколько дьявол тонко с нами работает.

«Стоит сказать: «Ты молодец!» – и все рушится. Легко смирить блудника или сребролюбца. А как смирить тщеславного? Если его посадить в темницу или лишить еды – он еще больше тщеславится».

Батюшка говорил и о страстях, привязанных к определенному возрасту:

«В начале жизни молодой человек, перед которым вся жизнь открыта, светла, необозрима, надежды его греют, он куда-то стремится. Его гордость говорит ему, что он всего достигнет. Как у такого хорошего, замечательного молодого и красивого человека ничего не получится? все получится!

В старости человек физически не может удовлетворять страстям, ему не хватает души на многие страсти, и он может подумать: «Я один живу, не гневаюсь, телевизор не смотрю» и внутри так тихонечко: «Какой ты хороший стал, а как ты раньше жил!»

Гордость греет и в начале, и в конце жизни».

Быть все время перед Богом

«Святые отцы учили нас быть внимательными к себе. Надо постоянно наблюдать: куда стремится душа? Покаяние начинается с того момента, когда мы начинаем ходить перед Богом и начинаем видеть свое несоответствие Его заповедям.

Весь пост мы вспоминаем Еноха, Авраама, Давида, Илию. Про них сказано: они ходили пред Богом. Этого лишился Адам. Грех делает человека слепым: он перестает видеть. Когда Адам согрешил, он от Бога спрятался в кусты. А Бог всевидящий, но милостивый всегда принимает наши, человеческие, условия. Он обращается к первому человеку: «Адам, где ты?» В Библии мы слышим: «Каин, где брат твой?»

Один батюшка замечательное слово сказал: «Мы сейчас выйдем и увидим: на все небо херувимы. Все пространство неба заполнено херувимами, с огненным взором смотрящих на нас. И мы скажем: «О Господи, что же такое?» Сразу на исповедь побежим, подготовимся к причастию. Выйдем из храма, а они снова над нами. Мы с благоговением Иисусову молитву будем читать. Через день снова выйдем, и снова они над нами. Постепенно мы будем забываться и через месяц даже не посмотрим на небо, будем просто так ходить, в землю смотреть. И о Боге забудем. Поэтому Бог повелел людям учиться от людей, а не от ангелов».


Дорогие прихожане!

Беседы о страстях будут продолжены в подготовительные к Великому посту недели и во время Великого поста.

Приходите в Вознесенский храм Скорбященского женского монастыря по субботам в 15.00 для встреч с отцом Алексием Бессоновым, чтобы задать свои вопросы о духовной жизни.

«Важнее спасения души ничего нет», – сказал во время беседы батюшка. Уделим же время этому деланию.

Новости, Новости епархии | 9 марта 2021

Вам может быть интересно: