В Скорбященском женском монастыре появилась новая святыня — икона с частицей мощей святителя Митрофана Воронежского
20 августа Православная Церковь празднует обретение мощей святителя Митрофана Воронежского (1832). В этот день в Скорбященской женской обители Нижнего Тагила впервые молились перед иконой с частицей мощей святого.
Завещание архипастыря есть святительское поучение,
в котором всем верующим завещаются дары духовные:
пастырям – учительство, святость, верность служению,
властям – правосудие, мудрость в правлении, защита убогих, вдовиц и сирот,
а всем – труд, умеренность, воздержание, любовь к Богу и людям,
преданность вере православной
(из проповеди священномученика Сергия Нижнетагильского
о святителе Митрофане Воронежском)
Мощи святителя Митрофана были обретены в 1832 году – почти через 130 лет после его блаженной кончины в 1703 году. Он жил в XVII веке и служил Церкви Христовой в период Никоновских реформ. Владыка Митрофан стал участником публичного спора старообрядцев с патриархом и несколькими епископами в присутствии правительницы царевны Софии и двух юных царей Иоанна и Петра Алексеевичей. Диспут привел к возмущениям, охватившим многие земли, в том числе Воронежскую епархию, куда на служение был направлен святитель. К населению его епархии относились лихие казаки, старообрядцы-раскольники и некоторое число беглых, общение с которыми требовало терпения и мудрости.
23 ноября 1911 года ныне прославленный в лике святых священномученик Сергий Увицкий произнес слово в день памяти святителя Митрофана, в котором были такие слова:
«Вот какой край был вверен его архипастырскому попечению, вот каких людей святитель должен был просвещать светом евангельского учения, научать честной трудолюбивой жизни, смягчать их грубые нравы, искоренять дурные привычки, творить суд, защищать от обид и притеснений».
В житии святителя Митрофана есть достойный подражания эпизод, когда он отказался явиться по требованию царя Петра I во дворец, который был украшен статуями языческих богов. Он не побоялся гнева Государя и даже перед лицом неминуемой смерти остался верен своей любви к Богу. Епископ Митрофан велел передать молодому царю свой отказ словами апостола Павла: «Для меня жизнь – Христос и смерть – приобретение» (Флп. 1, 21).
Святитель оставил нам в наследство свое мощное по силе «Духовное завещание», в котором исповедовал православную веру и вразумлял паству (и монашествующих, и священнослужителей, и мирян) душеполезными наставлениями:
«… отвергните от себя пьянство, объядение, лишитесь тяжбы, и свар, и хулы на друга своего и скверного взяточничества, клятвы и лжи, скупости, и ненависти, и лукавства, блуда и всякой нечистоты избегайте. Со всяким вниманием живите и заповедям Господним внимайте – этому учитесь, к этому друг друга понуждайте, чтобы вам непорочными предстать на Страшном и грозном Суде во Второе Пришествие Христово.
… братия и чада мои, Божественное Писание любите и в нем поучайтесь: чтение Писаний есть отверзение небесам. Многие, не читая книг, совратились с правого пути».
Иногда он облекал свои советы в форму афоризмов:
«Употреби труд, храни умеренность – богат будешь.
Воздержанно пей, мало ешь – здрав будешь.
Твори благо, бегай злого – спасен будешь».
В завещании он смиренно просил прощения у своей паствы и просил молиться о нем, грешном. Теперь в Скорбященском монастыре перед иконой с частицей мощей святителя Митрофана мы можем обратиться с молитвой, чтобы он укрепил нас в вере, вразумил, как общаться с иноверцами и неверующими, помог в исцелении от душевных и физических недугов, поддержал наших близких людей, детей. Ему молятся о материальном благополучии семьи, в поиске работы. Как при жизни святитель заботился об осиротевших детях, так и сегодня он может помочь устроить судьбы воспитанников детского дома № 1.
Скорбященский женский монастырь