В Скорбященский женский монастырь вернулись 27 отреставрированных икон XIX – начала XX веков.
В 2022 году началось сотрудничество Скорбященского монастыря с Суздальским филиалом ФГБОУ ВО СПбГИК, директором которого является кандидат педагогических наук М.П. Виткина. Через год в нашу святую обитель возвратились шесть икон (об этом был материал на сайте «Из прошлого в будущее»). Тогда же образовательному учреждению были переданы для реставрации 27 икон разных размеров: от малых до аналойных, с киотами и без них. В монастырь они попали самыми разными путями, но, как правило, нам не известны владельцы и дарители образов. Весьма часто их приносят и оставляют в пакетах с одеждой. Семейные ли это реликвии, оказавшиеся ненужными, или обнаруженные в непотребных местах – остается неизвестным. В ноябре 2025 года после реставрации они вернулись на Урал: Архангел Рафаил со святителями и отроками, Архистратиг Михаил, Он же со святыми на полях, Божья Матерь «Владимирская», «Казанская» в трех вариантах, «Смоленская» в двух вариантах, трехчастная икона Божией Матери, «Умягчение злых сердец (Семистрельная)» в двух вариантах, «Всех скорбящих Радость» в двух вариантах, «Тихвинская», «Утоли моя печали», Деисусная, двунадесятые праздники в двух вариантах, Зосима и Савватий Соловецкие в двух вариантах, святитель Николай Чудотворец, Покров Пресвятой Богородицы, Рождество Пресвятой Богородицы, Спаситель с предстоящими, два меднолитых креста с праздниками.
Сохранность икон XIX – начала ХХ веков в основном с масляной живописью, хотя встречаются и с темперной краской, переданных в Суздальский филиал Санкт-Петербургского института культуры из Скорбященского женского монастыря г. Нижнего Тагила для реставрации и консервации, различна. Иные дошли до нашего времени в удовлетворительном состоянии и требовали незначительных вмешательств специалистов. Другие – потемневшие, с подтеками, с пятнами, с вбитыми гвоздями, в копоти, с отколами и царапинами, с кракелюром (так называются трещины), со вздутием паволоки (это ткань или бумага, наклеенная на иконную доску), с утратой левкаса (это грунт, сделанный из мела, смешанного с животным или рыбьим клеем с добавлением льняного масла). Некоторые иконы были повреждены жуком-точильщиком, претерпели непрофессиональное вмешательство: кто-то изготовил не подходящие по размеру шпонки взамен растрескавшихся, укрепил части икон с помощью гвоздей или бытового клея. На оборотной стороне некоторых образов встречаются приклеенные обрывки газет или книг. Ранее ни к одной из икон не прикасалась рука реставратора.
Сотворенное умными и трудолюбивыми руками студентов-реставраторов чудо поистине впечатляет. Студентки А.В. Соколова, Е.А. Родина, С.С. Сахарова, Е.О. Медведева, Д.Е. Сергеенко, В.Р. Дегтярева, С.А. Шумкина, А.А. Хваталова, Д.А. Хашимахунова, Д.В. Барашова, Д.И. Чекушова под руководством художников-реставраторов, преподавателей реставрации станковой темперной живописи Ю.Н. Анохиной, В.Р. Маркова, Е.О. Марковой, Ю.Н. Коноваловой, проделали колоссальную работу. Иконы необыкновенно преобразились. Некоторые работы выполнялись при консультативной и практической помощи художника-реставратора 1 категории, сотрудника отдела реставрации станковой темперной живописи ГОСНИИР Д.Е. Морозова и художника-реставратора высшей категории, преподавателя высшей категории Суздальского филиала СПбГИК В.Ю. Астафьева.
Описание состояния иконы, процесса ее реставрации – это поистине научный труд! Чтобы на нас взглянули лики Спасителя, Божией Матери и святых, после фиксации состояния памятника по визуальным наблюдениям проводятся лабораторные физико-оптические и микрохимические исследования, составляются картограммы сохранности древесины, особенностей паволоки, левкаса, красочного и покрывного слоев. Потом проводится обследование иконы под микроскопом, и только после этого составляется программа реставрации или консервации, которая утверждается государственной комиссией. Сам же процесс реставрации – это 10–25 последовательных мероприятий от демонтажа разрушенных частей до покрытия иконы защитным слоем лака.
Реставратор высшей квалификации профессор Юрий Бобров говорил о задаче работы с иконами:
«Задача современного реставратора – не столько восстанавливать, сколько сохранять подлинное».
На представленных слайдах можно посмотреть, как студентам при чутком внимании преподавателей это удалось.
По благословению игумении Марии большие обновленные иконы будут помещены в киоты (если не сохранились исторические) и займут свое место в Вознесенском соборе. Они будут служить верующим еще многие десятилетия. Иконы небольших размеров появятся в разных уголках монастыря.
По материалам В. Чемезовой, зав. архивным отделом женского Скорбященского монастыря






