В Неделю о мытаре и фарисее епископ Нижнетагильский и Серовский Иннокентий совершил Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе
5 февраля епископ Нижнетагильский и Серовский Иннокентий совершил праздничную Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе. Этот день в Святой Церкви ознаменовался сразу тремя событиями: празднованием Воскресения Христова, а также Собора новомучеников и исповедников Российских. Кроме того, в это воскресенье, называемое Неделей о мытаре и фарисее, началась подготовка к Великому посту.
По древнему установлению Церкви, верующие начинают готовиться к постному подвигу за три недели до наступления Четыредесятницы. В синаксаре сырной субботы говорится, что подобно тому, «как вожди пред ополченным войском, уже стоящим в строю, говорят о подвигах древних мужей и тем ободряют воинов, так и святые отцы вступающим в пост указывают на святых мужей, просиявших в посте, и научают, что пост состоит не только в отчуждении снедей, но и в обуздании языка, сердца и очей».
Всего Великий пост предваряют три седмицы и четыре Недели (воскресенья), первая из которых посвящена Евангельской притче о мытаре и фарисее. Воспоминанием о сокрушенной молитве грешника Святая Церковь указывает всем, желающим вступить в подвиг поста, что воздержание от пищи и развлечений – это лишь средство к приобретению смирения, но никак не сама цель. Напротив, если телесное воздержание становится причиной гордости и самовосхваления, как это случилось у фарисея, то такой пост начинает быть не спасительным, но гибельным для души.
С этого дня происходят и некоторые изменения в богослужении. Уже в субботу на Всенощном бдении после чтения Евангелия пелись умилительные стихиры (тропари) «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», «На спасения стези настави мя, Богородице», «Множество содеянных мною лютых помышляя, окаянный «. Эти коленопреклоненные молитвы будут читаться вплоть до пятой Недели Святой Четыредесятницы.
В своей проповеди Преосвященный Иннокентий еще раз напомнил, что всем нам, находясь в преддверии поста, необходимо прежде всего стяжать мытарево смирение и научиться от него покаянной молитве.