В ходе первой весенней встречи в Центре ветеранов иерей Алексий Бессонов провёл беседу на тему Великого поста
Великий пост – весна духовная и время особого покаяния. А ещё Великий пост – это путь христианина к Богу, который начинается за семь недель до Пасхи и состоит из сорока дней Святой Четыредесятницы и Страстной седмицы. Завершается он светлым праздником Христова Воскресения. Из всех основных постов, установленных Православною Церковью, именно Великий пост считается для православного христианина особым отрезком в его духовной жизни. Приходится он на весенний период времени года. И это не случайно. Как с приходом весны оживает природа и всё живое вокруг, так и с прохождением Великого поста в течение семи недель происходит рождение новой личности.
В чём сокровенный смысл поста, почему Великий пост длится семь недель и что обозначает каждая неделя этого поста, в чём каяться на исповеди и как готовиться к причастию? На эти и многие другие вопросы, в ходе первой весенней встречи в Центре ветеранов (г. Нижний Тагил, проспект Ленина, 15), ответил иерей Алексий Бессонов.
Отец Алексий, в частности, рассказал собравшимся ветеранам о том, что Великий пост — это десятая часть года, временной отрезок, который православный христианин отдаёт Богу, проживая это время с целью исправления своей души. В формальном смысле, пост – это та же десятина, которую в ветхозаветные времена люди жертвовали в церковь из своего дохода, полученного, как считалось, по милости Божьей. Цель любого поста — приобщиться Тела и Крови Христовых через путь покаяния. Слово покаяние переводится как покой души, то есть нахождение души в состоянии единения с Богом. А для покаянного чувства необходимо, чтобы появилась потребность в изменении своего внутреннего человека. И Великий пост представляет собой своеобразную лестницу из семи ступенек, проходя по которым с молитвой, христиан может попасть на небеса, то есть достичь Пасхи Христовой. Что же это за ступеньки такие? Это и есть семь недель поста: первая неделя – Торжество православия, вторая неделя – святого Григория Паламы, третья неделя – Крестопоклонная, четвёртая – Иоанна Лествичника, пятая – Марии Египетской, шестая — Вход Господень в Иерусалим и седьмая неделя (особая неделя) – Страстная седмица.
А проживать каждую неделю Великого поста, как отметил иерей Алексий, необходимо с пользой для души: стараться находить в себе грехи и обязательно в них каяться, прикладывая все усилия к тому, чтобы больше их не совершать. И помнить, что нет такого греха, который бы Бог не простил. Практически любой грех (ошибку) можно исправить. Главное – идти путём каждодневной борьбы за святость, а если и случиться упасть вновь, то не отчаиваться, а брать пример со святой преп. Марии Египетской – великой подвижницы, которой удалось совершить удивительный с человеческой точки зрения, подвиг спасения своей души.
В помощь для подготовки к исповеди каждому участнику встречи была выдана памятка с пояснением грехов по десяти заповедям Господним и противоположным этим грехам – добродетелям, а также информация о главном таинстве православных христиан – Таинстве Причащения.
«Главное необходимо запомнить, что Великий пост – это время встречи человека с Богом и если в конце Страстной седмицы встреча с Богом не состоится, значит, христианин просто соблюдал диету, а о душе своей совсем и не помышлял. Великий пост призван примирить человека с Богом, с его ближними и, конечно же, с собственной совестью», – отметил иерей Алексий.
В заключение беседы отец Алексий, по просьбе собравшихся, процитировал стихотворение А.С. Пушкина «Отцы пустынники и жены непорочны», которое было написано поэтом на молитву св. Ефрема Сирина, а также стихотворение святой новомученицы российской Татьяны Гримблит, подходившее к теме Великого поста: «Подруга совесть».
Пускай в далекой стороне
Страданье ожидает,
Пускай душа горит во мне,
Тоскует, вспоминает.
Мне в прошлом не в чем упрекнуть
Себя — вперед же смело!
В благословенный Богом путь
За дорогое дело.
Этапы, тюрьмы не страшны.
Железные решетки!
Не возмутить вам тишины
Души спокойно-кроткой.
Ты ярче в ссылке, жизнь, гори,
И силы молодые;
Пусть не верну моей зари
И радости былые.
Зато чиста со мной идет
Подруга дорогая,
Среди нужды, среди забот,
Любовно помогая.
Она мне радость сохранит,
Уныние отгонит.
И обопрусь, как о гранит,
Когда душа застонет.
Мне совесть чистая вдали
Скорбь радостью заменит.
Пускай далеко увезли —
Подруга не изменит.
1926 год.