В духовной жизни человек выносит приговор сам: встреча в ИК-5
4 декабря состоялась очередная встреча руководителя отдела по утверждению трезвости и профилактике зависимостей Нижнетагильской епархии Георгия Дьячкова с осужденными пятой мужской исправительной колонии. 20 человек с радостью встретили гостя, который привез им в этот раз два фильма протоиерея Сергея Баранова, и не только их.
Документальный фильм «Не забывай меня» https://www.youtube.com/watch?v=YT0-ZNKhiv8, снятый в Гайском детском доме-интернате, где содержатся дети и подростки с серьезными психофизическими нарушениями, представляет собой взгляд изнутри на проблемы детей-инвалидов, побуждает людей быть более милосердными к таким особым детям.
Показателен эпизод фильма, где один из его героев, мальчишка, который рисует держа карандаш ртом, спрашивает: «За что нас так?». На что батюшка отвечает: «Бог взял страдания всех людей на себя. Потому что в своем эгоизме они стали неспособны страдать, переживать. Но Богу одному нести крест всех людей очень несправедливо. Вы, малыши, невольные мученики, которые несут крест всего мира вместе с Богом. Вам тяжелее всех. Но и вы выше всех нас. Может мир стоит не тем, что есть великие политики, а тем, что есть вы — маленькие мученики. Вы нас всех спасаете. Мы — духовно мёртвые, а вы — живые, настоящие. При всех ваших физических недостатках, находясь рядом с вами, я даже немножко стесняюсь себя».
После просмотра таких фильмов душа невольно просыпается. Понимаешь, что мы, имеющие руки, ноги, видящие и слышащие, не имеем право быть несчастными. Априори, мы должны радоваться тому, что имеем. А на деле? Чаще всего, приобретая что-то, мы начинаем стремиться иметь ещё больше.
Второй фильм «Литургия» https://www.youtube.com/watch?v=wd15m1GSKGc – вовсе не рассказ о богослужении как таковом. В фабулу фильма органично вплетены истории разных людей, судьбы которых довелось наблюдать священнику. Например, история бизнесмена, попавшего во власть денег, а затем принявшего монашеский постриг. Герои фильма наперекор всему обрели счастье в Боге.
После просмотра состоялось обсуждение и разговор на тему борьбы с унынием.
Также во время встречи прошла презентация книги «Душе скорбящей в утешение», изданной недавно по благословению Преосвященного ЕВГЕНИЯ, епископа Нижнетагильского и Невьянского Нижнетагильской типографией, при поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива». Каждый участник мероприятия получил в подарок экземпляр книги.
«Можно ли, не раз оступившись переродиться в нового человека и начать новую жизнь с чистой совестью? Где взять силы и поддержку? Чем успокоить и смягчить душу? Как поверить в собственное преображение? Эта книга станет утешением для заключенных тюрем и колоний. Она раскрывает яркие судьбы тех, кто долгие годы находился в страшных пороках, но смог преодлеть злые навыки и настолько примириться с Богом, собой и всем миром, что был прославлен в лике святых. Рассказывает она и о безвинно страдавших», — говорится в аннотации к книге.
Публикуем одну главу из книги «Душе скорбящей в утешение».
Утешитель
Когда человек совершает преступление, другие люди, которые именуются судьями, опираясь на закон и смягчающие или отягчающие обстоятельства, выносят приговор. Он может быть и достойным, и несправедливым. В духовной жизни человек выносит приговор сам. Его приговором является состояние души в момент перехода в вечность. А выносит он его всю свою жизнь – своими поступками, отношением к жизни и ее обстоятельствам, к людям, с которыми ежедневно соприкасается. В вечность человек возьмет с собой только свое сердце, тот рай или ад, который он в нем сам насадил. Все, что в нем есть сейчас, будет вечно произрастать. Ад или рай в вечности – это состояние души. Свобода давать своим мыслям, чувствам и поступкам любое направление, какое только пожелаешь, выносить своему сердцу тот приговор, какой вздумается —драгоценный дар Бога. Воля человека есть суть его души, то, чем он может в себе по-настоящему распоряжаться. Чтобы растить в своем сердце рай, важно видеть верные ориентиры, иметь перед собой высокие образцы жизни тех, кто с этой задачей успешно справился. Конечно, это – святые, и жизнь некоторых из них, особо великих в своих подвигах, теперь нам известна. Уже есть на что опираться, и не только, – есть к кому обращаться в молитве за помощью, ведь святые, как верные друзья, способны подавать из вечности руку помощи.
Кроме молитвы к ним и собственной решимости к победе над страстями и греховными, то есть ошибочными, привычками, важно опереться на все побеждающую, непоколебимую, безвозмездную силу Божию, на благодать Святого Духа, даруемую каждому человеку в Святом крещении. Она обновляется в таинствах Исповеди и Причастия, а удерживается непрестанной молитвой и сердечным сокрушением о своей неистребимой склонности к ошибкам-грехам. Пусть душа плачет в молитве как беспомощный грудной младенец. Любая мать всегда приходит, сострадая, на крик ребенка. Так, что он каждый раз не осознает, откуда и как она вдруг является, но чувствует тепло и ласку рук, слышит нежную музыку речи. Он насыщается матерью как пищей, когда припадает голодными устами к ее живительной груди. И утешается ею, успокаивается. Так действует и Господь. Только если мать не всегда знает, почему и для чего ее именно сейчас позвал спеленутый младенец, Господь прозревает самую суть всех причин. Отзывается, помогает и укрепляет именно в том, что необходимо, врачует именно то, что болит, несет на своих руках именно тем путем, где нет ошибок в направлении и обстоятельствах. И душа, плачущая подобно младенцу, успокаивается, утешается Богом. Это Его имя – Утешение, Утешитель. И мы молимся Ему: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша!»