«Урал – 2023»

Елена Бородина, кандидат педагогических наук, доцент, супруга настоятеля храма Успения Пресвятой Богородицы пос. Цементный иерея Глеба Бородина приняла участие в Международном слёте трезвости и здоровья «Урал – 2023» в качестве спикера.

Елена рассказывает: «В теме трезвенного просвещения я более 13 лет. Мое знакомство с данной темой началась на Трезвенной школе-слёте «Увильды», где много лет я руководила педагогической секцией. Теория, методология и методика трезвенного просвещения, это одно из направлений моего профессионального интереса. На приходе, где мой супруг отец Глеб настоятель, у нас трезвость одна из главных приходских норм и ценностей, так же абсолютное воздержание от алкоголя является и нашей семейной ценностью и традицией».

Участников слёта матушка Елена вовлекла в дискуссию на тему «Ценностное поле семьи – ценностное поле трезвости». Родители выстраивая и вовлекая детей в трезвенное ценностное поле семьи, таким образом, взращивают здоровую ценностно-смысловую сферу своих детей.

«Родители, значимые взрослые абсолютный пример детям. И если взрослые выпивают на глазах детей, даже в условиях «культурного пития» они прокладывают путь к формированию отношения к алкоголю как к норме, но, это не норма. Например, мои дети, внучка ни разу не вдели меня с бокалом в руках. Вот это норма. Рекомендую вдумчиво с карандашом в руках посмотреть фильм «Утерянная добродетель», тогда взрослому станет понятно, почему трезвенное мышление является добродетелью».

Трезвость принято в науке рассматривать в аспекте нескольких значений: в узком смысле трезвость определяется как физиологическое состояние человека при отсутствии опьянения. В более широком осмыслении трезвость одухотворяется и наделяется нравственным императивом.

Елена познакомила участников слёта со своим игровым проектом настольных игр «Наследие», делилась методикой проектирования. «Я разработчик настольных игр, автор игрового комплекса «Наследие», вот среди множества настольных игр есть и игра «Трезвость и трезвение». Игра состоит из игрового поля и игровых информационных карточек. Играя в кругу семьи, друзей или со слушателями на обучающих семинарах, можно поразмышлять на тему трезвости и трезвения. Поделится историями из личного опыта, опыта близких или ближних». Выдержки из научной статьи «ЦЕННОСТНОЕ ПОЛЕ ТРЕЗВОСТИ», автор Бородина Елена Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент.

Аннотация. В статье актуализируется проблема осмысления ценностного поля трезвости в современных условиях. Автор раскрывает сущность понятия «трезвость» в узком и широком смыслах. В статье представлены и прокомментированы этапы формирования ценностно-смысловой сферы личности человека, описана логика перехода ценностей в смыслы.

Ключевые слова. Трезвость, ценностное поле трезвости, трезвенное просвещение, ценностно-смысловая сфера человека.
Выдержки из научной статьи: «Прежде чем говорить о ценностном поле трезвости, рассмотрим основные понятия. Под ценностным полем человека мы понимаем совокупность ценностей и смыслов, лежащих в основании мышления человека, признаваемых им в качестве мировоззренческих ориентиров и стратегических жизненных целей. Трезвость как духовно-душевно-телесное состояние свободы от пороков, твердое трезвенное убеждение, абсолютное отсутствие рабства-привязанности ко греху-удовольствию проявляется в здравомыслии, воздержании, сознательном удалении от одурманивающих веществ (алкоголь, табак, и т.д.) и состояний (гнев, зависть, блуд и т.д.). Сегодня человек не рассматривает и не воспринимает трезвость в полноте этого понятия, как нравственную норму или ценность. Напротив, употребление алкоголя в умеренных количествах считается «культурной нормой», алкоголю приписывают расслабляющее, лечебное свойство и т.п.

Говоря, о ценностном поле трезвости, можно констатировать факт, что, во-первых, ценности и смыслы, наполняющие сознание человека, становятся сердцевиной жизни, простирающейся на намерения, слова, чувства, дела и поступки.

Личные ценности находятся в тесной связи с так называемыми «вечными ценностями» – доброта, милосердие и т.д.; религиозными ценностями – Бог, святоотеческое наследие, жертвенность, любовь и т.д.; семейными ценностями – ответственность, заботливость, терпение и т.д. Осознание и единство ценностей – ценностная синергия, – побуждает к трансляции ценностей вовне, в свою очередь, пробуждая к принятию подобных ценностей других; определяет жизненные стратегии, влияет на решения в отношении своей собственной жизни, а если это родитель, то и жизни своих детей. Конечным результатом жизни человека в условиях ценностного поля становится осознанный поступок, соответствующий ценности, что является личным примером, притягивающим тем самым многих вокруг себя.

Становление осознанного поступка – трезвость, воздержание, удаление от порока – лежит в плоскости ценностно-смысловой сферы личности человека: система ценностных ориентиров (направленность личностной активности) и система личностных смыслов (субъективно значимые явления, факты, нормы и т.д.).

Формирование ценностно-смысловой сферы – процесс очень сложный, имеющий временную протяженность: небыстрый, нелинейный по своей сути и включает в себя следующие этапы:

  1. Предъявление ценностей человеку (закон, традиции, правило). Так, например, в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и в Стратегии развития воспитания на период до 2025 г. прописаны вполне определенные базовые национальные ценности, здоровье и жизнь в числе прочих. Да ведь и трезвый человек в семье, обществе – это нравственная социальная норма.
  2. Осознание человеком данной ценности – умственная установка: трезвость дает мне здоровье, ясность мыли, психологическую устойчивость, открывает возможности реализации и приумножения талантов, экономию денег, жизнь с пользой и т. д.; для религиозного человека это еще и исполнение промысла Божьего.
  3. Принятие человеком ценности: ценностная установка «я трезвый, я трезвенник, я живу, и буду жить «и т.д.
  4. Переход ценности во внутренний мир – формирование трезвенного мировоззрения, восприятие мира через призму трезвости. Трезвенное мировоззрение строится на научно обоснованных данных исследований, осмысленных человеком и переведенных в лично значимые установки и умозаключения, переходящие в твердые убеждения и определяющие трезвый образ жизни, при котором жизнь без употребления психоактивных веществ становится нормой.
  5. Превращение ценности в норму. Я везде и всегда и при любых обстоятельствах не употребляю одурманивающие вещества и удерживаюсь от одурманивающих поступков.
  6. Реализация ценности в деятельности, общении и поведении. Трезвость стает неким мерилом и вектором к действию.
  7. Закрепление ценности в статусе личностного качества. Трезвость – это ценность, переходящая в личностное нравственное качество, порождающая множество других нравственных качеств.
  8. Актуализация ценности в жизненных ситуациях. Жизнь без алкоголя (праздники, события, традиции и т.д.) возможна. Реальный личный пример трезвенной жизни.

Содержательное наполнение ценностных установок сегодня определяет сущностную и культурную основу процесса формирования сферы человека. В качестве содержательного наполнения ценностных установок могут выступать цитаты Отцов церкви, поскольку в этой же статье закона в определении понятия «воспитание» упоминаются духовно-нравственные ценности как основа воспитания, а святоотеческие поучения выступают в качестве этих ценностей, являясь культурным и духовно-нравственным наследием, которое можно осмыслять, комментировать, налагать на свой опыт и т.д. С полным текстом статьи можно познакомится в Российской научной электронной библиотеке – elibrary.ru.

Новости, Новости епархии | 24 июля 2023

Вам может быть интересно: