«Ты начинаешь по-другому мыслить…»

Прихожанин Скорбященского женского монастыря Андрей Зацепин недавно вернулся из 4-хмесячной командировки в Чеченскую Республику. Он поделился впечатлениями от общения с батюшками, окормлявшими отряд спецназа «Урал» Уральского округа Росгвардии. Скорбященский женский монастырь опубликовал его рассказ.

Хочу поделиться с вами теплыми впечатлениями о том, как я съездил в служебную командировку в Северо-Кавказский округ, в Чеченскую Республику. С самого начала образования нашей воинской части в 1996 году воплотился в жизнь и наш переносной воинский походный храм (храм-палатка) во имя святого благоверного князя Александра Невского. С 1996 года по настоящее время каждый год наш отряд выезжает в служебную командировку для выполнения служебно-боевых задач продолжительностью на 6, 8 месяцев, бывало, выезжали и на 1 год.

В 2019 году в сентябре мы заехали на 8 месяцев, т. е. планировалось 2 смены по 4 месяца. Я уезжал в первую смену на 4 месяца, и вот недавно 24 января 2020 года с Божьей помощью вернулся обратно.

С нами в командировку выезжают и священнослужители, ведь на протяжении столетий наше воинство окормляется Господом. Кстати, из всех отрядов специального назначения Войск национальной гвардии РФ у нас единственный отряд, у которого есть переносной храм-палатка, с которым в каждую командировку выезжают священники. В течение этой 4-хмесячной командировки с нами служили четыре батюшки, т. е. они прикомандировывались каждый на 1 месяц, сменяя друг друга.

С сентября по октябрь 2019 года с нами служил протоиерей отец Димитрий Меньшиков из храма во Архангела Михаила г. Кушва. С ним мы поставили храм-палатку, обустроили её, на всё это ушло около двух недель, потому что попутно были и другие рабочие служебные дела. И служили мы с отцом Димитрием 2 недели, когда время командировки у него закончилось, он уехал домой на Урал.

Храм-палатка во имя благоверного князя Александра Невского

Роль священника в командировке огромна.

Во-первых, на утреннем построении (разводе) всего личного состава священник читает молитвы: Трисвятое по Отче наш, молитву Оптинских старцев («Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день…»), в прошлые командировки батюшки читали и Символ веры.

Во-вторых, после молитвы батюшка говорит проповедь, и так каждое утро. Мне всегда нравилось, как батюшки проповедуют. Конечно же, в течение дня в любое время можно прийти к батюшке на беседу. А вопросы возникают всегда.

В-третьих, священники служили молебны и, конечно же, Божественную Литургию.

С октября по ноябрь 2019 года с нами служил иерей Игорь Куланин из храма Георгия Победоносца с. Мариинск. Отец Игорь учил меня правильно молиться. По приезду он сказал: «Приходи утром и вечером, будем вместе молиться… читать правило». И с того времени утром и вечером я молюсь. Отец Игорь всегда стоял рядом со мной и поправлял каждое слово, ударение, чтобы читалось и слушалось хорошо. По завершении своей командировки он сказал: «У тебя всего лишь несколько ошибок, растёшь…», кроме того, батюшка служил Божественную Литургию, я читал третий, шестой часы и подпевал: «Господи помилуй…», «Подай Господи…», «Тебе Господи…», читал тропари, кондаки (петь я ещё их не умею – не знаю гласов).

Когда приехали другие батюшки, за пел ними. Отец Игорь говорил мне: «Тебе бы ещё научиться шестопсалмие читать, тогда будешь хорошим помощником для следующих батюшек». И тогда я начал читать шестопсалмие.

Протоиерей Димитрий Меньшиков, настоятель храма Архангела Михаила в городе Кушва

После вечерней молитвы мы с отцами имели возможность посидеть и побеседовать за чашечкой чая. Всё, конечно, не описать, было очень поучительно и познавательно. Когда уезжали домой отец Димитрий, отец Игорь, то я едва сдерживал слёзы – они сами по себе шли. Было такое чувство, что уезжает родной человек.

С ноября по декабрь 2019 года с нами служил настоятель храма во имя великомученика и целителя Пантелеимона п. Красноглинный (Сотрино) и клирик кафедрального собора в честь преображения Господня Серовской епархии иерей Алексей Батаев. Он знаком с нашим отцом Алексием Исмагиловым, приходилось вместе служить. С ним мы также продолжали молиться. Утренние правила у нас читались в 6:40, вечерние после ужина в 20:00. Всенощное бдение начинали служить в 14:30 до 17:00, а Литургию с 5:00 утра. В воскресенье я просыпался в 4:00, в 4:30 приходил в храм-палатку, которая находилась в 10 м от палатки, где живёт личный состав. С 4:30 до 4:50 я читал утренние правила, после чего сразу читал третий, шестой часы и начинали с батюшкой служить до 7:00, после чего шли на завтрак. Когда батюшка исповедовал прихожан, я читал последование ко Святому Причащению или вечерние правила, чтобы не было слышно исповедь, после причащения читал Благодарственные молитвы по Святом Причащении.

С декабря 2019 года по январь 2020 года с нами служил иеромонах Спиридон (Карепин), клирик храма святой Варвары п. Уральский Каменской епархии. В чтении молитв я с батюшкой усовершенствовался. Приходили и остальные ребята на вечерние правила, мы с ними читали по очереди, т. е. одну молитву я, следующую другой и т. д. Мне нравилось и нравится петь молитвы: «Взбранной Воеводе…», Трисвятое по Отче наш, «Достойно есть…», «Богородице Дево, радуйся…», «Иже херувимы…». Все молитвы нравиться петь, ещё бы остальные научиться читать на церковнославянском языке. С батюшками эта командировка прошла легко…

Священник Алексий Батаев, клирик Серовской епархии

Некоторые прихожане говорили, улыбаясь тепло: «Только привыкнешь к одному батюшке, и уже приезжает другой», т. е. надо каждый раз привыкать к новому священнику. Для некоторых людей хорошо, когда на всю смену приезжает один батюшка, чтобы исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин у одного священника. С одной стороны, это так, а с другой стороны, от каждого священника учишься чему-то новому… Ты начинаешь по-другому мыслить, смотреть на некоторые вещи иначе… Действительно, в поисках Бога меняется мировоззрение…

По окончании командировки мы построились на плацу. Отец Спиридон, начиная с левого фланга, окропил весь личный состав святой водой, я шёл рядом и держал чашу… Все разошлись и поехали на железнодорожную платформу для размещения в вагоны для убытия в Нижний Тагил. Мы с отцом Спиридоном попрощались, обнялись, и тут я вновь прослезился…Чувствую, что правильно говорят отцы: духовное родство ближе кровного.

Я очень рад, что познакомился с такими хорошими священниками, к которым могу позвонить, обратиться за советом в любое время.

Благодарен своей любимой супруге Женечке за детей, за её отношение ко мне, за то, что в январе 2019 года решила с сыном креститься, с того самого времени я и начал ходить в храм и познавать Истину – веру Христову, хотя сам был крещён ещё в 2006 году.

Вот такие тёплые, хорошие эмоции от проведённой командировки остались в моей памяти, душе…