Священномученик Никита

19 ноября празднуется память священномученика Никиты, убитого на Бутовском полигоне и прославленного в соборе новомучеников и исповедников Российских в 2000 году. На иконах с его ликом имеется надписание: епископ Орехово-Зуевский. Однако мало кому известно, что 16 сентября 1927 года епископ Никита (Делекторский) был назначен владыкой Нижнетагильским, викарием Свердловским.

Бутовский полигон – крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. Сегодня известны имена 20760 человек, убиенных здесь в течение очень короткого периода времени: с августа 1937 года по октябрь 1938 года, а полигон функционировал с 1934 по 1953 годы.

img_7420

Храм новомучеников и исповедников Российских на Бутовском полигоне

Те, о ком известно: мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, – представители 73 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий, но большинство из них простые рабочие и крестьяне – русские православные люди.

poligon_10

Аллея памяти на Бутовском полигоне

img_7171

Поклонный крест на Бутовском полигоне, привезенный с Соловков

Около 1000 человек из числа погребенных в Бутово пострадали как исповедники православной веры, сегодня 325 из них прославлены в лике святых. Нет ни одного места на земле, в котором Господь явил бы такое количество Своих угодников. Празднование памяти бутовских новомучеников и исповедников внесено в месяцеслов 3 сентября 2003 года по благословению Патриарха Алексия II.

007120

Икона новомучеников Бутовских

Один из них – епископ Нижнетагильский и Орехово-Зуевский Никита (в миру Федор Петрович Делекторский).

%d1%81%d0%b2%d1%8f%d1%89%d0%b5%d0%bd%d0%bd%d0%be%d0%bc%d1%83%d1%87%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%ba-%d0%bd%d0%b8%d0%ba%d0%b8%d1%82%d0%b0-%d0%b5%d0%bf%d0%b8%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%bf-%d0%bd%d0%b8%d0%b6%d0%bd

Федор Петрович Делекторский

Он ро­дил­ся 22 де­каб­ря 1876 го­да в г. По­кров Вла­ди­мир­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка. В 1897 го­ду Фе­дор окон­чил Вла­ди­мир­скую ду­хов­ную се­ми­на­рию и был на­прав­лен пре­по­да­ва­те­лем За­ко­на Бо­жия в Юж­ское учи­ли­ще в Вяз­ни­ков­ском уез­де. В 1898 го­ду Фе­дор Пет­ро­вич же­нил­ся на Ан­то­нине Ни­ко­ла­евне Фло­рин­ской, до­че­ри со­бор­но­го про­то­и­е­рея г. Алек­сан­дро­ва. 3 ав­гу­ста 1898 го­да Фе­дор Пет­ро­вич был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка и стал служить в Ни­ко­ла­ев­ско­м жен­ско­м мо­на­сты­ре г. Пе­ре­слав­ля. С 1903 по 1907 год он нес по­слу­ша­ние за­ко­но­учи­те­ля цер­ков­ной шко­лы при обители и со­сто­ял за­ве­ду­ю­щим и за­ко­но­учи­те­лем Успен­ской цер­ков­но­-при­ход­ской шко­лы г. Пе­ре­слав­ля.

В 1907 го­ду его покинула же­на, что отец Феодор воспринял как волю Божию. 22 ав­гу­ста 1909 го­да он был уво­лен за штат и 31 ав­гу­ста то­го же го­да стал воль­но­слу­ша­те­лем Мос­ков­ской Ду­хов­ной ака­де­мии. 16 ок­тяб­ря 1910 го­да он был утвер­жден в зва­нии сту­ден­та. В 1915 го­ду священник Фе­о­дор окон­чил Мос­ков­скую Ду­хов­ную ака­де­мию со сте­пе­нью кан­ди­да­та бо­го­сло­вия. Его кан­ди­дат­ская ра­бо­та называлась «Вет­хо­за­вет­ные про­ро­ки как пас­ты­ри».

С 1 ок­тяб­ря 1915 го­да по 27 де­каб­ря 1916 го­да отец Фе­о­дор был по­мощ­ни­ком сек­ре­та­ря Со­ве­та и прав­ле­ния Мос­ков­ской Ду­хов­ной ака­де­мии. 17 июля 1916 го­да он был на­граж­ден ка­ми­лав­кой за осо­бые тру­ды по об­сто­я­тель­ствам во­ен­но­го вре­ме­ни. 27 де­каб­ря 1916 го­да свя­щен­ник Фе­о­дор Де­лек­тор­ский по при­гла­ше­нию епи­ско­па Перм­ско­го и Кун­гур­ско­го Ан­д­ро­ни­ка (Ни­коль­ско­го) был на­зна­чен на­сто­я­те­лем Пет­ро­пав­лов­ско­го ка­фед­раль­но­го со­бо­ра в г. Пер­ми и пре­по­да­ва­те­лем тео­рии сло­вес­но­сти и ис­то­рии ино­стран­ной ли­те­ра­ту­ры в Перм­ском епар­хи­аль­ном жен­ском учи­ли­ще.

В 1919 го­ду отец Фе­о­дор был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея и в том же го­ду Выс­шим Вре­мен­ным Си­бир­ским Цер­ков­ным Управ­ле­ни­ем, ко­то­рое воз­глав­лял ар­хи­епи­скоп Силь­вестр (Оль­шев­ский), на­граж­ден зо­ло­тым на­перс­ным кре­стом. При от­ступ­ле­нии Бе­лой ар­мии он остал­ся в Пер­ми.

В это вре­мя про­то­и­е­рей Фе­о­дор ре­шил все­це­ло по­свя­тить се­бя слу­же­нию Церк­ви и при­нять мо­на­ше­ский по­стриг, о чем и со­об­щил епи­ско­пу Перм­ско­му Силь­ве­ст­ру (Бра­та­нов­ско­му), ко­то­рый при­нял со­от­вет­ству­ю­щее ре­ше­ние: «Вви­ду без­вест­но­го от­сут­ствия в те­че­ние 15-ти лет Ан­то­ни­ны Де­лек­тор­ской и рас­тор­же­ния бра­ка про­то­и­е­рея Фе­о­до­ра Де­лек­тор­ско­го с нею в граж­дан­ском су­де, цер­ков­ное бла­го­сло­ве­ние с нее как та­ин­ство сни­ма­ет­ся для предо­став­ле­ния воз­мож­но­сти про­то­и­е­рею Фе­о­до­ру Де­лек­тор­ско­му все­це­ло по­свя­тить се­бя слу­же­нию свя­той Церк­ви в без­брач­ном со­сто­я­нии».

В 1922 го­ду про­то­и­е­рей Фе­о­дор вер­нул­ся из Пер­ми на ро­ди­ну во Вла­ди­мир­скую епар­хию и был на­зна­чен на­сто­я­те­лем Хри­сто­рож­де­ствен­ско­го со­бо­ра в г. Алек­сан­дро­ве и бла­го­чин­ным всех го­род­ских церк­вей.

7 мая 1924 го­да Свя­тей­ший Пат­ри­арх Ти­хон и Свя­щен­ный Си­нод по­ста­но­ви­ли от­крыть в Са­мар­ской епар­хии ви­кар­ную ка­фед­ру в г. Бу­гуль­ме. 9 мая в хра­ме Ва­ла­ам­ско­го по­дво­рья в Москве мит­ро­по­лит Ни­же­го­род­ский Сер­гий (Стра­го­род­ский) по­стриг про­то­и­е­рея Фе­о­до­ра в мо­на­ше­ство с име­нем Ни­ки­та и воз­вел в сан ар­хи­манд­ри­та. 12 мая ар­хи­манд­рит Ни­ки­та был хи­ро­то­ни­сан во епи­ско­па Бу­гуль­мин­ско­го, ви­ка­рия Са­мар­ской епар­хии.

По при­бы­тии епи­ско­па Ни­ки­ты в Бу­гуль­му ОГПУ аре­сто­ва­ло его, об­ви­нив в свя­зи с бе­ло­че­ха­ми во вре­мя Граж­дан­ской вой­ны. Но это лож­ное об­ви­не­ние сле­до­ва­те­ли не су­ме­ли до­ка­зать, и по­сле ме­ся­ца, про­ве­ден­но­го в тюрь­ме, епи­скоп был осво­бож­ден.

В 1926 году он дважды подвергался арестам, его обвиняли «в совершении богослужения без патента», в поминовении за богослужением Патриарха Тихона. В 1927 году епископ Никита служил в г. Орехово-Зуеве, но вскоре в возрасте 51 года был уволен на покой. С этого времени он бедствовал, не имел ни работы, ни постоянного места жительства.

В 1930 году он был арестован в третий раз в Москве на квартире «у гражданки Елизаветы», проживавшей на Самотеке и дававшей приют странникам и бездомным священнослужителям. Решением Тройки при ОГПУ по Московской области епископ Никита был приговорен к исправительно-трудовым работам сроком на 3 года.

В 1930 – 1933 годах он отбывал заключение на строительстве Днепрогэса, где работал сторожем и конюхом. После освобождения и до последнего ареста он тайно служил в храмах Орехово-Зуева. В 1935 году епископ находился в розыске. Существовал тем, что сдавал утильсырье, которое собирал, где придется. С этого времени, по всей видимости, он стал нести подвиг юродства. В 1936 – 1937 годах, скрывая свой сан и имя, он ночевал в казармах у милиционера Краснова, который проникся к бездомному старику сочувствием. Он пускал его под крышу казармы и «иногда даже поил чаем».

18 октября 1937 года владыка Никита был выслежен и арестован в четвертый раз. На окошко кладбищенской церкви, около которой его арестовали, он незаметно положил бумажник с документами. Местные жители принесли его в отделение милиции. Кроме документов с указанием имени и сана задержанного, в бумажнике находилось 8 облигаций, иголка, нитки, ножницы и зашитый в матерчатый лоскуток пятирублевый золотой. Вероятно, это было все имущество епископа Никиты. Вскоре он оказался в Таганской тюрьме.

%d0%bd%d0%b8%d0%ba%d0%b8%d1%82%d0%b0-%d0%b4%d0%b5%d0%bb%d0%b5%d0%ba%d1%82%d0%be%d1%80%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9

Епископ Никита (Делекторский) в Таганской тюрьме. 1937 г.

«Свидетелями» по делу владыки проходили священники из Загорска и Орехово-Зуева. Они характеризовали епископа Никиту как «монархиста и реакционера, клевещущего на советскую власть».

Допросы продолжались беспрерывно в течение трех суток.

– Вы имеете определенное место жительства и место службы? – спросил следователь.

– Определенного места жительства и места службы я не имею, – ответил епископ.

– По каким документам вы проживаете, и прописаны ли вы на жительство где-либо?

– Документов я никаких не имею, и нигде на жительство я не прописан.

– В каком сане вы состояли ранее и какой имеете в данный момент?

– Ранее я состоял в сане епископа и имею этот сан епископа до настоящего времени.

Убедившись, что перед ним владыка, следователь счел достаточным для осуждения архиерейский сан и уже не стал ничего спрашивать о его антисоветской деятельности.

В обвинительном заключении по его делу говорилось, что «Делекторский Ф.П. являлся нелегальным бродячим епископом, деятелем «Истинно Православной Церкви» (ИПЦ), проводил антисоветскую агитацию, занимался контрреволюционной деятельностью».

17 ноября 1937 года епископ Никита Тройкой при УНКВД по Московской области был приговорен к расстрелу и через два дня убит в Бутове.

%d0%b5%d0%bf-%d0%bd%d0%b8%d0%ba%d0%b8%d1%82%d0%b0-%d0%bd%d1%82

Священномучениче Никито, моли Бога о нас.    

 

Тропарь священномученику Никите (Делекторскому) глас 4

Послан бысть во град Орехово-Зуево/ для утверждения православия,/ прославился еси молитвою и благочестием,/ уподобился еси юродством блаженной Ксении,/ венчался еси венцем мученическим,/ святителю отче Никито,/ моли Христа Бога/ даровати граду нашему мир/ и душам нашим велию милость.

 

Кондак священномученику Никите (Делекторскому) глас 3

На престоле Ореховстем архиерей первый был еси,/ добродетельми многими украшен,/ в лике новомучеников радуешися,/ блажение отче Никито,/ пастырю наш предивный.

Молитва первая священномученику Никите (Делекторскому)

О, преславный священномучениче, святителю отче наш Никито, первоепископе Орехово-Зуевский! Услыши нас, грешных, молящихся тебе и к твоему предстательству усердно притекающих и просящих молитвеннаго твоего заступления. Помози нам, угодниче Божий; веру христианскую до конца жития нашего содержати, заповеди Божии неленностно исполняти, обидящих прощати, чистоту и целомудрие хранити и всех ближних преискренне любити. О, святый страстотерпче, во дни земнаго жития ты сам, искушен быв, можеши и нам искушаемым помощи, яко немощнии есмы и о спасении вечном не радим. Просим убо тя, священномучениче отче наш Никито, воззови ко Творцу всяческих, да дарует всем нам силу побеждати искушения наша, ревность ко исправлению греховнаго жития нашего, любовь к Богу и ближним нелицемерную; малодушным – успокоение, заблудшим – исправление, согрешившим – дух сокрушения, бедствующим – благовременную помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих, споспешествуй, яко отец чадолюбивый чадам, и нам понести иго Христово во благодушии и терпении, и всех управи в мире и покаянии скончати живот свой непостыдно и преселитися со упованием во обители небесныя, идеже и ты ныне водворяешися со ангелы и святыми, зря и прославляя Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Молитва вторая священномученику Никите (Делекторскому)

О, преславный и дивный страстотерпче, архиерее Христов, священномучениче отче наш Никито. К тебе, яко истинному ходатаю и молитвеннику у Престола Божия, мы недостойнии прибегаем и смиренно молимся. Ты, яко пастырь добрый, душу свою положивый за овцы своя, преисполнен быв любве и веры Христовой, укрепи и нас на стези спасения, да не погибнем люте. Ты бо приял еси от Господа благодать и силу за тяжкия и многия страдания твоя, чтущим память твою, помогати и от бед избавляти, избави и нас, молитвенниче всеславне, всяких раздоров и нестроений, призывающих тя с верою и любовию, и избави от всякаго злаго обстояния. Мир умири, безумныя вразуми и в вере Христовой укрепи, согревая огнем молитвы твоея охладевшия сердца наша, да сподобит Господь нас, грешных, Небеснаго Царствия Своего, и со всеми святыми прославляти всечестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Скорбященский женский монастырь


Источники:

1. Бутовский полигон. 1937 – 2007. Храм Святых новомучеников и исповедников Российских. Русская Голгофа, 2007.

2. Никита (Делекторский) // Древо: открытая православная энциклопедия. URL: http://drevo-info.ru/articles/7789.html.

3. Священномученик Никита (Делекторский) URL: https://azbyka.ru/days/saint/4112/group.

Новости епархии | 18 ноября 2016

Вам может быть интересно: