Священномученик Иосиф Сиков

День памяти 14 июня (27 июня по новому стилю)

3-6

Екатеринбургский собор новомучеников и исповедников Российских.
Икона, написанная в Ново-Тихвинском монастыре.

Священномученик Иосиф Сиков родился предположительно в 70-80-х годах XIX столетия. Окончив курс обучения в миссионерской школе и женившись, с 1907 года он стал служить в церкви. С октября 1912 года по март 1914 года отец Иосиф совершал диаконское служение в Иакинфовской церкви Висимо-Уткинского завода Верхотурского уезда. В марте 1914 года он был рукоположен в сан священника и переведён для служения Знаменскую церковь Верхнетагильского завода Екатеринбургского уезда.

Труженическая, многопопечительная жизнь отца Иосифа была наполнена молитвой и заботой о ближних что, вероятно, еще более проявилось во время революции и гражданской войны.

Линия фронта в летние дни 1812 года всему Уралу прокатилась мощная волна антибольшевистских крестьянских восстаний. Чаще всего причиной их были разорительный грабёж крестьян, осуществлявшийся продотрядами, запреты на свободную торговлю и насильственная мобилизация в части Красной армии. Недовольство росло и среди населения заводов. Одни за другими восставали против властей заводские посёлки и сельские волости. Обстановка стала настолько напряжённой, что Красным пришлось перебрасывать в тыл все боеспособные действующие части. Большевики прекрасно понимали, чем может обернуться подобная ситуация, но не отступали от своей жестокой политики. Ряд крупных восстаний прошёл  на Урале летом 1918 года.

В конце мая 1918 года близ Челябинска произошло восстание Чехословацкого корпуса, чехи захватили Челябинск и двинулись к Екатеринбургу. В сложившейся ситуации большевики решили разоружить автомобилистов, но они отказались подчиняться, и, более того, сочли это время удобным для свержения в Невьянском заводе «комиссародержавия», как они называли власть большевиков. 30 мая/12 июня автомобилистами были арестованы члены исполкома, после чего на общем сходе было объявлено о низложении в Невьянском заводе советской власти и временном переходе всех полномочий к военному штабу. В помощь штабу был образован Крестьянский союз; для отражения красных войск и свержения власти большевиков во всём Невьянском районе стали организовываться боевые дружины. «Арестованы все комиссары. Мы их арестовали за то, что они вели борьбу с народом…. С этим комиссародержавием мы, автомобилисты, ведём упорную борьбу…

Нами посланы отряды во все заводы. Ни будут свергать только тех комиссаров, которые будут им указаны населением. …Нами уже захвачены: Верх-Нейвинск, Рудянка В[ерхний] Тагил, Шурала…», — оповещал население начальник штаба Елисеенко.

События развивались стремительно, перевороты на меленьких, близлежащих заводах, в том числе и Верхне-Тагильском, были успешно совершены в самом начале восстания. Ситуация обострилась настолько, что красные почувствовали серьезную угрозу для себя. 1/14 июня  1918 года в Высший военный совет поступил доклад о положении дел в районе Екатеринбурга: «На целом ряде заводов свергнута советская власть. …Рабочие массы, с[провоцированные] белогвардейцами, в особенности меньшевиками и правыми эсерами, озлобленные ухудшением продовольствия и раздражённые неумелой постановкой разрешения целого ряда вопросов, связанных с национализацией всей уральской промышленности, подняли формальное восстание против Советов…

Верхне-Невьянские рабочие в количестве 500 человек ведут уже более 18-ти часов форменный бой с советскими войсками. В их руках пулемёты и даже бомбомёт. Руководит ими опытная военная рука. В самом городе Екатеринбурге рабочие Верхне-Исетского завода на многотысячном митинге не давали говорить представителям советской власти и заявляли, что с чехословаками у них никакой вражды нет…». Восставшими была сделана попытка захвата Нижне-Тагильского завода, но неудачно – члены местного исполкома предупредили о нападении, и нападавшие были встречены пулемётным огнём.

Силы, однако, были слишком неравные, помощи восставшим оказано не было. «Железное кольцо советских войск становилось всё теснее, а защитников у авантюристов становилось всё меньше», — писали об этом восстании в «Правде». О мерах «подавления беспорядков» красными говорилось в секретной инструкции, переданной военному руководителю «внутреннего фронта района Таватуй – Невьянск» Вайняну: «Вам штаб фронта поручает не позже, чем в [трех]дневный срок вырвать с корнем контрреволюционное гнездо, засевшее в районе между Шайтанской и Таватуемю

Ваша задача беспощадно выжечь все те заводские посёлки, население которых принимало участие в контрреволюционных выступлениях».

На пятый день восстания к Невьянскому заводу подошли отряды пермских и нижнетагильских красногвардейцев с бронепоездом. Бронепоезд продвинулся вперед и открыл огонь из орудий и пулемётов, красные войска почти без боя вступили в Невьянский завод.

И в Невьянском заводе, и в окрестных селениях и заводах начались массовые расправы с теми, кто, как казалось большевикам, был причастен к восстанию. Большая часть Невьянского завода была выжжена, земская больница разграблена. «Неистовствовали в этом селе большевики, потому что все его жители были антибольшевистски настроены», — писали в газете «Уральская жизнь».

Не обошли расправы и Верхне-Таильский завод. 14/27 июня 1918 года там был расстрелян красными отец Иосиф Сиков. Вероятно, батюшку обвинили в причастности к восстанию. В то время обвинения по отношению к духовенству были нередки: обычная проповедь, частные советы, тем более, крёстный ход или молебен могли быть вменены тогда в контрреволюционное выступление. В священнослужителях, старавшихся укреплять в терпении и мужестве своих прихожан, более чем когда-либо нуждавшихся в то время в духовной поддержке, большевики видели своих потенциальных противников.

23 июня/6 июля отец Иосиф был отпет в Преображенском соборе Невьянского завода и предан христианскому погребению на приходском кладбище.

17 июля 2002 года священномученик Иосиф Сиков решением Священного Синода был причислен к собору Святых мучеников и исповедников Российских от Екатеринбургской Епархии. У престолов Божиих теперь возносятся молитвы не о его успокоении, а ему самому.

Источники:

  1. Жития святых Екатеринбургской епархии. – Екатеринбург: издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2008.
  2. Уральская жизнь. 1918. 18 сент.
  3. Известия Екатеринбургской церкви. 1918ю №17-18. С. 338.

Святые Нижнетагильской епархии | Янв 1, 2016

Статью прочитали:

156 раз