Священномученик Алексий Кузнецов Верхнесалдинский

День памяти: 1 октября (18 сентября по старому стилю)

1-8

Священномученик Алексий Кузнецов

Священномученик Алексий Кузнецов родился в 1873 году, окончил учительскую семинарию и первоначально занимался преподавательской деятельностью в народном училище села Горбуновского Камышловского уезда.

В феврале 1898 года он был рукоположен в сан диакона Преосвященным Христофором, епископом Екатеринбургским и Ирбитским, и направлен для служения в Выйско-Николаевский собор Нижне-Тагильского завода.

2

Выйско-Никольский собор Нижнетагильского завода

Этот храм был построен в первой половине XIX века в память одного из членов известной на Урале семьи горнозаводчиков – Николая Никитича Демидова. Идея возведения храма принадлежала его сыновьям; впоследствии Выйско-Николаевский собор стал фамильной усыпальницей Демидовых. В нижней церкви, освященной во имя Преподобного Феодора Сикеота, находились роскошные мраморные надгробия, над погребениями некоторых представителей рода Демидовых были установлены бронзовые памятники, а их гробницы обнесены изящными бронзовыми решетками. В соборе хранилась написанная святителем Димитрием Ростовским икона Божией Матери, которой он благословил основателей рода Демидовых – Никиту и Акинфия – при их отъезде на Урал в 1702 году. В специальных витринах в храме помещались личные вещи членов семьи. Великолепный по внутреннему убранству и внешнему оформлению Выйско-Никольский храм был одной из главных достопримечательностей города.

Во время служения в Выйско-Никольском храме отец Алексий преподавал в церковно-приходской школе этого храма. В отчете Екатеринбургского епархиального наблюдателя о состоянии церковных школ епархии за 1900-1901 учебный год эта школа была отмечена в числе лучших по успешности преподавания в ней, а имя диакона Алексия Кузнецова числилось в списке учителей, которые отличались «особенною преданностью школьному делу и опытностью и наиболее успешною деятельностью».

В сентябре 1909 года отец Алексий был удостоен Высокопреосвященнейшим Владимиром, архиепископом Екатеринбургским и Ирбитским, рукоположения в священнический сан с определением для служения на второе священническое место к Иоанно-Богословской церкви Верхне-Салдинского завода. С этого времени до своей мученической кончины отец Алексий совершал служение в этом храме, настоятелем в котором был другой будущий священномученик – отец Петр Дьяконов.

3

Священномученики Алексий Кузнецов и Петр Дьяконов Верхнесалдинские (второй ряд, второй слева и третий справа соответственно) с учителями церковно-приходской школы

Верхне-Салдинский чугуноплавильный завод был основан в 1778 году. Первоначально все население его было приписано к приходу Свято-Никольской церкви поселка Нижне-Салдинский завод, однако в 1836 году, после переноса Никольской церкви в Верхнюю Салду и освящения ее во имя святого апостола Иоанна Богослова, приход стал самостоятельным. Спустя полвека эта деревянная церковь, расположенная в центре поселка, перестала вмещать всех прихожан, и в Верхне-Салдинском заводе был построен новый каменный собор во имя Святого Иоанна Богослова. Один из его приделов был освящен в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, а второй – в честь Сретения Господня. Весь храм был великолепно расписан художником В.Звездиным, а иконостас украшала художественная резьба.11

Вид на храм святого апостола Иоанна Богослова Верхне-Салдинского завода

6

В.И. Звездин родился в Москве, в семье небогатых мещан. Его родители имели дом на Арбате, где впоследствии были мастерские художника и его жены. Василий Иванович много сделал для уральских храмов, потрудился по благоустройству Симоно-Анненской церкви Николаевского мужского Верхотурского общежительного монастыря. Им были произведены большие работы в Никольском храме в Верхотурье. Сохранилась часть росписи икон, портретов, выполненных талантливым мастером и в других городах Урала: в Верхней Салде, Екатеринбурге, Челябинске, Шадринске. В последние годы жизни Василий Иванович Звездин ослеп. Умер он в начале 20-х годов XX века в Екатеринбурге. Отпевали художника в Екатерининской церкви, похоронили на монастырском кладбище. Этот монастырь и кладбище тоже были уничтожены большевиками.

Все иконостасы сделаны из дубового дерева и украшены колоннами и резьбой из липы. Иконостас главного алтаря сделан полукругом с куполом над престолом. Снаружи церковь была окружена гранитным парапетом с изящной металлической решеткой. Этот храм славился своими колокольными звонами, послушать которые приезжали жители из окрестных деревень и даже из Нижнего Тагила.

С 1864 года в Верхне-Салдинском и Нижне-Салдинском заводах ежегодно совершался торжественный крестный ход 8–9 мая – в дни праздников в честь апостола Иоанна Богослова и перенесения мощей святителя Николая Чудотворца. Он был установлен после того, как в 1864 году в день святителя Николая, 9 мая, в Нижне-Салдинском заводе случился сильный пожар, уничтоживший половину домов поселка. Причиной пожара было пьянство, поэтому после него жители обоих поселков дали обет не пить вина в этот праздник и соблюдали свой обет в течение многих лет. Они старались закончить к этому дню все посевные работы и даже шили специальные рубахи: прихожане Верхне-Салдинского храма во имя Апостола Иоанна Богослова – малиновые, а прихожане Нижне-Салдинской церкви во имя Святителя Николая Чудотворца — белые. Крестный ход совершался с иконами и хоругвями из одного поселка в другой, что очень породнило две Салды. В этих Крестных ходах всегда принимали участие и клирики Иоанно-Богословской церкви, в том числе и отец Алексий.

New_Image

Храм святого апостола Иоанна Богослова

В 1914 году ко дню Святой Пасхи «за ревностное и полезное служение Церкви Божией» отец Алексий был награжден набедренником. В эти годы он состоял членом Нижне-Салдинского миссионерского комитета Верхотурского уезда. В селе было много сектантов и раскольников, и поэтому, видимо, там был создан особый Миссионерский комитет. Согласно определению Святейшего Синода от 10 декабря 1828 года, миссионерские комитеты образовывались «в тех епархиях, где находятся в большом числе жители, частию вступившие в Православие из другой религии, но колеблемые в оном лжеучителями, частию остающиеся в неверии, для утверждения первых в Православии, а из прочих для обращения в оное». Как говорилось в «Инструкции миссионерам», перед началом своего служения они должны были «приготовить себя к предлежащему подвигу постом и молитвою». В их обязанности входило проповедование иноверцам Слова Божия, проведение простых, доступных для них бесед, приспособленных «к понятию о христианской вере и жизни сообразно с младенческим их еще в оной возрастом», совершение над желающими таинства святого Крещения, посещение их домов «со Святым и Животворящим Крестом и святою водою». При этом, отмечалось в инструкции, миссионер должен был тщательно вникать «в образ жизни их относительно к Православной вере» и в простой беседе убеждать их соблюдать правила святой Православной Церкви, «коей они делаются сынами по восприятии святого Крещения». Если же находились «упорствующие в заблуждениях язычества», то их он должен был «увещавать с кротостию и терпением, излагая суетность их языческих обычаев и внушая спасительный страх Суда Божия на отступающих от христианской веры». Очевидно, что для исполнения столь ответственной должности старались избирать священнослужителей, обладавших особой ревностью к вере, имевших безупречную нравственность и отличавшихся рассудительностью, поэтому участие в работе Нижне-Салдинского миссионерского комитета, несомненно, свидетельствовало о высоких духовных качествах отца Алексия.

8

Священномученик Алексий Кузнецов Верхнесалдинский с учителями Земского училища

Наступил 1917 год. Примерно через месяц после установления в Петрограде советской власти в Верхне-Салдинском заводе был создан Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, а вскоре были организованы также Социалистический союз рабочей молодежи и Союз учащейся молодежи. В самом начале 1918 года был национализирован металлургический завод.

С болью в сердце смотрели отец Алексий и отец Петр на происходившие перемены. Видя отступление многих своих прихожан, в том числе молодежи, от Святой Церкви, не могли не возносить они молитв пред престолом Господним о заблудших односельчанах.

А тем временем выход России из Первой мировой войны, национализация собственности, разгон большевиками Учредительного собрания резко обострили обстановку в стране. В мае на Урале началось выступление Чехословацкого корпуса, к чехословакам примкнули все, кто был не согласен с советской властью. 27 мая чешские войска захватили железнодорожный узел Челябинск, откуда двинулись в двух направлениях: на Екатеринбург и на Омск. Одно за другим вспыхивали крестьянские восстания против советской власти. В связи с нарастающей напряженностью в Верхне-Салдинском заводе началось формирование красногвардейских отрядов. Рабочие и крестьяне обучались военному делу под руководством бывших армейских офицеров. На первом этапе для их вооружения было изготовлено 200 деревянных винтовок. Для покрытия расходов по содержанию этих отрядов Верхне-Салдинский совет конфисковал у местных предпринимателей часть личных вещей: полушубки, бушлаты, сукно и даже головные уборы; местные коммерсанты были обложены контрибуцией в 170 000 рублей, которую внесли наличными. В апреле-мае 1918 года первые красногвардейские отряды салдинцев были отправлены на борьбу с атаманом Дутовым и чехословаками, участвовали они и в подавлении июньского восстания в Невьянске.

Вот как описывал то время генерал Александр Ильич Дутов:

9

«Ныне мы переживаем большевистские дни. Мы видим в сумраке очертания царизма, Вильгельма и его сторонников, и ясно определенно стоит перед нами провокаторская фигура Владимира Ленина и его сторонников: Троцкого-Бронштейна, Рязанова-Гольденбаха, Каменева-Розенфельда, Суханова-Гиммера и Зиновьева-Апфельбаума. Россия умирает. Мы присутствуем при последнем её вздохе. Была Великая Русь от Балтийского моря до океана, от Белого моря до Персии, была целая, великая, грозная, могучая, земледельческая, трудовая Россия — нет её» (октябрь 1918, Оренбург).

Однако 25 июля чехословацкие и казачьи войска уже овладели столицей Урала – Екатеринбургом, красные отступали в направлении Нижнего Тагила, фронт все более и более приближался к Верхне-Салдинскому и Нижне-Салдинскому заводам. Сформированные ускоренными темпами верхнесалдинские отряды вошли в полки 3-й армии, в том числе в 1-й Крестьянский коммунистический полк. В сентябре чехословаки повели решительное наступление в тагильском направлении.

В 1918 году на Нижнесалдинском вокзале остановился подвижной состав полка большевистских карателей — так называемых «красных орлов».

Именно сюда, на станцию, из Алапаевска, Екатеринбурга, Камышлова и других городов Урала пригоняли составы с пленными: священниками, их семьями, людьми, сочувствующими Белой Армии.

Здесь они находили мученическую кончину. Тела убитых не выдавались родственникам для христианского погребения.

Расстреливали невинных и в подвале здания, где ныне расположен краеведческий музей. Позже, уже в 1930-х, чтобы скрыть следы зверств «революционеров», подвал засыпали землей.

…В сентябре 1918-го Белая Армия захватила Нижний Тагил. Попытки полка «красных орлов» пробиться по железной дороге на Пермь оказались безуспешными. Вернувшись в Нижнюю Салду, большевики стали избавляться от пленных — вблизи станции начались массовые расстрелы. Тела убитых скидывали в ямы, вырытые в лесу.

1 октября 1918 года недалеко от станции Нижняя Салда приняли мученическую кончину от рук красноармейцев и верхнесалдинские священники: отец Алексий Кузнецов и отец Петр Дьяконов. По воспоминаниям современников, жестокость красных была ужасающей. Когда после их отступления на это место пришли жители, то увидели страшную картину: отрубленные головы, изуродованные тела, кругом кровь, перемешанная с землей…

9 октября, в день преставления святого Иоанна Богослова, священники вместе с другими убиенными за веру поселянами были отпеты и преданы христианскому погребению: останки отца Алексия – в церковной ограде, а отца Петра – на приходском кладбище.

А уже на следующий день в Нижне-Салдинский завод вошли белые. Большинство жителей встречали их торжественно и радостно – как освободителей. В заводской поселок словно вернулось дореволюционное время: вновь была объявлена частная собственность на заводы и землю, восстановлено земское самоуправление, все постановления Советов признаны недействительными. Начала свою работу следственная комиссия, собиравшая сведения о красном терроре, на месте захоронения жертв большевиков, у станции Нижняя Салда, установили Поклонный деревянный крест. После гражданской войны кресты исчезли, вместе с информацией о случившемся. Большевистские власти сравняли это место с землей и построили там скотобойню.

10

Поклонный крест на месте расстрела сщмч Алексия Кузнецова

Спустя 87 лет после трагедии, на месте массового расстрела собрались жители Нижней Салды. Здесь был установлен Поклонный крест. Батюшка совершил чин освящения креста и отслужил панихиду по невинно убиенным. В будущем на этом месте планируется установить памятную плиту и построить часовню.

В 2002 году священномученик Алексий Кузнецов прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских от Екатеринбургской епархии.

Составила: Отраднова О.В., православный молодежный клуб «Ковчег», 2011 г.



Список источников:

1. Православная газета № 37(502) октябрь 2008 года.

2. Огарнова Р.Н. Иконописец.

Интернет-страница: http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/11/20/ikonopisec/.

3. Плотников И.Ф. Средний Урал в годы гражданской войны. (1918-1920). — Свердловск,1990.

4. Филимонов Б.Б. На путях к Уралу. Поход степных полков. Лето 1918 г. — Шанхай, 1934.

5. Машин М.Д. Оренбургское и уральское казачество в годы гражданской войны. — Саратов, 1984.

Святые Нижнетагильской епархии | Янв 1, 2016

Статью прочитали:

341 раз