Светлой памяти настоятеля и строителя Александро-Невского храма в селе Шурала

«Любите прошлое, благоговейте перед его святыней,

 помните о том, что много людей прекрасно прожило свой век здесь на земле и оставило нам памятники,

по которым мы можем учиться жизни в Боге и подвиге».

Священномученик Сергий Мечёв.

 

В этом году исполняется 160 лет со дня рождения и 90 лет со дня кончины (12 марта) замечательного пастыря протоиерея Алексия Александровича Бирюкова, в прошлом известного и ревностного строителя благолепного храма-великана, что по сей день своим величественным видом украшает старинное село Шурала.

Протоиерей Алексий Бирюков

Будущий шуралинский пастырь родился 11 сентября 1861 года в семье потомственного священника. Родиной его стал Верхне-Уфалеевский завод. В среде ныне живущих дальних родственников и других потом рода Бирюков, бытует ошибочное мнение, что родился отец Алексий в Каслях. Первым наставником в постижении духовных наук стал для юного Алёши его родной дед, священник Михаил Григорьевич Бирюков, служивший в Успенской церкви, и всё своё босоногое детство он провёл под сводами Каслинского храма.

Этот большой и старинный храм, освященный в честь Успения Божией Матери, был построен иждивением заводовладельца Никиты Демидова. Успенская церковь, освященная в 1785 году, с давних лет всегда славилась богатым убранством и щедрыми подношениями от благочестивых жертвователей. Одна только увесистая риза, украшавшая ранее Святой Престол, была изготовлена по заказу купеческой семьи Наседкиных из высокопробного серебра и стоила по тем временам 4733 рубля. Описывая святыни каслинской церкви, нельзя не упомянуть и о другой святыне – выносном напрестольном кресте. Ранее, по воспоминаниям очевидцев, в храме бережно сохранялся Святой Крест, выполненный из серебра с позолотою, весь усеянный бриллиантами, общей стоимостью 800 рублей.

Рос мальчуган в любви деда, под священной сенью благолепной каслинской церкви.

Когда Алёша подрос, его определили на учёбу в Пермскую Духовную семинарию, которую он окончил в 1882 году. Вскоре после получения семинарского аттестата второго разряда, Алексея Александровича Бирюкова в качестве сельского учителя направили преподавать Закон Божий в Нейво-Рудянскую народную школу. Отслужив в должности законоучителя два года, он 21 августа 1884 года был переведён в Нижне-Кыштымский завод, где продолжил преподавательскую деятельность в местной народной школе. Перед принятием священного сана, около 1885 года, Алексей Александрович женился. Его избранницей стала Александра Васильевна Луканина, рождённая 5 апреля 1868 года в семье известного екатеринбургского священника. Время донесло до наших дней образ этой простой сельской матушки, хозяйственной женщины и хранительницы домашнего очага. Не лишним будет вспомнить и об её маститом отце, тесте отца Алексия Бирюкова.

Алексей Бирюков в годы своей юности. Фото 1884 года

Протоиерей Василий Семёнович Луканин (1833-1905). Родился этот известный на Урале пастырь в семье дьячка в селе Спасо-Бардинском Кунгурского уезда. После успешного окончания в 1856 году Пермской Духовной семинарии его приняли на преподавательскую должность в Соликамское Духовное училище, где он прослужил до 1862 года. В тот же год 8 сентября Преосвященным Митрофаном (Вицинским), епископом Екатеринбургским Василий Семёнович был рукоположен в сан священника. Его первым приходом стала Свято-Троицкая церковь в Троицком селе Камышловского уезда. Спустя год, батюшка был удостоен своей первой церковной награды – набедренника, а в 1875 году получил право ношения бархатной цветной скуфьи. Отслужив в Троицком селе более 14 лет, решением епархиального начальства в начале 1877 года, отец Василий был переведён служить в Богоявленский кафедральный собор города Екатеринбурга, где его назначили ключарём. Это почётное послушание он выполнял на протяжении двадцати лет, вплоть до февраля 1897 года. За усердные труды в 1888 году батюшка был возведён в сан протоиерея. За годы своего пастырского служения отец Василий был отмечен следующими правительственными наградами: орденом Святой Анны III и II степени, орденом Святого князя Владимира IV и III степени. Усердием прихожан в 1889 году ему был пожалован золотой наперсный крест с украшениями. Стоит также отметить и тот факт, что, помимо своих обязанностей и служения в кафедральном соборе, отец Василий на протяжении 17 лет нёс послушания благочинного всех церквей и приходов города Екатеринбурга. Также он был благочинным Ново-Тихвинского женского монастыря и законоучителем Уральского Горного училища.

Проживал отец Василий неподалёку от Богоявленского собора, в доме № 1 по Большой Съезжей улице.

Дополняет облик батюшки Василия Луканина воспоминания его внучки Клавдии Алексеевны Узких, урождённой Бирюковой. «Был он высокообразованным человеком. Имел две библиотеки (светскую и духовно-религиозную). Был знаток и собиратель минералов и нумизматики. Любил математику. Мог свободно общаться по-французски».

Кроме дочери Александры (супруги отца Алексия Бирюкова) в семье Луканиных были ещё дети: дочь Клавдия стала женой священника Николая Петровича Воецкого, служившего в Богородице-Введенской церкви Нижнетагильского завода, дочь Ольга стала преподавателем музыки, сын Михаил не пошёл по стопам отца, он выбрал для себя светскую службу, стал чиновником, земским начальником.

Возвращаемся к дальнейшему описанию служения отца Алексия Бирюкова.

20 октября 1885 года Преосвященнейший Нафанаил (Леандров), епископ Екатеринбургский и Ирбитский рукоположил Алексея Александровича в сан священника и назначил его настоятелем церкви села Камышевского находящегося на территории Екатеринбургского уезда.

Промыслительным в судьбе отца Алексия стало назначение его на этот приход. Село встретило своего молодого 24-летнего священника благолепным, двух престольным храмом. Камышевская церковь была построена в 1831 году. Имела два придела. Главный, летний, придел был освящён в честь святого храброго воина великомученика Георгия Победоносца. Второй – в честь пророка Илии. В нём совершались богослужения в зимнее время года. Весь храм был украшен живописью академического стиля.

Вскоре, после того как отец Алексий стал служить в Камышевском, в нём раскрылся талант организатора и строителя. В том же году по инициативе нового настоятеля в холодном Георгиевском приделе были установлены две большие печи, что позволяло в дальнейшем совершать в нём богослужения в независимости от времени года. Позднее, указом Екатеринбургской Духовной консистории, отец Алексий приступил к ещё одному своему послушанию, став законоучителем для местных ребятишек, обучающихся в камышевской народной школе.

Кроме этого, инициативный и молодой батюшка организовал на приходском кладбище строительство каменной часовни в честь благоверного князя Александра Невского, заложенной по случаю крушения 17 октября 1888 года поезда с членами монаршей семьи на станции Борки и благополучного спасения их «от угрожавшей им опасности». Освятили часовню в 1894 году, но уже без участия отца Алексия.

По данным за 1890 год в приходе Камышевского села числилось 1795 прихожан, проживающих как в самом селе, так и в пяти приписных деревнях.

Совершать богослужения и различного рода требы батюшке Алексию помогали: диакон Николай Евгеньевич Ионин и псаломщик Павлин Александрович Крутиховский.

Далее, решением Екатеринбургской Духовной консистории, указом от 7 июня 1891 года отец Алексий из прихода села Камышевского был переведён служить третьим священником в Спасо-Преображенскую церковь Невьянского завода. Продолжая усердно совершать своё священническое служение, отец Алексий по решению Духовной консистории в ноябре 1891 года вновь приступил к преподавательской деятельности в качестве второго учителя по Закону Божию в Невьянском мужском училище. Тогда же батюшка по собственной инициативе взялся за безвозмездное обучение детей учащихся Земских народных школ пению. Судя по сохранившимся статистическим отчётам, в систему образования Невьянского завода входили две земские школы (училища). Мужская была основана на базе заводской школы, открытой ещё в 1828 году. За 1886-1887 учебный год в ней проучилось 213 мальчишек. Женская школа была открыта в 1849 году, в ней за аналогичный учебный год обучалось 168 девочек. Как видно из этого отчёта, детей для преподавательской деятельности учителя хватало сполна. Отец Алексий, будучи сам неравнодушным любителем пения, старался и ребятишкам прививать навыки певческой культуры. Известно, что за проявленные труды в сфере народного образования батюшке Алексию несколько раз  объявлялись благодарности от Имени Екатеринбургского училищного Совета.

Отслужив семь лет верой и правдой в Преображенском храме Невьянска, отец Алексий по личной просьбе в 1898 году был переведён служить в небольшой храм села Шурала, где промыслом Божиим ему выпала честь опять же служить в храме в честь святого воина. Только уже не воина-мученика, а князя-воина и полководца Александра Невского, который был, особо почитаем отцом Алексием и дорог ему как небесный покровитель его покойного отца. Бережно сохраняя память о своём родителе, и молитвенно почитая святого князя Александра, отец Алексий, спустя несколько лет примется за строительство нового, просторного храма.

Перебравшись всей семьёй в Шуралу, Бирюковы стали постепенно обживать новое место. К тому времени у батюшки Алексия и матушки Александры родились дети: Зинаида (1886 г.р.) и Елена (1894 г.р.), а позднее уже в Шурале 1 мая 1898 года Александра Васильевна родила ещё одну дочь – Клавдию. В 1901 году родилась дочь Емилия, в 1903 году – дочь Людмила (1903 г.р.), родился и сын, но, к сожалению, имя его остаётся неизвестным.

Семья Бирюковых. Слева направо, сидят: супруга отца Алексия Александра Васильевна Бирюкова с дочерью Емилией, Елена и Клавдия Бирюковы, священник Алексий Бирюков, протоиерей Василий Луканин – тесть отца Алексия. Стоят: Ольга Васильевна Луканина и Зинаида Алексеевна Бирюкова. Фото 1904 года

О быте и домашней обстановке семьи отца Алексия в Шурале сохранились отрывочные воспоминания его дочери Клавдии Алексеевны Узких:

«[Отец Алексий] знал и любил греческий язык, играл на фисгармонии, любил пение, да и вообще был очень музыкальным человеком. В доме собрал большую библиотеку, приобрел рояль и играл на нём».

Также в семье батюшки проживала помощница по хозяйству девица Антонина, или, как её звали дети, «стряпка Тоня» (по-видимому, была она отличной стряпухой). По отзывам дочерей отца Алексия была Тоня очень доброй, сердечной и весёлой. Про себя говаривала: «Аржана, да шанешка, хоть стара, да девочка». Прожила она с ними 26 лет до самой своей кончины.

Отец Алексий был достойным преемником своих предков — священнослужителей. Обладая хорошим и певучим голосом, он всегда старался службы проводить на «подъёме». Не забывал он и про сельских ребятишек, преподавая им основы Закона Божия в Шуралинских училищах.

За «достойное пастырское служение», указом Преосвященнейшего Христофора, епископа Екатеринбургского и Ирбитского от 24 января 1899 года отец Алексий был удостоен своей первой церковной награды – правом ношения набедренника. В последующие годы, служа на Шуралинском приходе, батюшка будет награждён другими Государственными и Церковными наградами.

«За благочестное житие и весьма полезное служение Церкви Божией» определением Святейшего Синода от 24 марта 1907 года он удостоен права ношения камилавки. За участие в деятельности Общества Красного Креста в период русско-японской войны 28 марта 1907 года награждён памятной медалью. «По случаю Дня рождения Государя Императора» определением Святейшего Синода от 6 мая 1911 года — награждён золотым наперсным крестом. «За усердную и беспорочную службу по обучению детей в народных школах» 3 февраля 1913 года ему был «высочайше пожалован» орден Святой Анны III степени. В честь 300-летия Царствования Дома Романовых, в 1913 году награждён «Высочайше» утвержденными 24 января 1913 года памятными медалью и памятным знаком в виде креста с цветными эмалями, носимым на колодке с Владимирской лентой. После 1917 года отец Алексий был возведён в сан протоиерея, неизменно продолжая своё пастырское служение в Шурале.

Наблюдая за усердием ревностного пастыря, решением Екатеринбургской Духовной консистории от 19 ноября 1904 года скромный сельский батюшка был назначен благочинным церквей третьего округа Екатеринбургского уезда. С тех пор и на протяжении многих лет отец Алексий осуществлял надзор за состоянием в округе церквей и приходов, за достойным поведением клириков и причтов, качеством преподавания в церковно-приходских школах, за настроением и духовной жизнью прихожан и их пастырей. Известно, что подведомственный отцу Алексию третий благочинный округ в начале ХХ века состоял из 22 приходов.

Кроме всего прочего, отец Алексий не только успевал следить за деятельностью других приходов и за работой церковно-приходских школ, но также сам осуществлял преподавательскую деятельность в Шуралинских земских училищах и был заведующим Калатинской и Дедюхинской церковно-приходских школ. К своим обязанностям батюшка относился ревностно и с большой заботой. За понесённые труды на ниве народного образования от лица Екатеринбургского училищного Совета ему была объявлена благодарность.

Автограф священника Алексия Бирюкова. Документ 1912 года

«За отлично-усердную службу и за особые труды по народному образованию» в честь Дня рождения Государя Императора 6 мая 1906 года от имени Святейшего Синода шуралинского батюшку наградили Благословенной грамотой.

При поддержке отца Алексия, усердием и трудами невьянского священника Петра Иевлева (ныне прославленного в сонме новомученников и исповедников Церкви Русской)  в деревне Федьковка 25 сентября 1913 года была открыта для обучения местных ребятишек церковно-приходская школа. Для учебного заведения, в деревне, было построено специальное для этих целей помещение. На освящении и открытии школы присутствовал и сам благочинный батюшка Алексий Бирюков, и гость из Екатеринбурга – епархиальный наблюдатель за церковно-приходскими школами протоиерей Алексей Катогощин.

Дальнейшее служение отца Алексия в Шурале привело его к почётному, особому призванию – стать строителем нового храма. Вновь, с большим желанием и инициативой принимает пастырь смелое решение – возводить в селе не просто храм, а грандиозное величественное сооружение, каменный храм-великан. По замыслу отца Алексия, новая сельская церковь должна была стать символом побед русского воинства и своеобразным духовным памятником в честь царствования двух Всероссийских Императоров и Самодержцев – Александра I (Благословенного) и Александра II (Освободителя).

Для придания в будущем новому храму величия и торжествующего облика, его закладку совершили на самом возвышенном месте села, чтобы акцентировать величие Церкви Христовой — дома Божия среди приземистых построек местных обывателей. Произошло это памятное событие в истории Шуралы в 1906 году. Своим внешним видом новая церковь должна была полностью соответствовать статусу монаршего памятника, объединяющего в себе церковное благолепие и непоколебимость царственного правления. Много было проявлено отцом Алексием любви и трепетного усердия при строительстве нового храма. Каждая его деталь, каждый выступ кирпичной кладки были зрительно обласканы заботливым пастырем.

Дошедшие до наших дней воспоминания дочери отца Алексия – Клавдии Алексеевны Узких – повествуют о том, что задумка о строительстве в селе нового храма возникла у её отца сразу же по прибытии их семьи в Шуралу, то есть в 1898 году. Но, видимо, тогда у прихода не было нужных средств. Также благодаря её записям известно о том, что позднее «деньги на постройку [церкви] собирали с рабочих завода и приисков с одного рубля по копейке. Часть средств пожертвовали местные купцы и заводчик Яковлев (к тому времени заводовладельцами были наследники графини Н. А. Стенбок-Фермор – прим. автора). … Руководил работой мастер из Вятки Фёдор Дмитриевич Журавлёв. Церковь построили к 100-летию победы с Наполеоном. Находится она на возвышенности и хорошо видна при подъезде к селу. Имеет трёхъярусную колокольню со смотровой площадкой с изящным рисунком решёток, кованных на Невьянском заводе. Кирпич доставляли с завода села Ягодное».

В 1910 году грандиозное строительство нового храма в Шурале посетили высокопоставленные гости: Преосвященнейший владыка Митрофан (Афонский), епископ Екатеринбургский и Ирбитский и господин губернатор Пермской губернии Лопухин Виктор Александрович.

Произошёл это визит 6 августа. К небольшому старому деревянному храму собрались толпы прихожан, но немногие из них попали внутрь. Как сообщают Екатеринбургские епархиальные ведомости, половина народа всех собравшихся для того, чтобы встретить именитых гостей «стояла под открытым небом на площади». Далее очевидцы так описывают происходящее тогда в Шурале это событие:

«Прибывших Его Преосвященство и Его Превосходительство встретили староста церкви поднесением «хлеба-соли», а настоятель священник Алексий Бирюков соответствующей речью.

После краткого молебствия и провозглашения обычного многолетия Владыка сказал поучение…».

Новую церковь построили в распространённом в те годы «кирпичном» стиле, покрыв всю его наружную площадь белилами на основе извести.   Освятили храм малым чином в 1916 году, как и было прежде задумано, в честь святого князя и выдающегося полководца Александра Невского.

Главным внутренним украшением храма стал высокий трёхъярусный иконостас столярной работы. Умелые мастера украсили его витиеватой резьбой и покрыли позолотой. У многих, приходящих в храм, это великолепие вызывало восторг и восхищение. Казалось, как он велик, по сравнению с прежним иконостасом, установленным в старой деревянной церкви.

Храм в честь святого благоверного князя Александра Невского. Построен  в селе Шурала усердием отца Алексия Бирюкова

Заслуги отца Алексия очевидны и неоценимы. Кроме забот в делах своего благочиния, дальнейшего благоустройства нового храма, усердием пастыря в приходе были организованы: Общество трезвости, Церковно-приходское попечительство и хороший хор из местных любителей церковного пения. Именно певчие своими умелыми голосами ещё более приукрасили могучие стены церкви, дав возможность проводить богослужение на должном уровне, привнося в духовную жизнь шуралинцев истинное чувство гармонии, величия и красоты. Ещё святитель Герман, патриарх Константинопольский, говорил: «Церковь служит напоминанием о Жертве Христовой и его славном воскресении. Она [церковь]  есть Божественный дом, где совершается величайшее таинство животворящего жертвоприношения».

28 лет верой и правдой отслужил отец Алексий в Шурале, молясь за своих прихожан. Овдовев, в 1926 году он вышел за штат и переехал на житьё в посёлок Верх-Нейвинск к дочери Елене.

Елена Алексеевна около 1916 года вышла замуж за Петра Васильевича Лапотышкина (1888-1974), работавшего главным бухгалтером различных уральских заводов. В Верх-Нейвинске Елена Алексеевна работала в местной школе учителем, состояла в комиссии по ликвидации неграмотности среди населения. Семья их была большой, и все они ютились в небольшом доме, стоящем на Центральной улице посёлка. У супругов Лапотышкиных родилось пятеро детей (три дочери и два сына).

Когда отец Алексий, находясь в старческом, и болезненном состоянии уже не мог ходить, все его родные с участием заботились о нём. Не стало строителя шуралинского храма 12 марта 1931 года. Его погребение было совершено на Православном (дальнем) кладбище Верх-Нейвинского посёлка. Увы, до наших дней место его вечного упокоения не сохранилось: затерялось средь старых осиротевших могильных холмов.

Подлинным памятником отцу Алексию Бирюкову является ныне возрождённый Александро-Невский храм в Шуралинском селе. Который «стоял и стоять будет!»

Дионисий (Денис) Щербина,

псаломщик храма Воскресения Христова, п. Верх-Нейвинск

Новости, Новости епархии | 4 марта 2021

Вам может быть интересно: