«Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое…»

«Обрадуем ради нас Распятого,

умножая следующих за Ним

и уменьшая отстающих от Него»

(священномученик архиепископ Фаддей Успенский)

«Господи, помилуй! Господи, помилуй! Господи, помилуй!» — самая короткая молитва. Ее значение особенно раскрывается в день праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

Устав предписывает в этот день относительно строгий пост в память о страданиях Господа нашего Иисуса Христа, которые Он претерпел на этом Кресте. Это единственный праздник из числа двунадесятых, события которого происходят после новозаветного периода. Вглядываясь в иконы праздников, которые расположены в хронологическом порядке во втором ряду иконостаса, можно увидеть, что икона праздника Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии (21 сентября н. с., 8 сентября с. с.) начинает Евангельские события и стоит в начале, а икона Воздвижения Креста Господня (27 сентября н. с., 14 сентября с. с.) стоит последняя в этом ряду. Вот и получается очень интересное совпадение!

По мнению богословов, в этом празднике соединяются и победа над смертью, преодоление проклятия, и открытие входа в Рай. Следствиями греха стали проклятие и смерть. Христос же совершил искупление, освободил человека от вечной погибели.

В проповеди протоиерея Родиона Путятина есть такие слова: «Так Крест Господень возносится, поднимается, главное, для того, чтобы привлечь твое внимание, чтобы ты видел, как любит тебя Господь Бог, и, видя это, каялся во грехах, и чтобы не боялся просить прощения; чтобы не думал, что не простит Он, смертью Своей на кресте Сам заслуживший тебе прощение».

А какая торжественная служба этого праздника! Во время всенощного бдения совершается особый чин воздвижения Креста. Во время пения «Святый Боже…» архиереем или старшим священнослужителем возлагается на голову крест, другие же священники идут с зажженными свечами. Процессия проходит по всему периметру храма и останавливается в царских вратах. Когда произносится диаконом сугубая ектения «Помилуй нас Боже…», после первого прошения поется сто раз «Господи, помилуй». При пении первых пятидесяти «Господи, помилуй» предстоятель осеняет крестом восточную часть и начинает медленно опускать Крест вниз, причем пение становится все тише и тише. Два священника, стоящие с обеих сторон, из сосудов омывают Крест розовой водой. При пении остальных пятидесяти «Господи, помилуй» (с повышением громкости) предстоятель возносит крест от земли и при заключительном троекратном «Господи, помилуй» осеняет Крестом Восток. Точно таким же образом совершается воздвижение Креста на запад, юг, север и снова на восток. После последнего осенения молящихся Крестом он полагается на аналой и при пении «Кресту твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим» совершается троекратное поклонение Кресту.

Этот обряд глубоко символичен, он напоминает нам Крестные страдания Спасителя рода христианского Господа Иисуса Христа и для вразумление каждого из нас. Преподобный Амвросий Оптинский говорил: «Главное средство ко спасению – претерпевание многоразличных скорбей, кому какие пригодны…».

Список использованной литературы:

  1. Кашкин А. С. Литургика. Часть 1: Двунадесятые неподвижные праздники. Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2017.
  2. Оптинский цветник. Самара: Изд-во ООО «Самарский дом печати», 2007.
  3. https://azbyka.ru/propovedi/propovedi-protoiereya-rodiona-putyatina.shtml#n95.

 

Новости, Новости Церкви | 26 сентября 2018

Вам может быть интересно: