Слово Святейшего Патриарха Кирилла перед чином прощения в Храме Христа Спасителя
Вечером 26 февраля 2017 года, в Неделю сыропустную (Прощеное воскресенье), воспоминание Адамова изгнания, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил вечерню с чином прощения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. После отпуста вечерни Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодняшним вечерним богослужением мы вступаем в поприще Великого поста. Мы вступаем во время, которое предоставляется нам, чтобы мы сумели понять самих себя.
Понять, что происходит в нашем сознании, в нашем сердце, очень трудно, ведь человек обычно строит свою жизнь так, чтобы защитить и поддержать себя. Эта жизненная позиция диктуется инстинктом, который обеспечивает выживание человека. Если человек не заботится о питании, одежде, условиях жизни, то он может ослабить свой организм, заболеть и даже умереть. Именно поэтому в соответствии с Божиим замыслом некая часть нашей природы обеспечивает нашу безопасность и нашу жизнь. Однако очень часто чрезмерная забота о себе самом порождает неправильное поведение и неправильные мысли. Проходя через трудности, конфликты, мы нередко оцениваем происходящее исключительно с точки зрения собственной пользы, будто мы всегда правы, а другая сторона нет. Если у нас сложные отношения с окружающими, мы редко пытаемся найти причину этих сложностей в себе, — обычно мы перекладываем вину на других. И если мы не наблюдаем за движениями своего ума, своего сердца, то это желание найти в другом человеке причину своих неудач становится некой привычкой, частью нашей природы и укореняется так глубоко, что справиться с ней практически невозможно.
Очень редко нам удается возвыситься над конфликтами, над суетой, взглянуть на себя объективно, со стороны и увидеть часть своей вины. Великий пост дается нам именно для того, чтобы мы попытались изменить свое душевное состояние, состояние своего сердца и ума. А без трезвого взгляда на самого себя сделать это невозможно. Нужно видеть свои прегрешения, а для того чтобы было так, в преддверии поста Церковь предлагает нам совершить маленький подвиг — испросить прощения у своих ближних. Мы должны испросить прощения, особенно у тех, с кем находимся в состоянии вражды и кого нам трудно простить, не ожидая, когда они попросят у нас прощения, а мы автоматически ответим: «Бог простит, и меня прости». Нужно сделать этот первый шаг и искренне испросить прощения у человека, которого ты считаешь своим врагом и у кого в обычных повседневных условиях ты бы никогда прощения не попросил. Это действительно маленький подвиг, но без этого подвига нет перспективы преодолеть грех. Поэтому в каком-то смысле прощение — это совершенно особая добродетель.
Марк Подвижник, живший в IV веке в Египте, в Нитрийской пустыне к югу от Александрии, автор аскетических творений, был человек умудренный огромным духовным опытом — опытом борьбы со страстями, опытом трезвенного взгляда на состояние своего ума и сердца. С его наставлениями мы можем ознакомиться, читая «Добротолюбие», и в одном из своих слов преподобный Марк говорит, что прощение превышает любую другую добродетель. И это не фигура речи. Это результат осмысленного восприятия собственной греховности, личный опыт ее преодоления.
Может показаться странным: если прощение — самая высокая добродетель, что же тогда смирение, воздержание, добро, любовь, наконец? Неужели все эти добродетели ниже добродетели прощения? Но неслучайно Марк Подвижник назвал именно эту добродетель превышающей все остальные, потому что если нет прощения, то и других добродетелей у человека не будет. Это начальная добродетель, это дверь на пути к совершенству, открывающая путь в Царствие Божие.
Вот почему в самом начале Великого поста Церковь предлагает взять на себя подвиг критической оценки собственной жизни, собственного поведения, особенно в конфликтных ситуациях, и найти в себе силы испросить прощения у того, с кем враждуешь, памятуя, что без этого прощения лишается смысла и весь постный подвиг.
Всякий раз мы собираемся в храме накануне Великого поста, чтобы попросить друг у друга прощения, вне зависимости от того, чувствуем мы свою вину или не чувствуем. Ведь нередко мы обижаем других людей невольно, не отдавая себе отчета, не вкладывая никаких негативных чувств, — обижаем словом, выражением лица, жестом, поступком, не ведая о возможных последствиях, не представляя, что тем самым мы нарушаем мир другого человека. Вот почему важно испросить прощения у всех, с кем мы соприкасаемся, — в первую очередь у родных и близких, с кем мы живем бок о бок. Особенно это важно для людей, живущих семейной жизнью, потому что семья — школа любви и одновременно школа терпения, смирения, мудрости и прощения. Семейные конфликты иногда бывают очень тяжелыми, и если их не погасить, семья может погибнуть. Поэтому Прощеное воскресенье открывает возможность для всех исцелить конфликты, в которых вольно или невольно мы участвуем, даже в отсутствие отрицательного отношения к тому или иному человеку.
Бывают конфликты и в Церкви — между духовенством и мирянами, и даже в среде духовенства. По милости Божией это происходит не так часто, но случается, — у всех есть слабости, люди уязвляются и словами, и делами. Поэтому для нас как христианской общины очень важно пройти сегодня через этот подвиг испрашивания прощения — чтобы примириться с теми, кто рядом с нами в храме, кто вместе с нами молится и вместе с нами пойдет по пути постного поприща.
Сознаю, что мои слова или дела могли кого-то из вас обидеть или породить тревожные мысли. Сознаю, что мои несовершенные слова или неправильные поступки могут ранить многих. Хотел бы искренне испросить прощения за все то, что могло причинить вам боль. Никогда не стремился и не стремлюсь делать это сознательно по отношению к другим людям, однако иногда и бессознательное нарушение покоя других людей приносит не меньше скорби, чем сознательное нарушение мира. Поэтому испрашиваю у всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, прощения. Простите меня, грешного!
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси