Слово епископа Евгения в пятницу первой седмицы Великого поста
6 марта 2020 года, в пятницу 1-й седмицы Великого поста, Преосвященнейший Евгений, епископ Нижнетагильский и Невьянский, совершил Литургию Преждеосвященных Даров святителя Григория Двоеслова в Воскресенском храме города Нижний Тагил.
По заамвонной молитве Владыка Евгений с сослужащим духовенством совершил уставное молебное пение великомученику Феодору Тирону с чином освящением колива. После этого Архипастырь обратился к верующим со словом наставления:
«Молитвой, которую мы сейчас совершили молебном святому великомученику Феодору Тирону, оканчивается строгая богослужебная традиция первой недели Великого поста. Неделя, в течение которой мы собирались утром в храме на продолжительные службы, вечером на глубокий проникновенный канон преподобного Андрея Критского, собирались с надеждой на то, что всё это проникновенное и сильное проникнет в наше сердце, нашу душу. Эти силы мы положим в начало собственного изменения.
Кому в какой вере Господь даровал благодать покаяния – знает каждый человек в глубине своего сердца, знает собственную суету, знает собственную немощь и знает любовь, которую вверил Бог Церкви и ту надежду, которую мы имеем для нашего спасения.
Есть такая особая практика в пост, когда в Церкви практически не читается Евангелие. На этой неделе за богослужением Евангелие, Новый Завет не читались, а звучали отрывки из Ветхого Завета. И в этом есть особый, глубокий смысл. Казалось бы, святые говорят: надо Евангелие читать, прочитывать всегда, внимательно, никогда не оставлять его, а здесь оно нарочно, намеренно оставляется. Почему? Потому что понять Евангелие, понять смысл того, ради кого пришел на землю Господь наш Иисус Христос, что Он совершил, невозможно, если не знать историю трудов Божиих, трудов человеческих, которые предшествует Христову пути.
Сегодня как ключевой момент, главное событие Ветхого Завета, было прочитано о том, как Господь творил небо и землю, свет, всякую траву, всякую душу живую, которая жила на земле. Сегодня мы слышали, как Господь сотворил человека по Образу Своему и Подобию. Сотворил первого человека – Адама, а потом сотворил помощницу ему уже по образу Адама. Сотворил для того, чтобы вместе они прославляли Святую Троицу.
Сегодня в отрывке из книги Бытия сказано, что они были наги и не стыдились, а святые отцы говорят о том, что их нагота для нас непостижима, они были одеты в одежды благодати Духа Святаго, они были облечены Духом Святым и поэтому славословили Троицу в Духе Святом и ничего не стыдились. Но когда произошло самоволие, когда Ева, Адам нарушили заповедь Божию, эта благодать с них спала, и тогда они увидели, что наги, тогда они застыдились, тогда произошло крушение, что по сей день мы являемся наследниками этого крушения. Когда человек отпал от Бога и уже не смог находиться в раю и без благодати жил на проклятой земле, вкушая, по слову Божию, горечь от земли в трудах, в поте своём выращивая хлеб и в муках рождая себе потомство.
Мы наследники падшего Адама, и вот этого Адама пришел спасти Господь наш Иисус Христос. Мы можем избежать катастрофу, которую повторяем ежедневно и ежечасно. Когда Адам и Ева решили своевольничать, решили поступить против заповеди Божией, а потом ещё и скрыли это от Бога – нам это очень знакомо, потому что каждый день мы это совершаем, уже по привычке, по наследству, по нашему генетическому коду, совершаем, повторяем и наследуем проклятие, которое получил Адам.
На вопрос — что нам делать? — ответит только Божественное Евангелие, которое с завтрашнего дня начнет читаться в Церкви в субботу и воскресенье. Здесь ответ. Пришел Иисус Христос, чтобы восстановить, восставить падшего Адама, излечить, исцелить его, чтобы восставить падшего Адама в каждом из нас, чтобы мы уверовали в Иисуса Христа. А если мы уверовали, если мы полюбим каждое Его слово, каждое Его наставление, то ради этой любви будем стараться не совершать ничего, что было бы противно проповеди, призванию, любви нашего Господа. И тогда падший Адам, изгнанный из рая, обнажённый, будет восставать в нас, но уже не своей ветхостью в падении, а в той благодати, которую принёс на землю Новый Адам — Иисус Христос».