Слово епископа Евгения в день памяти первомученика и архидиакона Стефана

9 января 2020 года, в день памяти апостола первомученика и архидиакона Стефана, Преосвященнейший Евгений, епископ Нижнетагильский и Невьянский, совершил Божественную Литургию в Казанском мужском монастыре. После окончания богослужения Владыка Евгений обратился к верующим с архипастырским словом.

«Сегодня третий день праздника Рождества Христова. Говорят, что Рождество – это как трехдневная Пасха. Сегодня третий день Пасхи Господней – Рождества Его. Мы уже третий день встречаем праздник Рождества и вспоминаем события, связанные с Его Рождением: что Святое Семейство прибыло для переписи в Вифлеем, что места не нашлось в городе и пришлось ночевать в пещере, что в этой пещере родился Спаситель мира, и Ангелов вспоминали, которые явились, и волхвов, которые пришли с Востока, и это прошло между нашим взором. Возникает такой вопрос, почему все это было?

Мы когда садимся на поезд, на электричку, на самолет, на машину, то мы делаем это не для того, чтобы сесть в это сидение, а потому что, что-то нас зовет, что-то нас влечет, у нас есть дело важное, ради которого мы отправляемся в путешествие. Вот, Бог становится человеком. От чего? Для чего? Почему? Кто Его побуждает прийти, снизойти в этом городе Вифлееме на землю? Что Его побуждает послать Ангелов, звезду, волхвов? И можем много перечислять факторов. Можем говорить: «Страдающее человечество, грехи людей, которые совершаются, и которые нужно срочно исправлять». Наверно, самым точным и правильным будет сказать, что Господь есть Любовь. Он любит мир, который Он создал. Он любит людей, которых Он создал. И эта Божественная Любовь влечет не только Отца, Сына и Духа Святого друг ко другу во Святой Троице к этой Божественной любви, но влечет и к человеку, страдающему на земле. А поскольку Бог есть любовь, а любовь не может равнодушно взирать на страдание, кого любит, то Бог приходит на землю к страдающему человеку для того, чтобы эти страдания облегчить, эти страдания Своей любовью растворить. И сделать вместо страдающего человека — человека счастливого. Ради этого Он приходит и в Вифлеем, и потом совершает Свое служение, Кровь Свою проливает на Кресте и до сегодняшнего дня. Потому что очень любит этот мир. Поэтому несмотря на все зло, которое накопилось в мире, Он еще терпит нас. И сегодня Радуется со всей Церковью о пришествии вашем в Храм Божий. Радуется, что хор сегодня разучил ноты. Радуется, что несмотря на то, что день сегодня рабочий, люди пришли в храм – эта радость Божия.

В этот день мы вспоминаем одно из первых ярких злодеяний, совершенных после Воскресения Христа, а для нас это праздник. Интересно почему? Злодеяние — это то, что хорошего человека, молодого, умного, уважаемого человека, в городе Иерусалим, которого звали Стефан, убили, и убили не просто втихаря ночью, а днем, прилюдно. Связали ему руки, бросили его на землю и издалека бросали в него камни, до тех пор, пока тридцатый или пятидесятый, или сотый камень не ударил по нему, и не разорвал его связь с жизнью, и его душа вознеслась на небеса.

Стефан был первомучеником за Христа. Он был учеником Христовым, одним из тех, кто следом за апостолами ходил за Христом. Слышал, слушал, учил, всем сердцем воспринимал все то, что совершал и делал Иисус Христос. Стефан был избран помощником апостолов – диаконом. Как у нас диаконы – помощники священников, так и Стефан был избран помощником апостолов. Он был очень искренним, умным человеком, который любил Христа. Любил людей, и ему доверяли. Ради этой любви он был поставлен следить и раздавать пожертвования нуждающимся. Как вы сегодня на канон принесли хлеб, муку, маслом или еще какие-то дары. Тогда тоже приносили, и чтобы апостолы, которые были поставлены чтобы проповедовать, не занимались раздачей снеди людям, был поставлены диаконы. Стефан был одним из них. И вот на нем решили выместить свою злобу иудеи. Они боялись это сделать на апостолах — слишком высокий авторитет был у них. Первомученика Стефана судили, но не смогли слышать его проповеди — она обжигала их уши, и стали его бить и убили.

Что о Стефане самого главного хочу сказать? Когда он лежал на земле, и в него летели эти камни, о чем он плакал? Он проклинал своих убийц? Он говорил: «Кровь моя на вас, на детях ваших?» Нет. Он обращался ко Христу, Которого видел и говорил: «Господи, не поставь им в грех то, что они сейчас делают». От чего может быть такое? От того, что он испытывал любовь. Он познал, что такое любовь Божественная. И он любил уже, как Бог, каждого человека — и каждого человека, которого он кормил, и каждого человека, который приходил слушать его проповедь. И когда его побивали камнями, он любил каждого, кто бросал в него камни. С любовью он к ним относился и молился, чтобы Господь простил их, чтобы вразумил их, и не поставил им в грех.

Интересно, что когда убивали апостола Стефана, то среди людей, которые его убивали, был некий человек, на котором исполнилась молитва, которую произносил Стефан. Там находился ученик Гамалиила — Савл. Он стерег одежды людей, которые убивали Стефана. И вот, мы знаем, что произошло. Господь не поставил Савлу в грех — соучастие в этом убийстве, а Он просветил его сердце и сделал из Савла величайшего из апостолов – Павла. Вот так любовь преодолевает невероятные вещи, которые никакая справедливость, никакая юстиция и возмездие не могут преодолеть. Он с любовью помолился Богу. С любовью предал дух Богу Отцу, а Бог его молитву исполнил тем, что даровал нам, даровал Церкви апостола Павла.

И хотелось бы пожелать, чтобы с этой любовью мы встречали Родившегося Иисуса Христа, чтобы мы учились у Него, когда читаем Евангелие, любви. Вот бывает, знаю с самого детства – если что-то не вмещается в мою голову, то рождается осуждение, начинаешь судить: этот человек плохой, эта такая, этот грязный, чумазый, пьяный, этот купил себе дом, самолет или машину новую. Начинаем рассуждать, сколько это стоит? А чего этот так сделал? Как просто, как легко — увидел и все. И начал свои суды накладывать на людей. Конечно, нам кажется, что все это справедливо, это правильно. А если бы Стефан относился со справедливостью к тем, кто бросал камни? А что такое тяжелый камень? Представьте себе, в Палестине их много, и они не такие гладенькие, как на море, а все острые. Эти куски летят, и каждый кусок ударяется куда-то: в грудь, в руку, в голову и приносит невыносимую боль. И как можно за того, кто бросает, берет в руку очередной камень, молиться за него и просить за него прощения? И ответ простой – только имея величайшую любовь.

И как нам относиться к людям, к которым столько недовольства: «Злые правители, эти депутаты, эти начальники — они такие, они сякие».  Это не по Христовой любви, это не по-божески, если у нас рождаются такие мысли, такие чувства. А как по-божески? «Господи, прости их, не знают они, что творят». Не знал Савл, когда стерег одежды, а когда узнал, плакал и стал великим апостолом, потому что за него было кому помолиться. Не знают те люди, которых мы сегодня осуждаем, не знают любви Божией. А мы должны знать, и мы должны в этой любви помолиться Богу, чтобы Господь открыл их сердце, и чтобы Господь коснулся их сердца, подобно «иерихонскому» мытарю, и они раздали, тем, у кого по неразумению взяли лишнее, раздали и вернули людям. Вот ради такой молитвы Господь может открыть их сердце, и они изменятся, и сделают то, что мы от них ожидаем.

Хотелось бы в этот день Рождества Христова, день памяти первомученика архидиакона Стефана, пожелать, чтобы мы научились Божией любви. Чтобы мы научились не бросать камни, а возносить молитвы о людях и любящих нас, и о ненавидящих нас».

Новости, Новости епархии | 11 января 2020

Вам может быть интересно: