Слово епископа Евгения на покаянном каноне преподобного Андрея Критского
Первые четыре дня Великого поста (понедельник-четверг) вечером в православных храмах читается Великий Канон преподобного Андрея Критского — вдохновенное произведение, излившееся из глубины сокрушенного сердца святого человека.
В эти дни Преосвященнейший Евгений, епископ Нижнетагильский и Невьянский, совершает в храмах и монастырях Нижнетагильской епархии великое повечерие со чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского.
4 марта Владыка Евгений посетил храм святого преподобного Серафима Саровского в городе Новоуральске, где Преосвященный Архипастырь совершил вечернее великопостное богослужение, по окончании которого обратился к верующим с архипастырским наставлением.
Кто-то считает, что в Великий пост мы себя ограничиваем, что нам тяжело, что это время трудное. Но это не так. Для нашей души это время благодатное и не зря называется весной души.
Святитель Николай Сербский изобразил замечательный образ, говоря о нашей душе, о ее состоянии. Он говорит, что наша душа похожа на корову или на овечку, ягненка. Все эти животные отличаются тем, что они кушают траву. Но душа наша, которой мы управляем, похожа на ягненка, которого хозяин привязал на цепь и перед ним ставит миски с мясом. Самое разное мясо: жирное, печеное, сырое, истекающее кровью – любое. Но есть особенность у ягнят, овечек, что их организм мясо не усваивает, что они могут питаться только травой, только сеном. И такой ягненок лежит обессиленный около миски с мясом и умирает от голода.
Так наша душа должна питаться Божественной благодатью, приобретенной через исполнение заповедей Божиих. Но мы свою поврежденную волю сажаем на цепь и пытаемся насытить ее тем, что предлагает нам мир. А мир нам предлагает: кому-то карьеру, кому-то высоту искусства, кому-то гордость ума, кому-то похоть. И от всего этого мы внешне вроде как преуспевающие люди, а вот душа наша на этой привязи, к которой мы сами приковали ее. Она умирает. Умирает от голода.
Когда наступает Великий пост, то Божественной благодатью эта цепочка развязывается. Не мы, но Господь ее развязывает и приглашает нас: если хочешь, то встань, проснись и отступай от этой миски с этим мясом, которое ты не можешь есть, находясь рядом с которым, ты умрешь. Ступай на луга, которые заросли вкуснейшей питательной травой, сделай шаги, и ты укрепишься, ты разовьешься. И благо тем людям, которые на этот призыв отзываются. Эти луга — это Церковь, в которой мы находимся, это благодать, которая питает здесь нашу душу. Мы читаем Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, и большинство из присутствующих, наверное, не первый год и не первый раз слышат эти слова. Те, кто внимательно старался познакомиться с каноном преподобного Андрея понимают – чем внимательнее читаешь, чем внимательнее изучаешь те образы, которые святой Андрей вписал в эти краткие тексты, тем ум поражается непостижимой для нас глубине, которую Господь положил на сердце святого преподобного Андрея Критского. И когда начинаешь читать канон, задумываться, размышлять о нем, то такое складывается ощущение, как будто человек, который голодал, истощился, очень хочет кушать, и его приводят в зал, где накрыт огромный стол, на котором много яств и все благословлено. Его глаза разбегаются, он не знает, к чему направиться, с чего начать и хватается за то, что знакомо. Вот и наш ум, если мы желаем, если мы прибегаем к канону Андрея Критского, он так же, как этот истощенный человек, видит то богатство, многообразие, и ищет на чем остановиться.
Я бы предложил остановиться лишь на одном тропаре, который сегодня мы слышали после третьей песни канона преподобного Андрея Критского, который повествует, как нам кажется, об абсолютно знакомых нам вещах, событиях. Он звучит так: «Исаака, окаянная душе моя, разумевши новую жертву, тайно всесожженную Господеви, подражай его произволению». Всякий раз преподобный Андрей обращается не к нам: вы, окаянные грешники, вы не то делали и не так, а он к себе обращается, он свою душу измеряет величиной Писания: Исаака жертву, окаянная душе моя, новую тайно всесоженную Господеви подражай его произволению. Кто такой Исаак, думаю, знает каждый, но напомню, что Исаак — сын Авраама и сын, которого Авраам долго ждал. У Авраама и его супруги Сарры год за годом детей не было. Были рабы, были слуги, а детей не было. И он сокрушался перед Богом. Говорил: «Господи, что мне в моей жизни, если все, что я имею, мне не кому отдать, могу отдать только управляющему моим хозяйством, могу передать рабу, у меня нет сына». Господь благословил его и сказал, что у него родится сын, который унаследует не только богатство, но наследует и то благословение, которое дал Аврааму Бог, и от него произойдет Спаситель мира. Правда, Аврааму в это время было сто лет, а его супруге, Сарре, девяносто. И когда Сарра услышала об этом, она, мягко говоря, усомнилась. Но когда Господь исполнил, и она поняла, что у нее под сердцем находится ребенок, что она беременная и должна родить, в Писании сказано, что она рассмеялась. Она сказала: всякий, кто узнает, что Сарра в старости родила сына, будет смеяться надо мной. И даже имя, которое она дала своему сыну — Исаак, оно в переводе означает «смех» или «радость». Сарра рассмеялась, а Авраам возрадовался о своем сыне. Сын рос и, конечно, это была радость постоянная и для отца, и для матери, и для всего дома. Но Аврааму Господь повелел, что Исаака нужно будет принести в жертву. Что может переживать человек, когда Господь, которому он бесконечно верит, говорит, что тот, кого этот человек бесконечно любит, должен быть убит твоей собственной рукою, принесен в жертву?! И вот Авраам, нисколько не сомневаясь в том, что все, что от Бога есть благо, что его жизнь, жизнь его сына – это благо, исполняет повеление Божие. Он идет на гору Мориа, на которой сегодня построен Иерусалим, и делает все для того, чтобы принести своего сына в жертву: он его связывает, он складывает дрова, он полагает его на эти дрова, он заносит нож над ним, и в этот время Ангел останавливает его руку и говорит: Авраам, вот ягненок запутался в кустах, его принести в жертву, а сына твоего оставь. Но он занёс руку не для того, чтобы изобразить что-то правильно, а для того, чтобы сделать то, что ему благословил Бог. Здесь апостол Павел говорит об этом поступке Авраама, что Авраам верил Богу, что Бог может и мертвого воскресить. Он не сомневался, он делал то, что Бог повелевает. И даже если он сейчас умертвит своего сына, то Бог силен его воскресить. Какова вера была! Но за этим удивительным подвигом веры Авраама скрывается и кротость, и послушание, и жертва самого Исаака, которому было примерно 25 лет – это абсолютно разумный, взрослый человек, который понимал, что происходит. Если отец берет осла, дрова, огонь, нож, веревки — все, что предназначается для обычного жертвоприношения, но не берет ни ягненка, ни тельца, и они идут вдвоем в гору. Он задает вопрос: отец, все есть, а где жертва, кого мы будем приносить в жертву? Авраам отвечает кротко: Господь усмотрит, кого. И когда они приходят на место, то он складывает дрова, разводит огонь, связывает сыну руки, кладет его.
Исаак вполне способен оказать сопротивление своему престарелому 125-летнему отцу, но он не делает этого. Он так же с любовью к отцу, с любовью к Богу принимает тот суд, принимает то, что Господь повелел сделать. Все внутри у человека этому сопротивляется, но Исаак смиряется, смиренно возносится на этот жертвенник.
Мы понимаем, что это жертвоприношение Авраамом Исаака является прообразом того жертвоприношения, которое совершилось, когда на землю пришел Спаситель. Бог Отец посылает по любви на землю Своего Сына для того, чтобы Тот был здесь распят, и Сын с любовью к Отцу идет на эти страдания вплоть до распятия.
Подвижник XX века, известный духовный писатель, архимандрит Софроний (Сахаров), написал замечательные слова, которые можно отнести к тому, о чем мы сейчас говорили. Человека, который стремится, желает исполнить заповеди Божии, само исполнение этих заповедей возводит на крест. О чем это сказано? Если мы хотим исполнять то, о чем мы читаем в Евангелии, то, о чем нам говорят святые своими житиями, если мы будем так поступать, то неизбежно будем восходить на крест.
У нас есть опыт: когда мы делаем что-то доброе по заповедям Божиим, не воруем, не обманываем, к друг другу хорошо относимся, мы в ответ получаем что-то доброе. Но мы знаем прекрасно, что это далеко не всегда, что очень часто, когда мы поступаем, по совести, по заповедям Божиим, за это приходится страдать.
Мы должны подражать произволению, желанию, стремлению Исаака исполнить заповеди Божии. И если это нас будет возводить на крест, на страдание, то это таков закон, иначе не может быть. Вот к этому призывает нас преподобный Андрей Критский. Подражай душа моя произволению Исаакову, который принес новую жертву всесожжения. Он остался жив, это намерение было вменено ему в праведность.
Сейчас, в эти святые дни Великого поста, стоит об этом поразмышлять, призадуматься. И если у нас в жизни все хорошо, все сладко, гладко, спокойно, то это такой тревожный звоночек.
Сказать, что мы должны быть готовы соблюдать заповеди Божии до смерти, это слишком высоко, даже не буду произносить эту последовательность слов. Но вот ради заповедей Божиих надо быть готовыми хотя бы поступиться своим покоем, комфортом, спокойной человеческой жизнью. Если такое произволение будет в нашей душе, если мы не будем променивать заповеди Божии на спокойствие, комфорт, какую-то сладость жизни и утешать себя таким словами: ну Бог милостивый, Он мне все простит и сделает так, что я хорошо поживу, безболезненно умру и там еще меня простит и примет.
Здесь опыт духовной жизни Православной Церкви говорит о том, что нужно иметь такое произволение, какое было у Исаака: если Господь повелевает, исполнять заповедь Его, несмотря на скорбь тела, скорбь души, скорби от окружающих людей, то нужно это делать, и тогда Господь подаст благодать, наполнит нашу пустоту, даст нам силы перенести радость и этими силами мы тогда действительно спасемся. Из одного тропаря попытались почерпнуть те смыслы, которые святые люди узрели в них. А ведь этих тропарей в каноне Андрея Критского огромное множество.
И очень важно в течение Великого поста читать Библию – Писание Ветхого Завета, Нового Завета, вспоминать, когда герои Ветхого Завета будут упоминаться в каноне Андрея Критского, и какие-то кусочки Божественной благодати напитают нашу душу и помогут нам извлечь помощь из услышанного.