Сила духа
В Скорбященском женском монастыре создаётся музей церковной истории. Среди экспонатов немало предметов металлопластики. Этот материал посвящён одному из них — медному складню XIX века.
Написать эту статью меня побудила уникальность силы человеческого духа в сочетании с Божественной благодатью и учением Христовой Церкви. А всё начиналось с 988 года от Рождества Христова. Когда князь Владимир по народному прозванию Красно Солнышко решил, что для его народа будет правильным принять веру византийского толка, пошло на Руси написание икон, переписывание духовных книг и изготовление металлических икон. Русь укреплялась, а главное объединялась, под крылом матушки Церкви. Из научения святых отцов нам известно, что враг рода человеческого не дремлет и пытается разрознить тех, кто желает преумножать славу Церкви Христовой на земле.
К сожалению, лукавый дух закрался и в непоколебимую Русскую Церковь. В 1667 году состоялся Церковный собор, который согласился с реформами Патриарха Никона. Русское общество, состоящее в большинстве своём из простого крестьянского люда, раскололось на две части. Одна часть последовала за Патриархом Никоном и стала называться никонианами, а другая старообрядцами со своим ревностным заступником протопопом Аввакумом. Приверженцы старой веры отстаивали каждую букву нашей общей веры. Несмотря на притеснения со стороны государя Алексея Михайловича, иногда под страхом смерти они продолжали сохранять старые обряды с детской простотой и чистотой сердечной.
Что же принесли этим хранителям старой веры скитания по непроходимым лесам, голод и холод? В начале XVIII века переживает свой третий расцвет медное литьё. На реке Выг в Центральной Карелии собирается старообрядческое общежительство, которое продолжает в старых традициях писать иконы, переписывать духовные книги и отливать из меди кресты, иконы, складни. Нужно отметить, что медное литьё выговских мастеров было очень высокого качества. С высокой прилежностью послужить Богу была проработана каждая деталь. Наверное, не ошибусь, если скажу, что мастера работали с молитвой, ведь с детской простотой они терпели все лишения.
С 1771 года в городе Москве инициативу Выговского общежительства подхватывают старообрядцы Преображенской общины. Медная отливка икон получает своё распространение в Гуслицах (подмосковная местность в юго-восточной части Богородского уезда с прилегающими районами Рязанской и Владимирской губерний), в Поволжье, на Урале и везде, где можно было укрыться от притеснений властей предержащих.
Старообрядческое медное литьё настолько распространилось на территории России, что кресты, иконы, складни можно было обнаружить в домах простых людей, придерживающихся церковных обрядов никонианского толка. Кроме того, эти изделия покрывались разноцветными эмалями и были долговечны. Медные образки брали с собой в паломничество, на войну и так далее. Изделия из меди было сложно сломать при длительных переходах или чрезвычайных ситуациях (например, при обыске или прерывании богослужения солдатами).
Хотелось бы предложить рассмотреть труд старообрядческих мастеров на примере четырёхстворчатого складня «Двунадесятые праздники и поклонение иконам Пресвятой Богородицы», находящегося на хранении в музее церковной истории Скорбященского женского монастыря города Нижний Тагил. Данный складень или квадриптих, как его ещё принято называть, может быть датирован XVIII (?) или XIX веками. Изготовлен в России, а где именно, сложно сказать, так как образец для изготовления формы отливки мог использоваться в многочисленных старообрядческих согласиях. По габаритам праздничный складень укладывается в размер 171*400*2 мм.
Итак, всмотримся более детально в сюжетные композиции представленного складня. Квадриптих состоит из четырёх створ, каждая с навершием в форме купола церкви и четырьмя клеймами. Между собою створы соединены металлическими штырями. Боковые петли створ плотно подогнаны друг к другу. Складни такой формы были впервые изготовлены Выговскими старообрядцами.
Первая створа:
1-е клеймо «Благовещение» — действие происходит в палатах с колонами. Мария стоит под балдахином на фоне высокого седалища. Пол палат выложен плитами. Из облака вверху исходит луч, олицетворяющий Святого Духа. Архангел Гавриил показан в движении (ноги) с жезлом, увенчанным Вифлеемской звездой.
2-е клеймо «Рождество Христово» — по центру композиции на фоне пещеры на ложе, обращенном влево, возлежит Пресвятая Богородица. За её спиной Младенец в яслях. Слева перед Богоматерью наполовину скрытые горкой фигуры трёх волхвов с дарами (золотом, ладаном, смирной). Справа – молодой пастух. Внизу слева – сидящий Иосиф, перед ним старец в одежде пастуха (некоторые толкуют старца как нечистого духа, искушающего Иосифа). Справа на фоне пещеры — омовение Младенца. Вверху над горой Вифлеемская звезда. В верхних углах над горой фигуры двух ангелов. Это новгородский тип иконографии.
3-е клеймо «Рождество Пресвятой Богородицы» — основные составляющие композиции: Анна на ложе, женщина с дарами перед нею, ниже сцена омовения младенца Марии служанкой. Справа фигура Иоакима, сидящего под балдахином. Палаты с двухъярусной структурой.
4-е клеймо «Введение во храм Пресвятой Богородицы» — в интерьере храма представлена многофигурная композиция. Слева праведные Иоаким и Анна, справа трёхлетствующая Мария и первосвященник Захария.
Навершие первой створы:
«Распятие Христово» — по центру размещён на восьмиконечном Кресте Распятый Господь наш Иисус Христос, слева от Него стоят Пресвятая Богородица, Святая Мария Магдалина (?), с правой стороны святой апостол Иоанн, сотник Лонгин. Над Крестом изображён образ «Спас Нерукотворный», а по сторонам на уровне средней перекладины Креста находятся знаки Солнца и Луны (можно сделать предположение, что данный складень был отлит с образца, выполненного на Выге согласием беспоповцев).
Вторая створа:
5-е клеймо «Сретение Господне» — на фоне архитектурных составляющих храма мы видим слева праведного Иосифа, пророчицу Анну, Деву Марию, справа старца Симеона с Младенцем Христом на руках.
6-е клеймо «Богоявление» — по центру в водах Иордана Христос, слева Иоанн Креститель возложил руку на голову Христа, справа три ангела с покровными руками. В верхнем сегменте в полукружии облака Господь Саваоф.
7-е клеймо «Преображение Господне» — в круге Славы, испещрённом лучами, стоит Христос. В левой руке свиток, правой благословляет падших ниц апостолов. Гора Фавор намечена золотыми линиями по синей эмали. Моисей со скрижалью в руках и пророк Илия стоят на облаках, повернувшись к Христу. От Славы отходят три острых, как мечи, луча, поражающие своим светом павших ниц апостолов Петра, Иоанна и Иакова.
8-е клеймо «Вход Господень в Иерусалим» — в центре иконы изображён Христос, который едет на осляти. За ним следуют Его ученики, впереди у стен града Иерусалима встречающий Христа народ с пальмовыми ветвями в руках.
Навершие второй створы:
«Троица Новозаветная» — Бог Отец, Сын и Дух Святой в виде голубя. Между восседающими на престоле Отцом и Сыном — держава с крестом. Славу изображают херувимы, по сторонам два архангела, в четырех лучах символы евангелистов — ангел (Матфей), лев (Иоанн), орёл (Марк), телец (Лука).
Третья створа:
9-е клеймо «Воскресение Христово» (Сошествие во ад) — Христос представлен в мандорле (в Славе), он повернут влево от зрителя. Ноги Его попирают врата ада. Слева и справа гробы с праотцами Адамом и Евой. Адам поднимается из саркофага, а Ева ещё на коленях — она готовится быть изведённой из гроба. За Евой — коленопреклоненная жена, выше пророки Давид, Соломон. Слева пророк Моисей, юный Авель, старец Аарон.
10-е клеймо «Вознесение Господне» — по центру представлена Пресвятая Богородица, окружённая апостолами. Рядом с Пресвятой Богородицей два архангела с воздетыми к небу руками. Вверху в круге Славы, несомом четырьмя ангелами, на радуге восседает Христос.
11-е клеймо «Троица Ветхозаветная» — за трапезой три ангела. Левый Ангел по аналогии с Троицей Рублёва считается Богом Отцом, правый — Святым Духом, центральный Ангел трактуется как Иисус. Над фигурой Христа — Мамврийский дуб, за спиной левого Ангела палаты с башнями, над правым Ангелом гора — символ духовного восхождения.
12-е клеймо «Успение Пресвятой Богородицы» — мы видим тело Богородицы, возлежащее на одре. Тело Богородицы изображено в привычных одеждах. Голова окружена нимбом, и это неслучайно. Ведь, согласно учению Церкви, тела наши – храмы Духа Святого и по всеобщем воскресении снова воссоединятся с душами для жизни вечной. Вокруг одра собраны скорбящие апостолы. Апостол Пётр с кадильницей в руке совершает каждение телу Пречистой. Апостол Иоанн в скорби припадает к самому одру – ведь именно ему Господь на кресте завещал заботу о Своей Матери: Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Её к себе (Ин.19:26-27). Позы и жесты апостолов говорят о тихой скорби, лишённой бурных проявлений. Тут же в толпе мы видим двух людей в святительских омофорах – это Дионисий Ареопагит и Иаков, брат Господень, присутствовавшие в доме Пресвятой Богородицы, согласно преданию. Над всем возвышается величественная фигура Христа. Чтобы подчеркнуть эту величественность, византийские изографы часто изображают Спасителя больше остальных персонажей. В руках Он держит душу Своей Пречистой Матери, которая изображена в виде спелёнутого младенца. Это прозрачный символ рождения в вечную жизнь. Это победа над смертью. Ведь само название праздника Успение – по-гречески «κοίμησις» — означает «сонное состояние». Смерть христианина — это всего лишь сон, всего лишь временное состояние.
Навершие третье створы:
«Воздвижение Креста Господня» — действие происходит в пятиглавой церкви. Из персонажей представлен Макарий с двумя диаконами. Он держит в руках восьмиконечный крест. Справа и слева под балдахинами царственные особы Константин и Елена.
Четвертая створа: Поклонение иконам Пресвятой Богородицы
13-е клеймо — в верхней части средника изображена икона Пресвятой Богородицы «Тихвинская», по сторонам — обращённые к Ней святые. Вверху — преподобные Александр Свирский и Кирилл Белозерский, внизу — святители. Слева — Николай Чудотворец и Василий Великий, справа — Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Фоном является условное изображение архитектурного ансамбля.
14-е клеймо — в верхней части средника изображена икона Пресвятой Богородицы «Владимирская», по сторонам — обращённые к Ней святые. Вверху — блаженные Максим и Василий, внизу – митрополиты московские. Слева — святители Пётр и Алексей, справа — святители Иона и Филипп. Между ними изображение архитектурного ансамбля.
15-клеймо — в верхней части средника изображена икона Пресвятой Богородицы «Смоленская» с предстоящими преподобным Антонием Печерским и преподобным Феодосием в верхнем ряду.
16 клеймо — вверху по центру образ Пресвятой Богородицы «Знамение». По сторонам от него поясные фигуры преподобного Антония Римлянина и святителя Леонтия Ростовского. Слева у рамки изображение Никиты-столпника Переяславского, перед ним – Ангел Хранитель с крестом и мечом. Справа — Иван Воин и Дмитрий царевич, сын Ивана Грозного и Марии Нагой, невинноубиенный в Угличе в 1591 г. Между ними голубой простор озера Неро с монастырём на заднем плане.
Навершие четвёртой створы:
В центре композиции «Похвала Пресвятой Богородицы» изображена восседающая на престоле Пресвятая Богородица. Над Ней представлен благословляющий Христос, фигура которого окружена ветвями лозы (этот мотив восходит к символическим изображениям Древа Иессеева). По сторонам Пресвятой Богородицы и Христа изображены пророки Гедеон, Моисей, Даниил, Захария, Давид, Соломон, Исайя, Иезекииль, Аввакум и праотец Иаков. В нижней части иконы представлен упавший на колени волхв Валаам. В руках пророки держат свитки с текстами своих пророчеств, предвещающих приход в мир Спасителя. Некоторые из пророков представлены с символическими атрибутами-прообразами Богородицы: Гедеон — с руном овчим (Суд. VI, 36–40), Моисей — с неопалимой купиной (Исх. III, 1–8), Даниил — с горой (Дан. II, 31–46), Давид — с ковчегом-«киотом» (Пс. СXXXI, 8), Соломон — с храмом (Притч. IX, 1-2).
В фигурных навершиях размещены следующие сцены: Распятие Христово с предстоящими с подписью «Нерукотворный Образ», «Троица Новозаветная» с подписью «Возшедшаго на небеса и седящего одесную Отца», Крестовоздвижение с надписью «Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста Господня», Похвала Пресвятой Богородицы с надписью «Образ похвалы Пресвятыя Богородицы».
С оборотной стороны на створе «Троица Новозаветная» находится литой орнамент, обрамляющий изображение Голгофского восьмиконечного креста с головой Адама под ним и орудием казни на фоне Иерусалимских стен. Надписи традиционные: Царь Славы, монограмма Христа, Сын Божий, Копьё — Трость (КТ), НИКА, Место Лобное Рай Бысть (МЛРБ), Гора Голгофа (ГГ), голова Адама (ГА). Вверху над крестом в овальном медальоне имеется надпись: «Кресту твоему поклоняемся Владыко и святое Воскресение Твое славим».
Оборот стилизован в духе времени оборотных сторон створчатых складней XVIII века с мотивами старопечатного и старообрядческого книжного орнаментов. Основные мотивы этого крупного скульптурно-пластического растительного орнамента – листья аканта, бутоны.
Все надписи исполнены на церковнославянском языке.
В многочисленных сюжетных изображениях просматриваются следы синей, белой, зелёной эмалей. Это подтверждается ограничительными линиями в сюжетных композициях, которые не дают эмалям с разными оттенками перемешиваться.
Данный складень относится к категории праздничных. Его можно было разместить на домашней божнице, взять с собой в паломничество или путешествие. Для старообрядцев беспоповского толка это было «праздничной церковью» в уменьшенном виде, напоминанием былого духовного уклада до реформ Патриарха Никона. Можно сказать о том, что старообрядцы или, иначе говоря, староверы стремились к постоянному пребыванию с Богом и памятованию о Нём. Бог же есть любовь, которая всё созидает, исцеляет и, самое главное, объединяет.
ntobitel.cerkov.ru/