Салдинские вечорки
За долгие десятилетия сознательного и планомерного искоренения традиций в нашей стране, мы стали забывать, каким образом был устроен быт наших предков. В том числе, это касается различных способов проведения досуга: игр, танцев, соревнований. В последнее время традиции начинают возвращаться. Кулачными боями и взятиями снежных городков на масленицу уже никого не удивишь (в особенности в Центральной России), а все необходимое для старинных игр, например в городки или лапту, можно без труда купить в магазинах. Мы расскажем вам об еще одном способе увеселения наших предков, возрождающегося в нашей современной жизни.
Смысл игры в том, что необходимо сесть на скамейку. Кому-то одному, как вы догадались, места не хватит
Вечорка (именно через «о») – это старинная русская форма досуга молодежи, еще век назад повсеместно распространенная по всей территории исторической России. На вечорке происходили знакомства и встречи, на которых парни и девушки весь вечер пели и плясали, причем на таких собраниях не бывает публики и артистов – участвуют все присутствующие без исключений.
Испокон веков зима в русской деревне, несмотря на свою суровость в плане погодных условий, тем не менее, одно из самых веселых времен года. Ведь и долгие зимние вечера надо было чем-то заполнять. Как общались русские люди в зимнее время? Если степенные отцы семейств могли собраться на чинное чаепитие, то холостой молодежи хотелось более веселого времяпрепровождения. Для этого устраивались различные посиделки (беседы, вечорки, посиды, посидухи, досветки, дозорьки, супрядки, супрялки, попрядухи, сходбища). Посиделки, как правило, устраивались по вечерам в снятой для этой цели избе, и начинались после уборки урожая. На Масленице посиделок уже не было, т.к. молодежь развлекалась иначе, торопясь встречать весну на улице. Ну, а уж в Великий Пост проводить посиделки не разрешалось совсем, либо их характер был совсем строгим: петь, например, разрешалось только духовные стихи. Ну а после Пасхи все уже спешили водить хороводы на первых освободившихся от снежного покрова полянах.
Очень часто посиделки начинались с «рабочего времени», да и затевались-то они изначально для женских коллективных работ. Это нам могут подсказать и некоторые названия посиделок — супрядки, супрялки, попрядухи, корни их указывают на прядение. К этому моменту в деревнях заканчивалась выделка льна, и женщины целые ночи проводили за прялкой.
Вот уже сгущаются сумерки. Девицы, нарядившись, заплетя в косы разноцветные ленты и надев свои наряды, бежали на супрядки. Изба наполнялась звонкими девичьими голосами и молодым заливистым смехом. Девушки рассаживались на лавки и начинали прясть, вязать, шить и одновременно беседовать, обмениваться новостями, сплетничать, шутить и, конечно же, петь.
А вот когда являлись парни, приходило время «праздной» части. Гости входили гурьбой и, хотя девушки все-еще продолжали крутить веретена, какая уж тут работа! Ведь ясно, не затем парни пришли, чтобы смотреть на прядущих девчат да слушать жужжание веретена – начинаются шутки и уговоры, которые в конце концов приводят к тому, что работа заканчивается, а веселье начинается.
Это значит, что гармонисту пора браться за дело. Музыка начинает играть, а прялки убирают в сторону. Начинается «веревочка» — хоровод, водившийся затейливыми петлеобразными фигурами. Играли в жмурки, прятки, кошки-мышки, отгадышки, пели и, конечно же, танцевали. Плясали польку, краковяк, тустеп и, конечно же, задорную кадриль, видов которой насчитывалось множество. В каждой деревне была своя кадриль, со своими особенностями. Причем некоторые виды с такими сложными фигурами, что танцевать ее можно 30-40 минут, напоминающие целое танцевальное представление.
Впрочем, все танцы были более чем доступны каждому участнику. Старшие объясняли «колена» (элементы, составляющие танец) младшим, а то, как быстро и качественно эти фигуры усваивались – красноречиво говорило о ловкости и сообразительности учеников, что напрямую затем влияло на шансы жениться или выйти замуж. Ведь кому хочется жениться на неуклюжих?
Соревнование для парней. Кто поймает платок — молодец
Вечорки бывают и сейчас. Например, такие встречи с 2011 г. проводятся молодежным клубом при приходе ап. Иоанна Богослова в Верхней Салде. На них собирается местная молодежь, часто бывают гости и из других городов, например в последний раз были гости из Нижнего Тагила. Все участники стараются одеваться в народные костюмы, впрочем – это не обязательное условие, а некий атрибут, позволяющий еще лучше прочувствовать атмосферу происходящего.
Конкурс костюмов. Наряды шиты своими руками (в большинстве)
По свидетельству многих участников, современный человек, попавший на такую вечорку, испытывает гамму противоречивых чувств. Происходящее может показаться чем-то странным, экстравагантным или даже глупым (да простят нас наши предки!). Но как только он перешагивает через этот эфемерный барьер, приходит осознание внутренней красоты, гармонии происходящего, и его захватывает волна общего веселья, которое человек с радостью делит даже с совсем незнакомыми людьми. Всего этого мы очень часто лишены, увязая в своих бетонных коробках и бесконечных виртуальных переписках, которые в момент очередной кадрили или игры в «Уточку и селезня» кажутся если не бессмысленными, то уж совсем точно – безвкусными и серыми.
Фото и видео сделаны на вечорке, прошедшей 12 января 2014 г. в В. Салде. Благодарим Нину Машковскую и молодежный клуб при приходе ап. Иоанна Богослова за отлично проведенное время.