Рождественское послание митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Евгения
Рождественское послание митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Евгения всечестному духовенству, преподобному монашеству и боголюбивой пастве Екатеринбургской митрополии.
Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры!
В священный и трепетный момент, когда «Отроча родися нам, Сын, и дадеся нам» (Ис. 9:6), поздравляю вас, дорогие, с таинственным и всерадостным Божественным снисхождением и восклицаю вместе со всем мирозданием: «Христос рождается – славьте Его, Христос с Небес – встречайте Его!»
Ангелы в непобедимой силе своего могущества воспевают Христа Богомладенца, пастухи приносят смиренное поклонение кроткому Агнцу Божиему, волхвы приносят дары Тому, Кто Своей мудростью создал весь мир, а ныне воплощается в человечестве.
Сколько бы ни ожидали спасения изгнанные из рая дети Адама, они столетиями лишь увеличивали тяготеющее над ними проклятие, прилагая к грехам Праотцев свои собственные. И Господь не по заслугам людей, а только по Своей свободной любви приходит Сам, неся человека на Своих руках обратно в рай. Господь говорит в книге пророка Исаии: «Ты грехами твоими затруднял Меня, беззакониями твоими отягощал Меня. Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну» (Ис.43:24-26).
Этому величию Божественного дара мы покланяемся сегодня, об этом благодарим Создателя и Искупителя нашего, пришедшего ныне в наш холодный мир, чтобы вернуть ему тепло любви и надежды.
Вещим взглядом провидел Богомладенца древний пророк Валаам и сказал: «Преклонился, лежит как лев и как львенок, кто поднимет его? Благословляющие Тебя благословенны, и проклинающие Тебя прокляты» (Числ. 24:9). И ныне мы собрались вокруг колыбели Христа, чтобы благословить Его, прославить и получить в ответ благословение Бога, держащего в младенческой руке судьбу всего мира.
Святитель Василий Великий вопрошает: «Что за орудие этого Домостроительства? Тело святой Девы (Лк 1:27). А что за причина Рождения? Дух Святой и осеняющая Сила Всевышнего (Лк 1:35). Но лучше послушай сами Евангельские слова: «По обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого» (Мф 1:18). Итак, была избрана одновременно и Дева, и обрученная мужу, способная послужить этому Домостроительству, чтобы и девство было почтено, и брак не остался в пренебрежении. В самом деле, девство было избрано как достойное освящения, а посредством обручения были восприняты и начатки брака».
С пришествием в мир Слова Божиего, начинается подлинное богословие, не как слово человека о Боге, а как слово Самого Бога о Себе. И самая первая тайна богословия – Младенец в руках Девы. Так об этом восклицает первоверховный апостол Павел: «Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1 Тим. 3: 16). Богословие же ищет себе форму и в словах, и в делах, и в образах – поклоняющимися Ангелами, пастухами, волхвами начинается подлинный и спасительный культ, и как его производное – культура. И одним из ключевых образов в живописном искусстве становится изображение Богоматери с Младенцем в руках. Мы украшаем храмы и дома иконами Пресвятой Богородицы, преклоняясь перед красотой материнства. Мы не можем не обратить внимание на то, что пришествие в мир Спасителя, рождённого Приснодевой, тем не менее происходит в семье, причем многодетной. У праведного Иосифа от первого брака были дети, о которых упоминает Евангелие, вспоминая слова удивлённого народа: «Не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? и сестры Его не все ли между нами?» (Мф.13:55-56). То есть Младенец Иисус среди своих сводных братьев и сестёр был как минимум седьмым ребенком. Именно в полной многодетной семье происходит рождение Христа и Его воспитание. И самый радостный праздник Рождества Христова, полный прекрасными традициями, среди которых особое место занимают колядки – песни, посвященные Рождеству, которых написано бесчисленное множество и постоянно пишутся новые – что показывает неисчерпаемость вдохновения и радости о событии Рождества.
Так живет подлинная культура – вдохновением от истинных ценностей, среди которых первая – это радость о приходе в мир нового человека, родившегося от любви и потом возрастающем в школе любви — семье.
Но культура, как взбунтовавшийся подросток, не всегда ведёт себя мудро и ответственно. Некоторые деятели культуры, даже гениальные по способностям, бывают неправы, и цена их заблуждений бывает очень высока. Мы все слышали мысль одного талантливого, но ошибающегося писателя, что «все счастливые семьи счастливы одинаково, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Это глубочайшее заблуждение. Как раз в грехе и несчастье нет никакого творчества и разнообразия. Как раз несчастье делает людей серыми и одинаковыми. И только счастье цветет многоразличными красками, только оно может быть бесконечным и дающим покой и стабильность.
Я не принижаю заслуги великих деятелей культуры, в том числе российской, но религиозный взор не может не отметить, что культура слишком увлеклась смакованием несчастья. Если любовь — то несчастная, если семья – то проблемная, если жизнь – то короткая и трагичная.
Но Бог задумал Свой мир иначе. В мире, соответствующем Божиему плану, любовь дарит не слёзы, а радость, семья является источником не насилия и травм, а крепким и безопасным местом, полным любви и поддержки, а жизнь полна смысла и преизливается поводами для радости и благодарности, ибо Господь говорит: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин.10:10).
Святитель Иоанн Златоуст учит: «В том состоит крепость жизни всех нас, чтобы жена была единодушна с мужем; этим поддерживается все в мире. Как при потрясении основания ниспровергается все здание, так и при супружеских раздорах разрушается вся наша жизнь. Смотри: мир состоит из городов, города – из домов, дома – из мужей и жен; поэтому, когда настанет вражда между мужьями и женами, то входит война в дома; а когда они мятутся, тогда неспокойны бывают и города; когда же города приходят в смятение, то по необходимости и вся вселенная наполняется смятением, войною и раздорами».
В эти святые Рождественские дни я хотел бы обратить свой голос к тем, кто созидает культуру и тем, кто пользуется её плодами: мы более не имеем права экспериментировать с разрушением и упадком, всю гениальность вкладывая лишь в описание ужасов несчастья. Это гарантировано потрясает, но это слишком просто.
Наша культура должна вырасти до того, чтобы сделать доселе для неё невероятное – проникнуть в тайну счастливого человека. Вам кажется, что многодетная и счастливая семья – это скучно, однообразно и неинтересно? Но разве таков праздник Рождества Христова? Нет, Рождество – это неиссякаемая радость, неистощимое ликование и бесконечное торжество! Сегодня перед нами в яслях лежит источник всякого творчества и таланта – Творец мира Христос, готовый в Себе Самом показать красоту жизни.
Примем Христа в свои сердца, пустим Его в своё творчество, вернём Его в нашу культуру, чтобы нам не погибнуть, а в наших многодетных и счастливых семьях ещё много и много лет на Святой Руси праздновать светлое Христово Рождество!
Божией милостию, смиренный ЕВГЕНИЙ,
Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский.