18 апреля 2016 года в г. Верхотурье в рамках расширенного заседания Совета Общественно-государственного движения: «Попечительство о народной трезвости в Северном управленческом округе», Преосвященный Иннокентий выступил с докладом «Роль Церкви в утверждении трезвости: история и современность.
Трезвость как нравственная ценность имеет свои основания в Священном Писании, которое говорит о пьянстве как о страшном пороке и грехе. По словам апостола Павла, пьянство лишает человека Царства Небесного: «Не обманывайтесь: …ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6, 10).
Отсюда и подход Церкви к проблеме винопития особый — это воспитание своих чад в трезвости. Этот подход имеет свою богатую историю: практика обетов и зароков трезвости, проповеди, крестные ходы, согласия и общества трезвости, празднование Дня трезвости 11 сентября, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи.
Надо полагать, что наше государство также заинтересовано в трезвости народа, но нельзя не учитывать и то, что продажа алкоголя является одной из статей наполнения бюджета. Поэтому исторически ситуация складывается так, что государство то запрещает, то разрешает, то снова ограничивает, то вновь стимулирует производство алкоголя. А вот император Николай II в своё время писал: «Постоянно обдумывая и проверяя полученные мною впечатления, я пришел к твердому убеждению, что нельзя ставить благосостояние казны в зависимость от разорения духовных и хозяйственных сил множества моих верноподданных».
Исторический опыт свидетельствует: широкий размах церковного трезвенного движения позволил правительству России в июле 1914 года (в связи с началом войны) принять меры к прекращению продажи крепких спиртных напитков и ликвидации казенных питейных заведений. Эти меры, получившие полную поддержку Церкви, вывели трезвенную работу на новую, высшую ступень, была выстроена комплексная система воспитания народа в духе трезвости Разделяя обеспокоенность царя, Государственная Дума на январском заседании 1915 года одобрила запрещение продажи спиртных напитков и запланировала бюджет на следующий год, полностью исключающий доходы от торговли алкоголем, составившие в предыдущем году треть поступлений — 675 млн. рублей.
Кстати — об исторических традициях трезвости на Урале: одно из первых таких обществ, Нижне-Тагильское общество трезвости, было основано при покровительстве святого праведного Иоанна Кронштадтского в 1890 году при железоделательном заводе по образцу Санкт-Петербургского общества трезвости. Священнослужители своим примером трезвой жизни и проповедями поддерживали трезвенников. В 1914 году Никольским обществом трезвости был организован Крестный ход от Екатеринбурга до Верхотурья, в котором приняло участие 6000 человек. Паломники прошли 375 километров. В 2014 году традиция большого многодневного Крестного хода была возрождена Уральским православным патриотическим обществом им. святителя Николая Чудотворца: верующие прошли, повторив маршрут Крестного хода 1914
Одна из главных причин пьянства — потеря современным человеком духовно-нравственных ориентиров, утрата тех ценностей, которыми сотни лет жил наш народ, а удаление нашего народа от традиций духовно-нравственной жизни всегда способствовали усугублению пьянства. Именно в Церкви содержится богатейший и многовековой практический опыт преображения человека и избавления его от греховных пристрастий.
Сейчас эти традиции возрождаются, ведется поиск эффективных средств и методов трезвенного просвещения, идет процесс возрождения православных трезвенных традиций. При приходах организуются общества трезвости, возобновилась практика принятия обетов трезвости. Расширение этой деятельности могло бы реально содействовать отрезвлению и оздоровлению нашего народа. В 2008 году было создано Общественно-государственное движение «Попечительство о народной трезвости», которое ведет активную трезвенную, просветительскую деятельность, в том числе и в подростковой среде, одним из направлений профилактической работы с подростками является Социально-педагогический проект «Будь здоров!».
Возникла острая необходимость в совершенствовании методов и приемов утверждения трезвости, что способствовало принятию Священным Синодом 25 июля 2014 «Концепции Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма». В ней утверждается необходимость сотрудничества государства и Церкви в утверждении трезвости и профилактике алкоголизма на общенациональном, региональном и местном уровнях. При этом важнейшим направлением деятельности по утверждению трезвости признается религиозно-нравственное просвещение: «Церковь считает заботу о духовном здоровье человека своим долгом и в создавшейся ситуации намерена всячески содействовать утверждению трезвости в обществе и профилактике алкоголизма». В Концепции утверждается: «Одной из главных угроз здоровью и самой жизни народов государств, составляющих каноническую территорию, Русской Православной Церкви, является злоупотребление алкоголем. В связи с этим долг Церкви — возрождать в общественном сознании отношение к трезвости как нравственной ценности. Христиане при этом призываются быть примером трезвой жизни»
Статью прочитали:
60 раз