Решение сердца
10 апреля в Скорбященском монастыре завершился просветительский проект «Временное, временное и вечное в романах Ф.М. Достоевского».
За время проекта у Надежды Дмитриевны, кандидата педагогических наук, доцента кафедры литературы НТГСПА кроме студентов и тех, кто ее давно знает, появились новые почитатели. Многим хотелось выразить свою благодарность за интереснейший курс лекций, поэтому цветы, с которыми приходили люди, были естественным антуражем в этот день. Последнее занятие было посвящено вершине творчества Достоевского — роману «Братья Карамазовы».
«Братья Карамазовы» – итог, осмысление всей жизни Достоевского. Воспоминания детства здесь соединены с раздумьями и впечатлениями последних лет, а образы Дмитрия, Ивана и Алексея символизируют три этапа духовного развития самого автора. Достоевский стремится глубоко проникнуть во внутренний мир своих персонажей, слой за слоем обнажить их душу, понять мотивы противоречивых поступков, нравственных терзаний, сомнений и заблуждений. Но главная задача автора – не интрига. Достоевский изобразил в «Братьях Карамазовых» обобщенную формулу «загадочной русской души» с ее стремлением «забвения всякой мерки во всем», одновременно и разрушительной, и созидательной. Двойственность, осознанное отрицание веры и необходимость в ней как в спасительном якоре, смесь эгоизма и самопожертвования, вечное блуждание в плену ложных ценностей – таким представляется писателю русский человек.
Немногие мыслители смогли настолько глубоко проникнуть в суть человеческой личности, насколько это удалось Ф. М. Достоевскому. Многое в природе человека, то, что было признано затем бесспорно всеми, разгадал именно он. История человечества, в большинстве своем трагичная, складывается из миллионов и миллионов трагичных жизней конкретных и уникальных личностей. Не удивительно поэтому, что, проникнув в сущность природы человека, Достоевский смог понять и суть Истории, в том числе будущей. «Всеобщий муравейник», который люди пытались построить в наше недавнее прошлое, и человеческое «отъединение», другая крайность, наблюдаемая сейчас, были предсказаны гением Достоевского.
Человек также глубок, как все мироздание, и так же непознаваем в полной мере, как это мироздание. Вся метафизическая глубина личности наиболее полно раскрывается в его религиозных поисках. Ведь только религия признает мистическое происхождение и мистическую природу человека. На пути религиозных поисков встает множество проблем, которые столь же противоречивы и иррациональны, как и вся природа человека. Существование живой, истинной веры невозможно без сомнений. Однако если человек полностью отдаляется от Бога и в этой удаленности отрицает бытие Божие, то он непременно приходит к отрицанию и себя. Он оказывается захваченным силами разрушения и саморазрушения. Бунт против Бога самоубийственен. Иван Карамазов и Великий Инквизитор не могут понять и принять, как Бог, который есть Абсолютное Благо, допускает зло и страдания в сотворенном им мире. Несовершенство мира и человека вызывает у них сомнение в благости и даже неверие в существование Бога.
Достоевский верит, что муки сердца, страдания, связанные с поиском веры, которые и происходят-то от «глубокой совести», не могут быть напрасными и будут человеку зачтены. «Но благодарите творца, что дал вам сердце высшее, способное такою мукой мучиться, «горняя мудрствовати и горних искати, наше бо жительство на небесех есть». Дай вам Бог, чтобы решение сердца вашего постигло вас еще на земле, и да благославит Бог пути ваши!».
Говорить о Достоевском и его романах можно бесконечно, поэтому точка не поставлена. Надеемся, что осенью Надежда Дмитриевна вновь пригласит всех желающих на разговор о великом писателе, но уже в других темах. А пока все закончилось цветами, подарками и песнями в знак благодарности Надежде Дмитриевне, за ее любовь к русской классике, профессионализм, искренность и открытость.
Скорбященский женский монастырь