Репортаж ОДМ о паломничестве на Горный Алтай

1 день. 17 июля 2016. Воскресение.

Наша поездка началась в день престольного праздника храма во имя Святых Царственных Страстотерпцев. После Литургии, на которой все причащались Святых Таин, собрались на праздничную трапезу. Затем погрузили вещи в машину, попрощались с остающимися прихожанами и отправились в путь. Нам предстояло преодолеть 2600 км до пос. Тюнгур Республики Алтай. По плану нам предстояло совершить конный поход к подножию г. Белуха, сплав по р. Катунь, съездить на Телецкое озеро и порыбачить на озере Петровском.

С прихожанами перед отъездом
Всего нас поехало 8 человек: 5 мужчин и 3 девушки. Самый младший из нас 17-ти летний Георгий. Старшим в нашей группе был руководитель Отдела по делам молодежи Нижнетагильской епархии иерей Димитрий Подколзин.

В первый день проехали Реж, Тюмень. Участками шел дождь, порой даже сильный ливень: с трудом можно было разглядеть идущую впереди машину. Уже ночью доехали до Омска.

2 день. 18 июля 2016. Понедельник.

Решили не тратить время на отдых: немного поспали прямо в машинах, на обочине проселочной дороги. Проехали Новосибирск, Барнаул. Уже вечером въехали в Алтайский край. Созвонились с Валерой: с ним нам предстоит ехать на ГАЗ-66 от пос. Тюнгур до приюта Озёк-Орё (в переводе с алтайского – «Верхняя долина»), что находится на реке Кучерла. Там нас будут ждать лошади и два проводника.

Кучерлинское озеро

Временами снова шел сильный дождь. Было впечатление, что, то мы обгоняем грозовые тучи, то они обгоняют нас. Не очень радовала перспектива ехать несколько дней под таким дождём. Ночью проехали Горно-Алтайск.

3 день. 19 июля 2016. Вторник.

Гравийная дорога от пос. Усть-Кан до пос. Тюнгур в темноте показалась очень плохой, поэтому ехали не больше 20км/час. От пос. Усть-Кокса до Тюнгура дорога стала значительно лучше. Наступило утро и нашим взглядам открылась завораживающая красота Горного Алтая с его серпантинными дорогами, бурной горной р. Катунь, скалами, обрывами и горами, окутанными низкими белоснежными облаками.

Аил в Тюнгуре

До Тюнгура добрались только утром. Встретила нас жена Валерия — Галина. Расположились для отдыха в национальном алтайском доме – аиле. Аил – шестиугольный, конусообразный дом с земляным полом и отверстием вверху для дымохода. Кровати-скамейки в этом доме располагаются по периметру аила, в центре аила стоит печка.

Ближе к вечеру за нами приехал Валерий. Погрузили вещи в его ГАЗ-66 и поехали. Порадовала погода: яркое солнце и отсутствие дождя позволили нам наблюдать за сменой красот алтайской природы без помех.

Ехали по лесной дороге. После прошедших дождей дорога превратилась в скользкую грязь, преодолеть которую мог разве что танк… Ну или ГАЗ-66, в котором мы ехали. Машина кренилась в разные стороны, проезжала поваленные деревья и горные ручьи. Нас кидало из стороны в сторону, хлестало ветками деревьев.

Через 3,5 часа добрались до домика на р. Кучерла — приюта Озёк-Орё. Издалека увидели своих лошадей. Поговорив с конюхами-проводниками — Александром и Женей, решили ехать на следующий день. Поставили палатки, приготовили суп. За ужином поговорили с Александром, который рассказал о некоторых нюансах нашего конного похода: путь нам предстоит нелегкий.

4 день. 20 июля 2016. Среда.

Встали рано. Позавтракали, сложили палатки, убрали вещи и продукты в седельные сумки. Наши проводники помогли нам сесть на коней. Немного покатались по полю около лагеря. Поучились управлять лошадьми. Мой конь, по кличке Пырка, постоянно вырывал из моих рук поводья, чтобы пожевать травку. Приходилось постоянно его одергивать, показывая кто из нас кем управляет. Самому молодому из нашей группы, Георгию, и конь достался самый молодой: ему всего три года и Георгий первый, кого он везёт в многодневный поход по горной тропе (до нас он возил только груз).

Идем с Кучерлинского озера

Двинулись цепочкой друг за другом. По правую сторону от нас склон горы, внизу река Кучерла. Мы то спускались к ней, слыша оглушающий рев, то поднимались на такую высоту, с которой горная река казалась тонким ручейком, текущим среди гор. Резкие спуски и подъемы казались трудными не только для наших лошадей, но и для нас. Да и прямая дорога среди леса требовала постоянного внимания: лошадь идёт там, где ей удобно, и вовсе не рассчитывает проход среди деревьев на сидящего у неё на спине человека. В результате, если лошадью не управлять, то можно лишиться в лучшем случае элементов одежды, в худшем: серьезно травмироваться о ветки деревьев и толстые сучья.

Спустя 1,5 — 2 часа остановились на привал. С трудом сошли с коней. Очень болели колени, да и незаметное сквозь ветки деревьев солнце оставило следы на наших лицах: сразу вспомнили о креме от загара. Вскипятили чай, добавили в него ягоды и листья жимолости, черники, смородины. Размяли затекшие ноги.

На Кучерлинском озере

Еще несколько часов пути через горы и впереди нам открылся вид на Кучерлинское озеро. Впереди — спуск к озеру по склону горы. Здесь мы все первый раз скакали галопом, пытаясь удержать бег своих коней и замирая от страха не удержаться в седле.

Прямо на берегу озера, недалеко от моста, поставили палатки. Основная часть нашей группы, 6 человек, решили не тратить время зря и подняться на перевал Рига-Турист (высота 2850м над уровнем моря). Я и Таня остались в лагере готовить ужин и сторожить вещи.

около перевала Рига-Турист

Ушедшие на перевал ребята вернулись поздно ночью: уставшие и мокрые (вечером и ночью шёл дождь). Накормили супом наших путешественников. Трое из них легли спать, еще трое ушли на другую сторону озера на базу в баню, где и переночевали.

5 день. 21 июля 2016. Четверг.

Снова встали рано. В 8.00 нам нужно быть уже верхом на лошадях. Сегодняшний переход будет долгим и трудным и для лошадей, и для нас. Как сказали нам проводники: вчерашний день был всего лишь разминкой перед днем сегодняшним.

по дороге на перевал Кара-Тюрек

Уже по пути на перевал Кара-Тюрек (высота 3060м над уровнем моря), что с алтайского переводится как «Черное сердце», мы начали осознавать всю трудность нашего маршрута. Конная тропа то поднималась серпантином вверх, то резко уходила вниз, заставляя сжиматься сердце и вспоминать про молитву. Чем ближе мы подходили к перевалу, тем более величественнее открывался вид на окружающие горы: склоны, покрытые никогда не тающим снегом, снежные вершины, утопающие в облаках.  Сам перевал весь покрыт курумником различной величины. По пути встречается много туристов с огромными рюкзаками, которые уступают узкую тропу лошадям с наездниками. Лошади устали — они идут спотыкаясь и изредка останавливаясь.

Поднимаемся на Кара-Тюрек

На вершине перевала мы спешились. Нам повезло — хорошо было видно обе вершины горы Белухи. Высота восточной вершины Белухи — 4509 м. над уровнем моря, западной вершины – 4435 м. Здесь ходит мнение, что Белуха «открывается» далеко не всем. Очень часто она закрыта облаками и многие неделями ждут её открытия. Нам повезло и с погодой: перевал Кара-Тюрек один из самых холодных Алтайских перевалов и летом здесь нередко бывает не только сильный ветер, но и снег с метелью. Сегодня на перевале ярко светит солнце, да и ветер оказался гораздо теплее, чем мы ожидали.

Кара-Тюрек

Вниз спускались отдельно от лошадей: их повели проводники и наш Алексей. Лошади ждали нас у горной речки. Еще несколько утомительных спусков – подъемов мимо нерастаявшего снега и мы у леса перед спуском к Аккемскому озеру. Издалека увидели домики метеостанции. Спустя немного времени нашим взглядам открылся потрясающий вид на Белуху с её двумя стражниками, крохотную часовню в честь архангела Михаила у её подножия и озеро Аккем. Множество палаток на берегу создавали впечатление небольшого города, в котором сложно будет найти место для уединения.

Гора Белуха Гора Белуха

Лагерь решили разбить подальше от всех и поближе к Белухе — на окраине озера.

Готовимся к возвращению назад: мажем кремами обгоревшую до волдырей кожу и бинтуем колени.

6 день. 22 июля 2016. Пятница.

Утром посмотрели друг на друга и посмеялись: все проснулись с узкими, как у алтайцев, глазами. Наверное, такой эффект дали солнечные ожоги.

Едем через перевал Кара-Тюрек, но другой, более короткой дорогой. Несколько раз спешиваемся: острые камни могут повредить лошадям ноги. Зато спуск пешком позволил насладиться алтайским разнотравьем: золотистый мак, золотой корень, чабрец, купальница алтайская.

cy1esUnLTa8

Небольшая прогулка на лошадях до следующего пешего перехода – мы бросаем прощальный взгляд на перевал, который уже затянут низкими облаками. Мы успели побывать в том облаке, которое сейчас видим издалека. Погода здесь меняется очень быстро. Только что закончился дождь: так же внезапно, как и начался.

EaYApjnAwT4

А впереди самый сложный спуск. Здесь лошадей ведут отдельно от людей и даже не в связке как обычно. Нам рассказали, что недавно здесь упали две лошади: одна выжила, другая погибла. Во время спуска мы убедились в сложности серпантинной тропы по почти отвесному склону горы. По дороге попадались кусты жимолости с гроздьями спелых ягод. Оказывается, они прекрасно утоляют жажду.

Внизу снова сели на лошадей и, проехав 1,5 км, выехали к приюту Озёк-Орё, где нас уже ждал Валера на своём ГАЗ-66.

Дорога назад показалась короче. Спустя какое-то время на дороге показался Женя со своими конями. Наш Алексей с радостью присоединился к нему: последний раз он проехался верхом.

qyhSGe5CRm0

До Тюнгура (по-алтайски правильнее говорить Тюнур – «Шаманский бубен») проехали через недавно отстроенное селение Чюстюрек («Сто сердец»). Очень устали, поэтому с радостью вспомнили о том, что ужин нам приготовит Галина, жена Валерия. А по приезду нас ждала баня и приготовленный аил. Сходили в баню, поужинали и легли спать.

7 день. 23 июля 2016. Суббота.

Встали рано, позавтракали. Сегодня нам нужно доехать до Артыбаша, селения на Телецком озере.

Необычайно быстро доехали до Усть-Кана: дорога оказалась вовсе не такая плохая как казалось ночью. Заехали на клубничные поля. Много клубники. Очень много. Не крупной, но сладкой. Наелись и поехали дальше.

Чем дальше мы уезжали от Тюнгура в сторону Горно-Алтайска, тем сильнее менялась природа: горы стали значительно ниже, далеко позади остались заснеженные вершины. Долго вдоль трассы нас сопровождала быстрая Катунь, на водах которой мы видели рафты и каяки сплавщиков. Всматривались в воды Катуни: скоро мы тоже будем по ней сплавляться на лодке из ПВХ.

Катунь

В Артыбаш (в переводе с алтайского – «Верхний порог») приехали ночью. Попробовали найти ночлег и случайно позвонили женщине, работающей в храме Артыбаша. Узнали во сколько начинается Литургия.

Поспать решили в машинах возле храма.

8 день.24 июля 2016. Воскресение.

Проснулись в 6.30. Оказалось, что храм, освященный в честь иконы Божией Матери «Умиление», находится прямо на берегу Телецкого озера. Умылись в озере и стали ждать, когда откроют храм и придет настоятель.

Храм в Артыбаше

Первой пришла женщина, с которой мы разговаривали ночью — Зоя Алексеевна. У неё же договорились снять на пару дней дом. Чуть позже пришел настоятель. На службе нам позволили петь, а отец Димитрий служил вместе с настоятелем. Все причастились Святых Таин и после службы пошли размещаться в доме.

У дома в Артыбаше

В наше распоряжение поступили 3 уютные комнаты, кухня с холодильником и плитой и туалет с душем. После обеда мужчины решили поехать на рыбалку на Телецкое озеро, а мы пошли посмотреть сувениры в местных лавках. На обратном пути нас застал дождь и до дома мы добирались перебежками от одного магазина до другого. Впрочем, дождь был теплым или так показалось из-за жаркой погоды. Почти сразу после нас вернулись мужчины. Они основательно вымокли, проголодались и замерзли: дождь на озере вовсе не такой теплый, как на берегу. Небольшую щучку, которую поймал о.Димитрий, оставили на утро.

9 день. 25 июля 2016. Понедельник.

Позавтракали ухой из пойманной щуки. Ещё вчера договорились об экскурсии по Телецкому озеру на катере. Еще раз сходили за сувенирами и побежали на пристань. Все одели спасательные жилеты и поехали.

Телецкое озеро

Левый берег Телецкого озера (по-алтайски Алтын-Кёл – «Золотое озеро») является биосферным заповедником. Высадка сюда разрешена только в строго отведенных местах и по пропускам.

Первой достопримечательностью озера оказался «Каменный залив». Следующая остановка – смотровая площадка на Телецкое озеро. Чуть подальше высадились на причал Чоодор с одноименным 8-ми метровым водопадом.

Водопад Корбу

Водопад Корбу, который мы затем посетили, считается самым большим на озере: высота падения воды здесь 12,5 метров. За посещение водопада взимается небольшая плата для благоустройства прилегающей территории.

На водопад Киште посмотрели с катера: здесь высадка на берег запрещена.

В целом на экскурсию потратили около 3,5 часов. Те, кто еще не нагулялся, поехали рыбачить, остальные остались отдыхать. Завтра оставим Артыбаш и поедем дальше. А сегодня вечером у нас баня и хариус местного копчения.

10 день. 26 июля 2016. Вторник.

Поехали на кресельный подъемник в горнолыжный комплекс «Манжерок». Подъезжая к горнолыжному комплексу, попали под сильный дождь. Решили немного подождать: вдруг дождь затихнет. Ожидания увенчались успехом: дождь прекратился. Поднимались на подъемнике около получаса на г. Малая Синюха. Высота этой горы 1196 метров над уровнем моря, протяженность самого подъемника – 2389 метров. С высоты нам открылся вид на с. Манжерок, Манжерокское озеро, реку Катунь и окрестные горы.

Воды Катуни

После горнолыжного комплекса поехали на сплав по Катуни. Катунь – необычайно красивая горная река с протяженностью 688 км, которая берет начало с ледника Геблера горы Белухи и затем впадает в р.Обь. В переводе с алтайского Катунь означает «Госпожа».

Аккемское озеро

Когда подъехали к реке, снова пошел дождь. Сплавиться решили на 15 км. Быстрое течение, волны, воронки, идущий дождь и, вдобавок ко всему, спустившийся на реку густой туман, внушали нам небольшое опасение. К счастью, пока надували лодку и устанавливали тент, дождь прекратился и туман рассеялся.

На сплаве

Таких переживаний, как на этом сплаве, никто из нас не испытывал за весь предыдущий опыт совместных сплавов. Большие волны, пороги и воронки мы все-таки преодолели. Вышли из лодки мокрые, но довольные. А на Катунь вновь опустился туман.

После сплава

После сплава поужинали в кафе и поехали на выезд – в сторону Барнаула. По пути решили заехать на озеро Петровское в одноименное село Троицкого района Алтайского края.

11 день. 27 июля 2016. Среда.

Дорога до озера Петровского оказалась хуже, чем думали. В селе Заводское, в нескольких километрах от озера, заблудились и долго не могли найти дорогу дальше. Дорогу мы все-таки нашли, но на место приехали около 3-х часов ночи и до 7 часов утра спали в машинах.

На озере Петровском

Утром сняли два домика на «Охотобазе» поселка прямо на берегу озера. Место там красивое, природа очень похожа на нашу, уральскую. Таня с Георгием даже покатались по озеру на катамаране. Да и рыбалка на озере удалась – вечером ели уху.

12 день. 28 июля 2016. Четверг.

Прощаемся с озером Петровским, едем домой. Выехали с озера на трассу быстро. Уже завтра мы должны быть дома. Попрощались с Алтайским краем.

На Аккемском озере

13 день. 29 июля 2016. Пятница.

Ночь не спали. Ближе к вечеру уже были дома. Слава Богу за всё!