Рекой Праведного Симеона

1

По благословению Преосвященнейшего владыки Иннокентия, епископа Нижнетагильского и Серовского с 22 по 25 мая состоялся традиционный сплав-паломничество по реке Тура, приуроченный ко 2-му обретению мощей св. праведного Симеона Верхотурского. Сплав-паломничество по Туре – это прекрасная возможность семейного, общинного единения; возможность соприкоснуться с благодатью молитвенного подвига Уральского Праведника.

Рекой Праведного Симеона паломники храма во имя св.ап. Иоанна Богослова г. Верхняя Салда сплавляются уже шестой год. В июне-июле паломников на реке бывало до 40 человек. В этом году впервые мы отправились в мае. Желающие плыть в Меркушино были, но возможности многих паломников были ограничены учебным годом и рабочими буднями, поэтому группа паломников получилась небольшая – всего 10 человек.
Наш паломнический маршрут начался у св. мощей уральского праведника Симеона Верхотурского. Помолившись на Божественной литургии Николаю Чудотворцу в мужском Николаевском монастыре града Верхотурья, мы поспешили в женский Покровский монастырь, что находится вниз по течению Туры. Приложившись к главным святыням Покровского храма – мощам Косьмы юродивого и иконе Божией Матери «Умиление» все паломники собрались на берегу реки у автомобильного моста через Тура. Здесь все занялись подготовкой катамарана и лодки для дальнейшего путешествия по святым местам Уральской земли. Вскоре все было готово: и средства передвижения, и горячий чай для обеда, приготовленный на газовой горелке. Побеседовав с местными жителями и помолившись, мы наконец начали свой сплав. Погода установилась солнечная, гулял теплый летний ветерок, а вокруг открывались замечательные картины уральского края. Тура была спокойна и величава. Акафист Св.Николаю Чудотворцу, читаемый паломниками в пути, звучал как-то особенно проникновенно.

3

Через 3 часа речного пути на правом берегу показались несколько деревянных домов. Это деревня Заимка. Обменявшись впечатлениями с сидевшими на берегу рыбаками, плывем дальше. Большой отрезок пути совершенно безлюден. Тишина и спокойное течение Туры располагает к молитве. Снова читаем и поем акафист св. прав. Симеону. День клонится к закату, выбираем место ночлега. Вскоре отыскалась отличная стоянка на правом берегу Туры среди берез и цветущей черемухи. Дружно готовим и также дружно поедаем ужин. Неожиданно загремел гром, и молния рассекла небо. После дождя хочется посидеть у реки, напитаться тем молитвенным уединением, что так ценил на Туре Уральский Праведник.

New_Image

Второй день паломничества связан с замечательным храмом с. Красногорское. Село Красногорское стоит на паломническом пути из Верхотурья в Меркушино. Оно располагается на правобережье реки Туры, примерно в 20 километрах к востоку от Верхотурья. Сельская застройка охватывает три разновысоких мыса с крутыми склонами. Рельефные формы мысов обращены на просторы речной долины реки Туры и, тесня друг друга, зрелищно просматриваются с низких точек трактового пути. Дорога от реки начинает взбираться по достаточно крутому склону и выходит к церкви Нерукотворного образа Христа Спасителя (1810 г.) и Спасской часовне (1904 г.). Церковь и часовня, поставленные диагонально, находятся в центральной части села. При Красногорском храме имеется древний Нерукотворенный образ Спасителя, который явился в давнее время. О явлении этого образа существуют два предания. По первому преданию, образ явился одной слепой девице, мывшей белье на реке Туре, когда река эта протекала еще вблизи самого села. Слепая, промывая белье, вынуждена была отталкивать что-то ей мешающее и никакими усилиями оттолкнуть не могла. На просьбу её о помощи явились люди, увидели икону, но взять не решились. Непринятый образ поплыл вниз по течению, до деревни Паршиной, где тоже, вероятно, не решились принять его. Образ снова возвратился в село Красногорское. Но не взятый с реки и на этот раз, образ поплыл вверх по течению до дер. Торговой Горы, а оттуда опять, уже в третий раз, возвратился в село Красногорское, где, наконец, жители села приняли его с подобающею ему честью. Другое предание повествует о явлении образа иначе. В 1683 году случился пожар в деревянной Свято-Троицкой церкви Верхотурья, на месте которой сегодня над городом возвышается величественный каменный собор. Огонь беспощадно уничтожал святые образа. Но верующие успели вынести многие из них к стенам Верхотурского Кремля, расположенном на крутой скале на берегу р.Туры. Одна из спасенных икон — образ Спаса Нерукотворного, вынутого из иконостаса – упала в реку и плыла по течению до Красной Горки. Промыслительно, она найдена на берегу недалеко от храма Спаса Нерукотворного. С того времени святой образ бережно хранится прихожанами села.

New_Image(1)

Здесь, в этом храме, находится и мироточивая Ярославская икона Пресвятой Богородицы, которая является списком с чудотворной иконы, явленной Пречистой Богородицей в эпоху татаро-монгольского ига.

Накануне праздника Рождества Пресвятой Богородицы в 2005 году храмовая Ярославская икона Божией Матери икона замироточила. Перед нею был прочитан акафист и совершен молебен. Ныне с разных концов России приезжают многочисленные паломники к мироточивому образу, чтобы помолиться Царице Небесной, которая слышит искренние молитвы, с верой обращенные к ней, и подает просимое.

Выйдя из храма, паломники с удивлением увидели на траве целые сугробики красивого града. Пока бушевала уральская непогода в виде грозы, града и жуткого ливня, Господь оберегал нас под крышей дома Своего. Полюбовавшись удивительными бусинами града, поблагодарив Господа, мы поплыли дальше. К вечеру второго дня, часов в 18, следующая остановка в селе Усть-Салда. Каменный однопрестольный храм в честь Святых Апостолов Петра и Павла был возведен в Усть-Салде в 1893 году. Он был построен на месте одной из остановок святых мощей праведного Симеона Верхотурского, при их перенесении из Меркушино в Верхотурье в 1704 году. В 1932 году церковь была закрыта богоборческой властью, и до самого последнего времени в здании размещался местный клуб.

118

Легенда гласит, что в 1881 году в деревне Усть-Салда Верхотурского уезда жила девица Устинья, 29-ти лет от роду. Лицо ее было обезображено, поскольку еще в раннем детстве она переболела оспой. Много озлоблений и скорбей терпела Устинья от своих односельчан. Но за насмехавшихся и злоречащих ее девица молилась, ибо в общении с Богом находила она утешение, и нрава была кроткого, тихого. Ровесницы Устиньи давно повыходили замуж, а она почти потеряла надежду обрести земное супружеское счастье.

Храма в Усть-Салде не было и Устинья в воскресные и праздничные дни ходила за 17 верст в село Меркушино помолиться Святому Праведному Симеону, которого с детства особо почитала. Старалась Устинья, подобно ему, терпеливо и кротко нести свой жизненный крест. Как-то раз пошла она на реку полоскать белье. В селе в это время играли свадьбу. До Устиньи доносились звуки свадебного веселья. Заплакала она и горячо помолилась Праведному Симеону. В этот момент кто-то окликнул ее. Она подняла глаза. Перед Устиньей стоял человек в синем кафтане, в лице которого она ясно узнала черты Праведного Симеона, виденные ею на иконах. Святой наказал ей отслужить молебен Святым Апостолам Петру и Павлу и в течение 40 дней читать их Святые Послания. Сказав это, он исчез.

В ближайшее воскресенье Устинья в Меркушинском храме отслужила молебен Свв. Апп. Петру и Павлу и с тех пор неукоснительно соблюдала весь наказ Праведного Симеона. Место же у реки, где произошла чудесная встреча, Устинья посещала каждый день. Здесь она молилась и читала Священное Писание. Прошло две-три недели. Девица по обычаю спустилась к реке, на ставшее для нее привычным место молитвы. Вдруг она услышала тихий оклик. Обернувшись, увидела перед собой молодого барина, который, совершая обход поместья, уже не первый вечер наблюдал за ее молитвами у реки. Он заговорил с Устиньей и она, не скрывая, поведала о своей чудесной встрече с Праведным Симеоном. Долго беседовал помещик с Устиньей. Добрая кроткая девушка пришлась ему по нраву. Он поражен был ее внутренней красотой и ежедневно стал приходить на берег для беседы и совместной молитвы. Они полюбили друг друга и вскоре повенчались.

121

Жили супруги дружно и благочестиво. Теперь уже вместе ездили из Усть-Салды в Меркушино по воскресным дням и по большим праздникам, ибо очень почитали Праведного Симеона. Старались, сколько возможно, облегчить участь крестьян. Странникам и монашествующим давали в своем доме приют и пищу. Лишь одно обстоятельство омрачило их супружескую жизнь – отсутствие детей. Барин молился о рождении ребенка и дал обет Богу, что построит в Усть-Салде храм и устроит купель на месте явления святого праведного Симеона.

В 1886 году, ко всеобщей радости, у них родился первенец. В это же время, из Верхотурья в Меркушино для освящения храма в честь Святого Праведного Симеона, ехал епископ Екатеринбургский и Ирбитский Нафанаил, к которому и вышли все жители Усть-Салды во главе со своим барином, просить архиерея о закладке храма. Епископ, осмотрев место предполагаемого строительства и заготовленные материалы, благословил закладку первого камня. Через 6 лет, в 1893 году, храм был освящен в честь Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла.

В ознаменование чудесной помощи Праведного Симеона в строительстве Храма устроена была купель на месте чудесного явления Праведника. Страждущие неустроенностью личной жизни, различными недугами и бесплодием получают благодатную помощь и исцеляются, омываясь в Святых ее водах.

Дождик уже застал нас на реке. Воспользовавшись временным затишьем, мы разбили лагерь. Вторая стоянка была выбрана на правом берегу Туры, неподалеку от села Костылева, где расположен мужской монастырь. Едва мы успели оборудовать стоянку, как начался дождь. Укрепившись молитвой, мы занялись приготовлением пищи. Настроение у всех было радостное от впечатлений дня. Сидя у костра, укрытые от дождя тентом, мы обменивались своими мыслями.

New_Image(2)

Днем третьего дня мы доплыли до благословенного камня –места уеденной рыбалки Симеона Верхотурского. По дороге из Верхотурья в Меркушино у камушка Симеона Верхотурского, где по преданию он рыбачил, находится деревянный храм Всех Святых Урала и Сибири.

В XIX веке рядом с местом, где рыбачил Симеон, была построена часовня, но большевики ее уничтожили. А в 1997 году здесь возвели красивый поклонный крест, в 2005 году построили деревянный храм в честь всех святых в земле Сибирской просиявших. Ежегодно, во время паломнического сплава, мы читаем акафист Симеону Верхотурскому на этом святом месте. Здесь особенно остро чувствуешь, что сюда едут люди со всей России, главным образом для того, чтобы обрести гармонию физического и духовного состояния. Около 15 часов мы доплываем до села. Это конечная остановка нашего маршрута, жемчужина уральской земли — село Меркушино. В 1886 г. на месте обретения мощей св. Симеона был возведен небольшой Свято-Симеоновский храм, который светлой просторной галереей соединялся с величественным собором в честь Архистратига Божия Михаила.

12

Вечером 24 мая все были на вечернем богослужении в Свято-Симеоновском храме, исповедались.

А праздничным утром все –на раннюю божественную литургию. Незабываемое богослужение. Пение клира женского монастыря, какое-то особое состояние соборной молитвы, единение… непередаваемое состояние. Домой все ехали уже немного уставшие, но довольные.

Братья и сестры! Приглашаем всех пройти благодатным душеспасительным паломническим маршрутом «рекой Праведного Симеона». Паломнический отдел Духовно-просветительского центра «Сретение» г.Верхняя Салда готов организовать сплав по Туре для желающих – звонить по т.89045429273. Помощи Божией Вам и покровительства Уральского Праведника Симеона Верхотурского!

Елена Глазова, Духовно-просветительский центр «Сретение» г.Верхняя Салда

Репортажи | 26 мая 2014

Вам может быть интересно: