Протоиерей Иоанн Брагин: «Нам никогда не хватает времени, чтобы научить детей Закону Божьему»
31 августа в Свято-Троицком кафедральном соборе состоялся молебен на начало учебного года. После молитвы со словом к собравшимся обратился настоятель собора, протоиерей Иоанн Брагин.
Сегодня родители, начиная обучать своих детей, которые еще в совсем еще юном возрасте, стремятся отвести их по различным развивающим центрам, то есть наблюдается стремление научить их английскому языку, научить, чтобы они танцевали и так далее. Но ни в коем случае не научить своего ребенка Закону Божьему, на это никогда нет времени.
Потом, когда дети подрастают, родители ведут их в школу. Смотрят снова: какая это школа? Им важно, чтобы там опять же качественно изучали математику, английский, другие научные предметы, чтобы сама школа была очень хорошая. Но опять же не обращают внимания на то, чтобы их ребенок научился Закону Божьему. И вот, когда этот ребенок вырастает — умный, замечательный, но безбожник. Мало того, он потом вырастает, учится, начинает занимать государственные посты, а мы спрашиваем: «Почему жизнь у нас так плоха»? Мы ропщем, что вокруг люди порою бесчестные, что вокруг коррупция и преступность.
Раньше если человек упадет, все просто пройдут мимо. Сейчас все немного изменилось: бегут в карманах пошарить, а вдруг, что перепадет… Но уже давно нет такого, чтобы нашлось много людей, (есть, конечно, но совсем мало), которые, видя беду ближнего, спешат к нему на помощь. Потому что сердце остыло, сердце окаменело, и чего же иного ждать, если с самого раннего возраста не научили самому главному – Закону Божьему.
Научить дитя вере — самое главное, потому что, чем умнее человек, чем он более образован человек, но при этом он циничен, немилосерден и себялюбив, то чем больше он знает, тем хуже всем остальным. Потому что тем больше он будет надмеваться и более изощренно издеваться над окружающими, с особым цинизмом.
Иное мы видим, когда в человеке с детства сумели воспитать любовь к Господу, сумели воспитать в нем то, что необходимо жить по заповедям Божьим. И вот тогда те знания, которые получает человек, пойдут на благо ему. Потому что само движение сердца будет направлять этого человека на то, чтобы помочь, протянуть кому-то руку помощи, чтобы остаться человечным.
И вот тогда действительно мы видим благо и процветание. Иначе же мир превращается в какой-то такой предбанник преисподней. Что, вы думаете, что бесы малообразованны, что они мало знают чего? Они много чего знают. От этого беды и больше, потому что тем изощреннее они искушают и злодействуют. Поэтому самое важное — с детства воспитывать так, чтобы ребенок, возрастая, не стал, бесом во плоти, а чтобы остался человеком добродетельным. Именно на воспитание ребенка мы должны потребить все свои силы. Но не так, как это нередко происходит, особенно у нас, людей православных, — ущипнуть, дать затрещину или поставить на поклон…. Это неприемлемые для христианина методы, потому что любить другого человека, означает любить его всего, в том числе с его недостатками, и недостатки с терпением и любовью врачевать. Если в твоем ребенке изъяны, значит, корень этих изъянов ты сам, ты не дал доброго примера, ты не уделил времени, чтобы воспитать свое дитя, и теперь пожинаешь плоды. Это происходит в силу того воспитания, которое ты привнес.
Конечно, сейчас очень много искушений, но мы помышляем так: запрещу ему телевизор, запрещу ему компьютер или еще что-то, и тогда ребенок вырастет хорошим человеком. Ничего подобного, запретный плод всегда сладок. И когда дети из тех самых семей, которые запрещают, приходят к друзьям и добираются до телевизора, до компьютера, они все глотают с большой жадностью, не разбирая ничего. А нужно воспитать иммунитет к злу, чтобы ребенок, включив этот самый компьютер, сам решил: вот на этот сайт я не зайду, потому что это плохой сайт. А вот этим воспользуюсь, потому что он несет действительно какое-то знание, большую пользу.
Нет плохих вещей, просто люди не умеют ими пользоваться. Ножом, которым человек режет хлеб, чаще всего совершаются убийства. Не боевым, не охотничьим ножом, а именно тем, которым люди режут хлеб. Одну и ту же вещь моно употребить и во благо, и во зло. Так вот нужно научить, ребенка пользоваться всем, но использовать это умение во благо.
Апостол Павел говорил: «Все можно, но не все полезно». Родители должны добиться, чтобы от неполезного ребенок отстранялся сам, чтобы у него был внутренний протест против зла, и в то же время, чтобы он стремился к познаванию, развитию своего разума. В нем должна быть душевная мягкость, чтобы он, видя человека в беде, стремился помочь ему, чтобы действительно вырос добрым христианином. И только тогда мы можем в конце своей жизни сказать себе, что мы не зря прожили эту жизнь. И что мы с чистой совестью идем к Творцу своему, когда мы знаем, что за детей, которых мы вырастили, не стыдно перед Творцом и перед ближним. А иначе, с каким сердцем ты отправишься в мир иной, видя гибель духовную собственных детей?
Все начинается с самого маленького возраста. Нам нужно, чтобы дети от самой юности своей воспитывались в Законе Божьем. Конечно, они подрастут, у всех них есть подростковый период. В этот период они становятся невозможными, некоторые доходят даже до крайней степени греховности. Но беда тому ребенку, который попал в эту бурю страстей моря житейского и грехов, не знает, где пристанище, не знает, куда отправиться. Хорошо было Блаженному Августину, когда он попал в компанию дурных друзей, и совесть его призывала: «Ты что-то делаешь не так». Тогда он бросался перед образом и говорил: «Господи, дай мне целомудрия», а потом поднимался и говорил: «Но только не сейчас». А вот молитвы его матери и воспитание с детства вере Христовой дали ему тот маяк, который привел его в нужную для него гавань, и мы знаем Августина как одного из величайших учителей Церкви.
Мы видим, что когда мы заложили в ребенка что-то с самого его детства, то знаем, что в какие бы обстоятельства он ни попал, он знает, куда вернуться. Блудный сын знает путь к Отцу своему Небесному, знает, куда можно прийти и сказать: «…я недостоин больше называться сыном Твоим…». Но горе тому ребенку, который этого не знает, куда ему идти и от этого впадает в уныние и гибнет, а все потому, что мы ему не дали ему искренней веры.
Обратите внимание, что Христос говорил о детях: «Пустите их ко мне, таковых есть Царство Небесное». Представим, что кто-то сказал бы: «К нам Христос идет». Мы бы все посмотрели на него и сказали: «Да ты что, не здоров, что ли?». Но дети радостно побежали бы встречать Господа. Христос говорил: «Таковых есть Царство Небесное. Будьте как дети». А у нас, к сожалению, не хватает этой детскости, любви, открытости в вере. Слишком много в нас прагматизма, скептицизма и всего прочего.
И вот сегодня мы собрались здесь, и все мы, конечно, молимся за наших детей, чтобы действительно научить дитя наше с детства искать ни славы, ни золота, но как Соломон искать премудрость. Конечно, через простую учебу мы можем достичь знаний, возможно даже мудрости, но премудрости мы никогда не достигнем, если ее нам не дарует Господь. А Господь ее нам дарует только в одном случае — если мы будем сеять любовь к Творцу нашему. Аминь.