Проповедь в день памяти небесного покровителя Нижнего Тагила
В минувший четверг, 12 марта, в Вознесенском соборе Скорбященского женского монастыря состоялось праздничное богослужение приуроченное ко дню памяти небесного заступника и покровителя Нижнего Тагила — священномученика Сергия Увицкого, Нижнетагильского. Литургию Преждеосвященных Даров в этот день возглавил Преосвященнейший Евгений, епископ Нижнетагильский и Невьянский, в сослужении городского духовенства.
Проповедь перед причастием произнёс священник Алексий Бессонов — руководитель Епарпхиального миссионерского отдела и духовник Православной гимназии во имя святого благоверного великого князя Александра Невского.
«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня мы вспоминаем новомученика Сергия, который ходил по этой земле. Он ел ту же пищу, что едим и мы. Он одевался в одежды, которые одеваем и мы. Он жил в домах, которые до сих пор стоят. Нам всегда хочется сказать: мы не святые, мы молимся, трудимся, но куда нам до них! Святые новомученики говорят нам: «Мы были такие же, как вы». Еще апостол Иаков, когда ему говорили: «Какие же мы святые», – просто молился, и небо заключилось, и не было росы и дождя на земле несколько лет. И паки помолился, и небо дало дождь.
Священномученик Сергий такой нам близкий. Иногда люди спрашивают: какой их подвиг, как они жили? Чудес великих не сотворили. Величайшее чудо, когда, казалось бы, весь мир рушится, когда рушатся устои, – он говорил проповеди. Ему много раз запрещали проповедовать, но его позиция была такова: «Я не могу молчать, потому что огонь, который внутри меня горит и обжигает меня, это Слово Божие. Поэтому я говорю».
В восьмой Песне канона мы слышим об отроках, которые были брошены в печь: «Любовию более опаляеми», нежели огнем, который был вокруг. Они пели Богу. Эта любовь к Господу была настолько горяча, что огонь, который был вокруг них, их не обжигал.
Когда священника Сергия Увицкого спрашивали о контрреволюционных целях его проповедей, он говорил: «Я не об этом. Я говорил о том, что мир стал меняться. Мы, христиане по факту крещения, не соответствуем христианству. Наша жизнь изменилась. Семьи разрушаются. Дети не почитают старших. Мы забыли, что такое молитва. Мы забыли, что такое благодарение. Милосердие забыто. Процветает грабеж». Когда читаешь слова священномученика, он становится нам дорогим и близким, потому что он говорит те вещи, которые может сказать каждый из нас.
Но сказать и стоять до конца – это его отличительная черта.
Кто меня разлучит от любви Божией? Скорбь, теснота, болезни, гонения, глад… Наша вера испытывается страданием.
Святой Паисий Святогорец говорил: «От чего молитва становится настоящей? От страданий». Когда то, что ты говоришь, ты должен пережить. Легко рассуждать, когда само государство и все общество говорит о тех же идеалах, что и ты. Но когда весь мир встает против этих идеалов, ты не только говоришь, ты живешь этим. Старец Паисий говорит, что сначала появляется внутреннее страдание от беззакония, от того что твои духовные чада погибают, от того что народ грешит, от того что разрушается Церковь Божия, от того что люди становятся предателями Бога. А потом от этого страдания рождается настоящая молитва. А потом эта молитва подтверждается твоей кровью – ты становишься мучеником.
Такой близкий нам человек. И нет нам оправдания, когда мы забываем, что такое пост. И нет нам оправдания, когда мы оставляем молитвенное правило. Потому что по этим улицам ходил святой человек. И теперь мы не может сказать, что у нас другая обстановка. Этот край не создавался подвижниками. Сюда приходили люди, чтобы работать на заводе, что зарабатывать деньги. В музей зайдешь – вам расскажут, как здесь люди ра-бо-та-ли. Но этот край создавался и святыми, такими как священномученик Сергий Увицкий. На этой земле люди и музыку, и картины писали. В них было что-то такое, чего нам не хватает. Сергий Нижнетагильский светит нам этим светом, что должно засветиться и в нас. Когда не было поста, его община постилась, чтобы сохранить Выйско-Никольский собор. Люди молились, чтобы укрепиться. Когда мы смотрим на этого святого, у нас рождается образ всех святых. Его дети свою жизнь посвятили Церкви. Мы знаем, что одна из его дочерей – Нина – была матушкой и отошла ко Господу вместе с батюшкой Григорием в один день. Мы знаем, что у отца Григория батюшка тоже достиг святости – священноисповедник Ардалион. Святость притягивается к святости. Она создает некий образ. Именно об этом говорил преподобный Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи».
Мы – наследники священномучеников. Один философ сказал: «Вся наша история стоит на гигантах, которые жили до нас». Наша Церковь стоит на героях духа. Если бы их не было, не было бы нас. Если бы они не показали свою веру и любовь к Богу, нас бы сейчас не было. Мы были бы зданием без фундамента. Мы стоим на их плечах. Поэтому наша дорога выстелена и виден конец пути. Мы видим нашего Владыку, у Которого пробиты руки и ноги, а рядом с ним сонм святых, среди которых священномученик Сергий. Он стоит и ждет нас. По этой дороге прошли многие, поэтому нам уже легче, если мы воспримем их опыт, нам легко увидеть этот Свет. Свет Христов просвещает всех!»
12 марта 2020 г.
Скорбященский женский монастырь