Проклят или спасен?
8 декабря в библиотеке Скорбященского женского монастыря состоялось четвертое заседание приходского киноклуба.
Для просмотра и обсуждения был предложен фильм «Голгофа», снятый в 2014 году англо-ирландским кинорежиссёром и сценаристом Джоном Майклом Макдонахом. Кинокартина повествует о сельском католическом священнике, которому прихожанин в исповедальне сказал, что убьёт его через неделю. Завязка вполне интригующая, остро ставящая вопрос о цели и смысле жизни. Чем будет наполнена жизнь приговоренного к смерти? Как он будет «сводить дебет с кредитом» – приводить в порядок свои земные дела?
У психологов, работающих с подростками, есть такой тест: они просят нарисовать, как бы ты провел свой последний в жизни день, если бы узнал, что завтра умрешь. Такой рисунок представляет ценности и смыслы человека, с которыми далее проводится работа.
Нечто подобное мы наблюдаем в сюжете фильма. Казалось бы, отец Джеймс живет обычной жизнью: служит у престола Божия, молится, ловит рыбу, кормит своего пса, гуляет по берегу моря, беседует с дочерью, алтарным служащим, епископом, навещает свою паству. Впрочем, он честно исполняет долг священника. Ничего похожего на переживание, панику, страх… Однако внутри него идет нешуточная работа, которая, как описал в XIX веке Ф. М. Достоевский, заставляет человека со всей тщательностью выполнять повседневные, привычные дела. Отец Джеймс обсуждает эту ситуацию с епископом, который намекает ему обратиться в полицию, строя рассуждение о том, каялся человек или нет. Была ли исповедь? Если не каялся, а угрожал, то… можно поступить в соответствии с законом. В этом весь лукавый Запад, исполняющий его букву. Впрочем, выбор остается за отцом Джеймсом.
Во время обсуждения фильма участники киноклуба много рассуждали о католическом сознании, говорили о восприятии западной христианской культуры, религиозности. Каким образом Запад пришел к такому состоянию? Что повлияло на этот процесс оскудения веры? Было замечено, что в фильме ни разу не названо имя Христово, хотя в самые напряженные моменты повествования появляется Распятие как мерило вещей.
Важный сюжетный узел – отец Джеймс берет у полицейского пистолет. Казалось бы, решение найдено? Но… духовные причинно-следственные связи – это всегда достойно внимания художника. После этого «мысленного преступления» погибает его любимая собака и сгорает храм. Это глубоко символично: в нем никто не нуждается. Во времена апостасии посещение храма становится привычкой, подобной умыванию по утрам и посещению бара, а причастие энного количества прихожан – инфоповодом наряду с автоаварией с определенным количеством пострадавших и задержкой авиалайнера по причине нелетной погоды. Явственно видно, что утрачено чувство священного, нет веры, люди равнодушны к добру и злу… Мы увидели на экране причащение прихожан, но не увидели исповеди (то, что выдается за исповедь, является по сути посещением психолога), поэтому не удивительно, что в среду от поджога полыхает костел.
По мнению психолога Э. Кюблер-Росс, работающей с умирающими в онкологической клинике, основу сценария фильма «Голгофа» составили пять стадий принятия смерти: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие. Действительно ли это так? Через их постижение зрителям открылся смысл названия фильма. «Голгофа»… После срыва, случившегося в пятницу, отец Джеймс решает улететь в Дублин, но возвращается, встретив в аэропорту Терезу и увидев гроб её мужа, который женщина хочет увезти в Рим к родным. К нему приходит понимание, что ЭТО ЕГО ГОЛГОФА, а ОН БЕЖИТ ОТ КРЕСТА. При всей порочности содержания фильма в нем со всей остротой поставлен вопрос об Евангельской искупительной жертве. «Сойди с креста!» – твердят герою бесенята, но ему надо твердо сказать: «Прости им, Отче, ибо не знают, что творят». Дело же не в одном убийце. Чего стоит грубость отца девочки, с которой невинно болтал отец Джеймс.
Невольно возвращаешься в завязке кинокартины: прихожанин делится с Джеймсом своими размышлениями о том, что на гибель плохого священника никто и не обратит внимания, тогда как убийство хорошего может заставить общество задуматься. Так ли это? Финал открыт… В эпилоге показываются персонажи фильма, за минувшую неделю, будем надеяться, изменившиеся благодаря Джеймсу.
Фильм «Голгофа» интересен типажами. Никто ни в чем не раскаивается и уверен, что живет, как надо жить.
В фильме много грязи и разврата, перед зрителем проходят все формы содомских пороков. После его просмотра возникает ужасное ощущение. Кажется, что в мире нет ничего светлого и доброго. Кажется, что нет ни веры, ни надежды, ни вечности. Кажется, что проповедь бессмысленна … Нет, это не так. Что-то человеческое осталось в искренне верующей жене погибшего водителя Терезе, в дочери священника Фионе, хотя и пытавшейся свести счеты с жизнью.
Накануне «часа икс» в телефонном разговоре с дочерью отец Джеймс говорит: «В наше время мы слишком много говорим о грехах и совсем не уделяем внимание добродетели…» Поставлен вечный вопрос: какая добродетель является главной? Очевидно, это самая трудная добродетель, рождающаяся из преодоления своей самости, – ПРОЩЕНИЕ.
Эпиграфом к фильму Д. М. Макдонаха «Голгофа» являются слова блаженного Августина:
«Не отчаивайся, один из воров был спасен.
Не обольщайся, один из воров был проклят».
Жизнь человека колеблется между этими состояниями «не-отчаяния» и «не-обольщения».
Мысли участников киноклуба записала В. Чемезова
Скорбященский женский монастырь