Престольный праздник встретили прихожане храма св. Дмитрия Донского Нижнего Тагила
1 июня, в день памяти св. блгв. вел. кн. Дмитрия Донского, престольный праздник отметили прихожане нижнетагильского храма в честь этого святого. Праздничное богослужение возглавил прот. Иоанн Брагин, настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора, бывший настоятелем этого храма в течение десяти лет с момента его основания. Ему сослужило духовенство храма.
Перед причастием о. Иоанном была произнесена проповедь, в которой священник обратился к великому подвигу святого благоверного князя.
«Очень многие люди, рассуждая сегодня о событиях того времени, высказывают такую точку зрения, что великий князь Дмитрий Донской был человеком крайне нерешительным. В действительности, князь до последнего момента не хотел отправляться на Куликово поле, но в нерешительности ли заключается это нежелание? Как только мы попытаемся усомниться в мужестве князя, стоит просто вспомнить, что в день битвы он сменил свои княжеские доспехи на простые воинские и встал в первых рядах, то есть среди тех людей, которые чаще всего ценой своей жизни ослабляли первый, самый мощный, натиск врага. После боя князь был найден тяжелораненым, буквально погребенным под телами убитых людей, то есть в его мужестве сомневаться не приходится.
Причину княжеской нерешительности мы без труда обнаружим в его разумности и даже мудрости, если обратим внимание, с какими силами пришлось выступить князю против татар. Из кого состояло 150-тысячное войско Дмитрия Донского, выступившее против 180-тысячного войска Мамая? Много ли князей пришли на помощь со своими дружинами, состоящими из профессиональных воинов? Нет, совсем немного, и войско, которое находилось в распоряжении князя, состояло главным образом из ополченцев, которые еще вчера были пекарями, кузнецами, плотниками, чтецами или звонарями и были вооружены чем придется. В противовес этому войска Мамая состояли в основе своей из профессиональных солдат и наемников, которые всю свою жизнь посвятили воинскому искусству. Рассуждая категориями разумности, было полным безумием выходить на бой с такими силами.
В своей нерешительности князь Дмитрий отправился к прп. Сергию Радонежскому, который и благословил князя на эту битву. Именно вера в милость Божию и Его помощь, вера в то, что прп. Сергий – действительно святый Божий и через него говорит Святый Дух сподвигла князя выйти и победить врага. Здесь князь Дмитрий уподобляется Пресвятой Деве, которая смиренно отвечает архангелу «Да будет по глаголу твоему» и Аврааму, отцу всех верующих, которые вопреки разуму человеческому верят Богу и каждый одерживает свою победу.
Победа на Куликовом поле была крайне важна для всей дальнейшей русской истории. Мы понимаем это еще лучше, находясь в этом храме, в окружении икон и фресок, которые призваны соединить современного человека с эпохой Дмитрия Донского. Князь Евгений Трубецкой, известный исследователь, говорит о том, что Куликовская битва была важнейшим водоразделом русской истории, который очень ярко выразился в иконописи. Если до этой победы русская икона несла главным образом скорбь и печаль, а самые распространенными были изображения Распятия, Успения Богородицы, Николая Чудотворца – великого заступника всех несправедливо обижаемых и гонимых. Лики, даже русских святых, писались по-гречески, с греческими чертами. Все храмы на иконах были греческими. Люди тогда считали, что где-то далеко, за морями есть великие святые, цари и полководцы, величественные храмы и счастливое мирное житие, а на Руси только скорбь и плач.
После поля Куликова появляется икона с «русским лицом». Начинают писаться русские святые с русскими ликами, на иконах появляются русские храмы и даже у Спасителя появляются русские черты. Куликовская битва дала самое важное: русский человек понял, что ему не надо ходить за моря. У него и здесь есть такие великие святые, как прп. Сергий Радонежский, великие правители и полководцы, как вел. кн. Дмитрий Донской, великие святители, как Алексий Московский. Именно с этого момента начинается русский ренессанс и формирование великой и самобытной русской цивилизации, наследниками которой мы и являемся.
Наверное, мы не во всем являемся достойными наследниками, многое надлежит вспомнить и восполнить, многое – исправить. Но прямо сегодня надо вспомнить самую простую и вместе с тем главную для каждого христианина вещь. Именно вера помогла святому князю одержать победу вопреки человеческому рассуждению. Мы же не можем сделать самого простого – мы не можем поверить Богу. Мы прекрасно знаем, что есть Слово Божие, выраженное в Его Заповедях, но поверить, что это единственный для нас путь – не можем. Мы не верим Богу, что, если начнем жить по Заповедям, все будет у нас хорошо. Не верим в Его благодатную исправляющую и исцеляющую силу.
Вот оно, наше Куликово поле, на которое мы отказываемся пойти. Здесь мы обязательно встретим Врага-искусителя, который, подобно Челубею, будет заключен в броню наших немощей и страстей. Чем же сокрушить эту необоримую силу? Воин-схимник Александр Пересвет дал нам ярчайший образ: молитва – наши доспехи, дела жертвы ближнему – наше оружие, а венчает все это вера в Господа, в Его неизреченную милость, которая дарует нам саму главную победу – победу над грехом. Плод этой победы – наше спасение. Аминь».
По окончании богослужения выпускникам Воскресной школы при храме были вручены свидетельства об окончании и дипломы за активное участие в жизни прихода.