Преосвященный Евгений совершил ночное богослужение в Скорбященском женском монастыре
11 февраля 2019 года, в канун дня празднования Собора вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, Преосвященный Евгений, епископ Нижнетагильский и Невьянский, совершил Всенощное бдение в Скорбященском женском монастыре Нижнего Тагила. Его Преосвященству за богослужением сослужили секретарь Управляющего Нижнетагильской епархией иерей Григорий Елохин, благочинный Монастырского округа Нижнетагильской епархии иеромонах Евфимий (Репьёв), клирики Скорбященского женского монастыря. За богослужением молилась настоятельница монастыря игумения Мария (Сташевская) с сёстрами.
А в полночь, 12 февраля, в день празднования Собора вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, Владыка Евгений совершил Божественную литургию в Скорбященской женской обители.
Проповедь по запричастном стихе произнёс клирик Скорбященского женского монастыря иерей Алексий Исмагилов.
По окончании Литургии, Преосвященный Евгений, с сослужащим духовенством, совершил чин славления поминаемым святителям, после чего обратился к верующим со словом, в котором отметил душеполезное качество ночного богослужения.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня для нас большая Божья милость. И каждый из нас постарался принести Богу посильную жертву: и время своей жизни, и время ночное, которое обычно протекает в спокойствии и тишине, посвятить Господу. Святые угодники Божии опытно знают, что плохо и что, наоборот, сильно помогает в жизни для спасения, а что слабо помогает, а что вообще мешает. Если человек ночью, в тишине возносит свои молитвы в искренности, простоте, в правде, в покаянии, они доходят до престола Божия. Такие молитвы угодны Богу. Они проявление нашей любви к Нему.
Когда совершается память трех святителей, кто-то обращает внимание на то, что каждый день в Церкви поминаются их имена: мы совершаем службу или святителя Иоанна Златоуста, или Василия Великого, и молитвы утреннего и вечернего правила и правила перед причастием тоже сложились в сердце этих святых угодников.
Не все было просто и гладко в те времена, когда они подвизались. Мы иногда говорим: раньше было проще спасаться! Все были верующие. Это не так. В те времена, когда будущие святители жили, были, конечно, верующие, но во что верующие? В головах была такая каша, такой винегрет вер, что определиться, какая вера спасительная, какая губительная – было очень непросто.
Отдельно надо сказать о Василии Великом и Григории Богослове. С одной стороны, они родились и воспитывались в христианской среде, но обучались они в среде не христианской. Они изучали науки классической школы. Курс философии IV века – это изучение учений Аристотеля, Сократа, Декарта, Диогена и прочих очень интересных людей. Это все были язычники. Жили они, во-первых, до пришествия Христова, во-вторых, вне богоизбранного народа. Они были одарены Богом, искали истину. В суете человеческого разума нашли они не все. Записали, запомнили, научили этому детей.
В таком училище, как бы мы сегодня сказали, в классе учились и будущий святитель Василий, и будущий святитель Григорий, и вместе с ними за партой сидел еще один юноша – будущий император. То, что было заложено в семье, то, что было вымолено родителями, дало свой росток. Слушая, изучая мудрейшие слова, постигая высоту человеческого сознания, преломляли их будущие святые мужи через христианское научение, которое получили в семье. Результатом такого учения стало то, что мудрость, самым тщательным образом изученная, была положена к стопам Христовым. Святитель Василий принял крещение, потом монашеский постриг. И сложил высоту христианского сознания на основании языческой мудрости, которой жил тогдашний мир. Его одноклассник не был укоренен в благочестии и поэтому отступил от христианской веры. Есть переписка императора с Василием Великим, в которой он старается уколоть, ущипнуть святителя, желая защитить свое языческое мудрование. Он погиб совершенно никчемной смертью, и жизнь его стала, несмотря на блеск и великолепие его дворца, свидетельством о пустоте. Если пусто в сердце, если нет Бога и в голове, жизнь будет суетной, каким бы олигархом ты ни был.
Василий и Григорий подвизались в монашеском подвиге, приняли священный сан. Они даровали нам очень много. Чтобы понять, какие правила христианской жизни (жизни монашеской, традиции богослужения и др.) составил святитель Василий, уместным будет сравнение с правилами дорожного движения. Что такое составить правила?
Когда мы со службы пойдем, каждому придется перейти через дорогу, где движение, машины ездят туда-сюда. Представить даже страшно, если бы правила дорожного движения забыли и ГИБДД, и судьи с прокурорами, и водители, и простые пешеходы. Но идти и ехать все хотят. Будет смерть вокруг нас, будут люди гибнуть. Хаос, отсутствие принципов движения, договоренности приведут к страшным последствиям. Нет смысла в том, почему водители едут или стоят, обгоняют другие машины, пешеходы идут или стоят. Мы часто сетуем на придуманные правила, но они упорядочивают движение на дороге. Так и правила христианские приводят в гармонию нашу жизнь. Правила дорожного движение не идут ни в какое сравнение с теми духовными правилами, которые составил святитель Василий Великий. Их невозможно написать ни одному гениальному человеку.
Как в правилах дорожного движения сосредоточено много знаний из разных областей (механика, физика, оптика, социология), и этому люди долго учатся, так и духовные правила учат нас идти по дорогам жизни, чтобы войти в Небесное Царство, взойти к Небесному Отцу. Не нарушить, не погибнуть, не сбиться с дороги, не уйти в дебри и в них заплутать. Когда читаешь эти, с одной стороны, простые слова, а с другой – исполненные не человеческой, а Божественной премудрости, которые вложил Господь в сердце святителя Василия и Григория Богослова, данные людям, народу Божьему, то начинаешь понимать, почему их назвали Вселенскими учителями и великими святителями. Сначала сами поучились всей премудрости человеческой (и языческой, и христианской), по милости Божией смогли отделить пустое от настоящего и выбрали настоящее, которое не противоречило высшей человеческой мудрости, которое освятило ее и наполнило ее смыслом, а потом сумели это изложить так, что поколения, живущие после них, поняли и уразумели, как в храм ходить, как перекреститься, как водичку освятить, как ребенка покрестить, чтобы злые духи к нему не подступали, как совершить службу Божию, чтобы не хлеб и вино принимать, а Тело и Кровь Христову, как заповеди соблюдать, как пост проходить, как монаху подобает жить, а как жить мирянину. Для нас сейчас это понятные и даже простые вещи. А святители, жившие до нас, вымолили у Господа это знание. Другие люди сохранили и передали его нам.
Три столпа утверждения веры сегодня перед нами предстоят, их слова произносим, по их правилам и понятиям живем. Хотелось бы, чтобы по их молитвам мы уразумели эту премудрость, эту святость, эту жажду. Когда будем выходить на распутия нашей жизни, где не машины нас могут сбить, а духи злобы поднебесной охотятся за нами, будем молиться их словами, чтобы сохранились мы от всякого разложения, всякой порчи, чтобы не сошли с дороги праведной. Пусть их молитвами Господь вразумит, научит и спасет нас».