Помоги моему неверию!

Эту статью меня побудили написать православные родители. Точнее их горесть о детях оставляющих Церковь. Ведь это наши дети! Мы в них вложили всё самое лучшее. Верили в то, что наша Вера будет жить в них. Представляли, как они будут благодарить Бога и нас за этот бесценный дар. А в результате? Дети отвергают то, что дорого нам, разрушая нашу мечту о счастье. Как это пережить и что возможно сделать?

Все знают, что дети принимают крещение по вере родителей и восприемников. Волевого решения соединиться со Христом у них нет. Именно поэтому дело взрослых – создать условия для прорастания семени всеянного Духом Святым. Однако способность создавать эти условия у всех христиан разная. Она определяется душевным здоровьем или нездоровьем.

Рисунок с сайта pravoslavie.by

Вера, несомненно, одна из главных христианских ценностей. Первый кризис веры приходится, чаще всего, на подростковый возраст. Взрослея, дети подвергают сомнению все родительские установки. Происходит закономерная переоценка ценностей. Для чего она происходит? Для того, чтобы ребёнок эти наши ценности принял как свои. Или не принял. На типичных примерах рассмотрим, от чего зависит их выбор.

В кабинет вошла пятнадцатилетняя девушка. На приём её записала мама. По телефону родительница обозначила проблему, как нежелание дочери учиться, ходить в храм и вообще слушаться. С порога девушка заявила, что пришла только для того, чтобы от неё отстали. Её поведение, взгляд, тон голоса кричали только одно: как вы замучили меня своей религией!

Для меня встала задача понять, что в данном случае так мучает человека. Выяснилось следующее. Отца в семье нет. Мать полностью погружена в религию. С дочерью ведёт себя отстранённо и холодно. От близких людей держится на дистанции. При этом с коллегами и посторонними женщина приветлива и доброжелательна. Понятно, что такая разница в поведении матери может обижать и злить дочь. Подростки вообще очень чувствительны к любой с их точки зрения несправедливости.

Дальше девушка рассказала о своих напряжённых отношениях с преподавателями, сверстниками и мужчинами. Оказалось, что у матери те же трудности, только с большим стажем. Мать никогда не бывает счастлива. Она постоянно навлекает на себя различные беды. Страдая, гордится своими страданиями. Словами Священного Писания женщина оправдывает своё нежелание менять ситуацию. В таких условиях у ребёнка неизбежно возникает связь: Вера = страдание. И не докажешь ему потом, что “Бог благ и только благое творит”.

Что делать подростку в такой ситуации? Только бежать! Убегая от Веры и Церкви, ребёнок сохраняет возможность оставаться со своей матерью. Дополняя её страдания своим “предательством” он надеется быть ей дороже. Ведь мама уверена, что её страдания угодны Богу и только за них её можно любить. Кстати, утверждение, что Богу нужны наши страдания является богохульным мифом. Подобные мифы (и их не мало) окружают Церковь и становятся преградой на пути к Ней.

В другой семье двое детей-подростков: сын и дочь. Оба сняли с себя крест. Мать в ужасе сообщает об этом. Постоянно срываясь на слёзы, она открыла подробности их семейных отношений и воспитания. Из её рассказа я уяснила следующее. Муж и жена, оба выросли в верующих семьях. Сами воспитывались в строгости и от детей требовали безропотного подчинения. Тщательное исполнение внешних церковных канонов ставилось во главу угла. Вера навязывалась, как бесконечный свод правил и законов. Нарушение каралось обвинением, унижением и эмоциональным отвержением. Супруги часто при детях осуждали и критиковали всех, кто попадал в поле их внимания. Дети чувствовали, что родители не любят их, не любят друг друга, не любят и других людей.

Образ Бога – это всегда образ Отца. Отношение к Богу формируется из отношений со своими родителями. «Бог Любовь есть», но если в семье любовь подменяется Законом, то Бог воспринимается как жестокий судья. Слово “судья” намерено пишу с маленькой буквы, так как в сочетании со словом “жестокий” оно не имеет отношения к Богу. Утверждение, что Бог “жестокий судья” это очередной распространённый антихристианский миф.

Снова вопрос: что будут делать подростки в ожидании Божия наказания? Отвергнут Бога первыми! Ждать любви Его им не приходится, у них нет такого опыта. Зато своим демонстративным поведением дети могут привлечь внимание родителей к внутрисемейной болезни.

К счастью в нашем случае так и произошло! То, что мама обратилась к психологу, как ни странно говорит о начале работы покаяния. Покаяние — по гречески Метанойя. Его точный перевод означает изменение ума. Человек начинает осознавать, что корень проблемы кроется в них, в родителях. Затем приходит к пониманию родового повреждения, а следом и его истоков. Появляется надежда на выздоровление.

Замечательно когда человек, призывая Бога в помощь, начинает учиться менять свою жизнь! “Святые” родители — несчастье для ребёнка. Лучший пример это папа и мама, которые допускают ошибки и могут работать над своими ошибками. Наше личное преображение и есть главное условие правильного христианского воспитания!

Итак, ребёнку важно видеть счастливых в своей Вере родителей. Но мы не идеальны и что-то делаем не так. Чадо протестует и делает выбор не в нашу пользу. Мы реагируем страхом и отчаянием. Что делать с этими переживаниями?

Прежде всего, необходимо обратиться к своей душе. Рассматривая причины нашего смятения, мы обнаружим, что сами не очень-то доверяем Богу. Если бы мы Ему доверяли, то, во-первых, были бы уверены в том, что Он “… всем человеком хочет спастися и в разум истины приити”. Следовательно, Господь любит наших детей и заботится о них не меньше чем о нас. Во-вторых, уважали бы в своих детях саму возможность выбирать. Свобода выбора это дар Творца. Бог верит в человека, а мы очень скромно верим в своих детей.

Таким образом, изучая себя, можем задать последний вопрос: А у кого тогда кризис Веры?


Ольга Константиновна Поспелова, психолог-консультант храма во имя прп. Амвросия Оптинского г. Кировограда Нижнетагильской епархии, + 7 (950) 554-83-65. 

Супруга протоиерея Александра Поспелова, настоятеля храма во имя прп. Амвросия Оптинского. 27 лет несет церковные и приходские социальные послушания. Воспитывает двоих детей.

В работе психологического консультирования использует методы православной психологии и психодинамического психотерапии.

По благословению епископа Иннокентия (Яковлева), до 2018 года управляющего Нижнетагильской и Серовской епархии, с 2017 года консультирует и оказывает психологическую помощь на территории епархии.

Профессиональное образование 

— РГППУ (г. Нижний Тагил), психолого-педагогическое образование;

— ДПО РХГА (г. Санкт-Петербург), православная и социальная психология;

— ДПО ВЕИП (г. Санкт-Петербург), психоанализ.

Новости, Новости епархии | 17 сентября 2019

Вам может быть интересно: