Под сенью старого погоста. 150-летию со дня освящения Вознесенской церкви города Невьянска
Взгляни наконец и на город, величеством сияющий,
на церкви цветущие, на христианство растущее,
взгляни на город, иконами святых освящаемый,
хвалами и божественными песнями оглашаемый.
Святитель Иларион, митрополит Киевский
Религиозная жизнь Невьянска примечательна своими храмами, благочестиво воздвигнутыми нашими предками в разные годы. В начале ХХ века на территории Невьянского завода, а ныне города, размещалось пять церквей: Спасо-Преображенский собор (соборный статус был присвоен в 1912 году), Свято-Троицкая, Рождества-Богородицкая, Свято-Николаевская и Вознесенская церкви, что для небольшого населённого пункта даже по дореволюционным меркам являлось уникальным.
Из истории становления православия в Невьянском заводе известно, что первая в заводе церковь Преображения Господня была открыта в 1710 году. Тот первый храм не отличался большими масштабами. Был он выстроен из дерева и, соответственно, небольших размеров. Предположительно, что в то же время заводовладельцами Демидовыми был выделен земельный надел для обустройства приходского погоста. Но он не сохранился. В летописи «История Невьянского завода» уральского краеведа и исследователя Николая Семёновича Смородинцева (1852-1927) есть несколько строк, относящихся ко второму Невьянскому погосту. Вот что он комментировал в 1887 году: «Приходское православное кладбище находится на горе, в смежности с селением; открыто, как говорит церковная летопись, в начале настоящего столетия (а по-нашему, оно открыто в первой половине прошлого столетия) <…> лес сосновый посеян на кладбище назад тому лет 60».
Если соглашаться с Николаем Семёновичем, получается, что данному кладбищу уже более 200 лет. Только представьте, сколько тысяч невьянцев нашли здесь свой вечный покой: именитые купцы, заводские чиновники и инженеры, «рукастые» мастеровые и рабочие, зажиточные крестьяне и обычные, скромные обыватели. К огромному сожалению, не у всех сохранились до сей поры установленные ранее надгробные памятники и плиты. И всё-таки до наших дней дошли некоторые уникальные по своему исполнению резные мраморные надгробия, в том числе, и семейные, сосредоточенные, в основном, близ Вознесенского храма. Наиболее заслуживающие внимания надгробные памятники установлены на старообрядческом участке. Это мраморные саркофаги Подвинцевых и монументы в виде сеней, имеющие отношение к захоронениям семьи Богомоловых. Неравнодушные невьянские краеведы ведут активную работу по изучению и сохранению уникального провинциального некрополя. Благодаря их труду и энтузиазму было подготовлено к печати несколько работ, посвящённых данной теме.
Намерение устроить на территории погоста дом Божий исходило от самих невьянцев. Таким образом, за свой счёт в 1866 году благочестивые доброхоты поставили на кладбище деревянную часовню. Видимо, в целях экономии и для того, чтобы не затягивать процесс строительства, её возвели буквально на голой земле (без прочного фундамента) из рубленого тёса и небольших размеров. Освятить часовню было решено в честь Вознесения Господня. Как известно, на вторую половину ХIХ века пришелся наибольший размах церковного строительства на территории Екатеринбургского уезда. Повсюду возводились новые храмы, реконструировались старые часовни, в большинстве случаев выстроенные максимально просто, но даже в таком деревянном исполнении они простояли многие годы. Рубленную из дерева не на страх, а на совесть Вознесенскую часовню впереди ждали перемены. Позднее невьянские храмоздатели сами инициировали устройство на своём кладбище церкви, подав об этом прошение на имя Пермского владыки. Минув четыре года, в 1870 году из Пермской духовной консистории на имя настоятеля Спасо-Преображенской церкви Поликарпа Стефановича Шишова пришел под № 225 Указ от 6 июня. В нём чётко излагалась архипастырская воля и благословение Преосвященнейшего Неофита (Соснина), епископа Пермского и Верхотурского, о перестройке имеющейся приходской часовни, «посредством устройства к оной алтаря», в церковь. Что и было незамедлительно выполнено. Проведение строительных работ вновь оплатили сами жители. К основному объёму часовни пристроили деревянный алтарь и, соответственно, такую же колокольню. Всё внутреннее пространство храма покрыли штукатуркой и покрасили масляной краской. Наружные фасады также были оштукатурены и покрыты известью. Только уровень звона колокольни до сей поры остаётся неизменно деревянным, окрашенным синей краской. Реконструированный храм был освящён 22 октября 1871 года также в честь Вознесения Господня.
В будущем небольшому храму предстояло стать настоящим светочем в атеистической тьме ХХ столетия. На протяжении долгих лет богоборчества скромный кладбищенский храм продолжал своё спасительное служение.
Композиция основного объёма Вознесенской церкви представлена в стиле позднего классицизма. Это кубической формы четверик, увенчанный декоративным куполом в форме полусферы, с востока примыкает прямоугольная алтарная апсида, с запада — трапезная и с одним ярусом звона невысокая колокольня. Во внутреннем пространстве церкви не было свода, потолок плоский, гладкий, декорированный по периметру храма профилированным фризом и декоративной лепной розеткой по центру, где закреплено главное паникадило.
В былые времена в Вознесенском храме был установлен двухъярусный резной иконостас, плоскости которого были окрашены белой масляной краской. Элементы декоративной резьбы, колонны, были покрыты позолотой. Местные образа, что размещались по обе стороны от Царских Врат, были выполнены невьянскими изографами на высоком уровне. Справа – многосюжетный фигурный образ, посвящённый храмовому престолу – Вознесению Господню. С левой стороны, — тоже фигурный Богородичный образ с сюжетом «О Тебе радуется». Многосюжетность, тщательная прорисовка, обилие цветовой палитры — вот характерная черта горнозаводских иконописцев. Увы, подлинный иконостас до наших дней не сохранился, сгорел при пожаре в конце декабря 1982 года. От «родного» иконостаса уцелели лишь только Царские врата, правда, после реставрации и замены пострадавших от огня изящных деталей.
Вознесенский храм на православном кладбище с самого начала своего служения не имел самостоятельного штатного клира и причта. Небольшую церковку сразу же приписали к Спасо-Преображенскому приходу, в составе которого до 1917 года насчитывалось православных душ: мужчин 6054 и женщин 6479. Кроме того, к Невьянскому Спасо-Преображенскому собору была приписана соседняя деревня Федьковка с общим числом жителей 566 человек.
В храме на кладбище регулярных богослужений не совершалось. Невьянские священнослужители совершали в небольшой церковке отпевание умерших обывателей, служили уставные заупокойные службы и отдельно, по желанию прихожан, заказные панихиды и литии. Несмотря на то, что храм был приписным и в нём редко собирались на молитву, но всё же усердием невьянцев, маленький храм был благолепно украшен. Ярким примером стремления с любовью благоустроить Вознесенский храм служит следующий факт. Екатеринбургский купец второй гильдии Егор Яковлевич Кудряшов для колокольни кладбищенской Вознесенской церкви приобрёл за свой счёт благовестный колокол на сумму 396 рублей. За что был отмечен в 1876 году Святейшим Синодом Благословенной грамотой.
После закрытия и разграбления в 1932 году Спасо-Преображенского собора, Вознесенский храм становится единственным в Невьянске местом молитвы, где по-прежнему совершались богослужения. Стоит отметить, что именно в тот неспокойный для всей Церкви период в скромном кладбищенском храме были сосредоточены некоторые святыни и реликвии, ранее находившиеся под сводами главного храма Невьянского завода. Кроме этого, неравнодушными прихожанами той поры были спасены от поругания и сокрыты в Вознесенском храме многие старинные и редкие по сюжетам иконы, принадлежащие в прошлом другим церквам Невьянска.
До середины 1990-х годов не одним поколением священнослужителей в небольшом алтаре кладбищенской церквушки в течение многих десятилетий бережно и благоговейно сохранялись уникальные с исторической и материальной точек зрения евхаристические сосуды, изящно изготовленные из высокопробного серебра. Они чудом уцелели. В лихие годы гонений и притеснений верующих их не тронула «всевластная рука» богоборческих властителей. Впоследствии этот старинный евхаристический комплект был вывезен в город Екатеринбург в ризницу кафедрального Иоанно-Предтеченского собора.
Спустя годы после страшных потрясений революционного переворота при Вознесенском храме сформировалась отдельная община, появился свой постоянный священник, а значит – полноценный самостоятельный приход. Первым, известным из исторических документов, настоятелем кто в советское время приступил к совершению своего пастырского служения в Вознесенском храме, был протоиерей Иоанн Терец (1886-1936).
До закрытия Спасо-Преображенского собора в 1932 году под его сводами пребывал почитаемый список (копия) с чудотворной иконы Божий Матери «Знамение». Невьянский образ Пречистой Владычицы был написан в подражание известной и с давних лет чтимой верхнетагильской иконы, находящейся и поныне в одноимённом храме города Верхнего Тагила. Эта древняя святыня избрала наш горнозаводской народ, став его покровительницей и заступницей. Чудотворный образ переносили крестными ходами по окрестным заводам, деревням и сёлам нынешнего Невьянского района.
В 1882 году известный уральский краевед Николай Семёнович Смородинцев об этой иконе писал: «От сей святой иконы бывали многие исцеления от различных болезней с верою притекающих к ней людей. Усердные люди и ныне не престают налагать на себя обет молебствия сему пречистому образу и радостно переносят оный в течение лета из места в место по всей здешней окрестности. Первою причиною ношения иконы в Невьянский завод был необыкновенный в том заводе падёж скота. Люди тамошние, в скорби своей, вспомнили историю иконы и пожелали принести её для молебствия, что и исполнили…».
И ещё одно свидетельство о помощи Небесной Заступницы, невьянцам, записанное в приходской летописи Спаса-Преображенского храма в начале ХХ века.
«В 1894 году 3 июля в Невьянске случился большой пожар: выгорело до 40 домохозяев. Загорелось около 2-х часов пополудни. В это время ходили по пруду с образом Знамения Божией Матери в другой, противоположной, части завода. Узнавши о пожаре, ходивший с иконой священник Дмитрий Диев поспешил с образом на пожар, который, благодаря сильному ветру, очень быстро распространился и принял большие размеры. Икону поставили с подветренной стороны и стали служить молебен при большом стечении народа, который как один человек, склонился перед Богоматерью с слезной молитвой и молитва была не безуспешна: Заступница рода человеческого заступилась за людей и теперь: пожар вскоре по приносе иконы стал утихать и скоро совсем прекратился, хотя и угрожал по видимому принять размеры подобные страшному пожару 1890 года».
Ранее на территории современного горнозаводского округа почти в каждом храме были свои списки с почитаемой Знаменской иконы. Чаще всего устроители церквей отдавали предпочтение именно этому Богородичному образу, помещая Знаменскую икону в храмовые иконостасы с левой стороны от Царских врат, либо рядом в особо украшенном киоте.
Царица Небесная в образе «Знамение» распростёрла Свои пречистые длани, являя грешному миру Предвечного Младенца Христа. Выражая этим жестом тайну Боговоплощения в своей утробе «Воплотившееся Божие Слово». Невьянцы, проявляя своё благочестие перед местным списком с иконы, украсили его драгоценным окладом. До разорения Спасо-Преображенского собора почитаемый Знаменский образ находился с левой стороны от главного иконостаса, был помещён в особый резной с золочением напольный киот с полукруглым завершением и фигурным изображением Святого Духа на фронтоне, в виде белого голубя в сиянии. Перед киотом был помост из трёх ступеней. Известно, что Знаменская икона была украшена серебряной ризой высокохудожественной работы весом 21 фунт, золочеными венцами, убранными самоцветами весом 9. 1/4 золотника. В момент проводимой в Невьянске компании по изъятию церковных ценностей 23 мая 1922 года драгоценная, ювелирной работы, риза с почитаемого образа была конфискована. Далее следы её теряются. Исчезла навсегда, утрачена безвозвратно… Судьба же самой иконы, привела её в кладбищенский Вознесенский храм в тот период, когда нависла угроза её полного исчезновения из пределов Невьянска. Святой образ могли запросто изрубить топором и бросить в печь, либо приколотить его вместо столешницы для стола. Отечественная историография достаточно насыщена такими фактами. С тех давних пор старинная икона Божией Матери, пребывает в Вознесенском храме.
Наслышанные про спасённую святыню, невьянцы стали с особым благоговением приходить со своими нуждами и печалями в Вознесенскую церковь и молитвенно припадать к Пречистой Деве, прося Её небесного заступничества.
Много разных пастырей служило в Вознесенском храме, кто-то из них нашёл своё последние пристанище рядом с ним. На старинном погосте покоятся достойнейшие и почтенные духовные лица невьянской истории. Среди них: митрофорный протоиерей Николай Яблонский (1875-1951), священник Василий Шишов (1883-1950), священник Василий Отавин (1890-1957), протоиерей Василий Птицын (1902-1970), протоиерей Клавдий Попов (1900-1976), протоиерей Григорий Татауров (1932-1987), диакон Иоанн Тельманов (1920-1958). Память о каждом из них ныне пребывает в сердцах постоянных прихожан. Особенно почитается в среде православных невьянцев имя архимандрита Ипатия (Сыромятникова; 1935-2014), прослужившего в скромной кладбищенской церквушке более двадцати лет.
Кроме именитых пастырей на невьянском погосте своё последнее пристанище обрели монахини, инокини и послушницы, с 1935 года нашедшие себе приют в общине Вознесенской церкви в связи с ликвидацией Введенского женского монастыря в Сербишно.
Начиная с 1995 года в Вознесенском храме стали постоянно сменяться настоятели. Тогда в нём служили: протоиерей Василий Седин, священник Георгий Вахрушев, священник Сергий Спиридонов, священник Георгий Башко. И только с 1997 года в старинном храме появился постоянный пастырь. Указом Высокопреосвященнейшего Викентия (Мораря), архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского, настоятельское место занял переведённый служить на Урал из украинской Николаевской и Вознесенской епархии священник Леонид Пекарский (ныне возведённый в сан протоиерея). С тех пор батюшка является бессменным настоятелем Вознесенского храма, усердно совершая все богослужения и требы, продолжая, как и прежде наполнять его молитвенными возглашениями: «О святем храме сем… Господу помолимся».
Во всех богослужебных и хозяйственных делах отцу Леониду помогает его супруга матушка Галина Ивановна, с женской заботой старается она держать намоленный храм в чистоте и опрятности.
Их усердием за эти прошедшие двадцать лет Вознесенский храм был полностью отремонтирован как снаружи, так и внутри. Укреплены его старинные стены, вновь оштукатурены и покрашены. На куполе заменено кровельное железо. Расширено подсобное помещение трапезной, разместившейся в наши дни в западной части храма. Везде видны заботливые руки батюшки Леонида, матушки Галины и их усердных помощников.
Памятным в новейшей истории храма стал престольный праздник прихода 2018 года. Впервые за 80 лет над старинным кладбищем раздался колокольный звон. Вознесенский храм вновь, как встарь, запел певучими колокольными переливами. Прежние старинные колокола были изъяты советской властью ещё в далёких 1930-х годах, после чего храм пребывал в многолетнем молчании. Сейчас каждое богослужение предваряют и заканчивают колокольным звоном.
Отец Леонид вместе с матушкой Галиной надеются, что, как и прежде, Вознесенский храм не останется без прихожан. Будут с молитвами посещать его, прославляя Имя Божие.
Храм этот – история города Невьянска, его малая духовная жемчужина, которую не дали растерять и затоптать в годы гонений на Церковь. С Вознесенским храмом на кладбищенской горе связана жизнь не только самих невьянцев но и многих жителей Невьянского района. В своё время сюда украдкой приезжали, чтобы крестить детей. Здесь многие венчались, с погребальным пением из церковных дверей в последний путь проводили несчётное число усопших. Дай Бог Вознесенскому храму продолжать своё богоспасаемое предназначение до скончания века!
Дионисий (Денис) Щербина, псаломщик
храма Воскресения Христова,
посёлок Верх-Нейвинск.