Побеждать смерть молитвой
30 ноября 2019 года в рамках Регионального этапа XXVIII Международных Рождественских чтений «Великая Победа: наследие и наследники» состоялась монашеская конференция Нижнетагильской епархии «Роль монашествующих в Великой Победе».
О роли Русской Православной Церкви в Великой Отечественной войне мы знаем не так много. Сегодня православным людям известно о воздушных крестных «ходах» с иконами Божией Матери вокруг Москвы, Сталинграда и Ленинграда и явлениях нашей Заступницы под Кенигсбергом, о полных молящимися храмах, о сборах пожертвований верующими людьми на самолеты и танки, о воинском, профессиональном и молитвенном подвиге святителя Луки (Войно-Ясенецкого), преподобного Серафима Вырицкого, архимандрита Кирилла (Павлова) и др. фактах. Все чаще звучит мысль о том, что, как бы это ни было странным, благодаря войне Церковь была спасена от полного уничтожения. Об этом говорил в своем докладе «Роль Русской Православной Церкви в Великой Отечественной войне» настоятель Казанского мужского монастыря иеромонах Зосима (Аленичев).
Тема служения Отечеству приобретает сегодня особый смысл. Поэтому у участников конференции возникли многочисленные вопросы, в первую очередь связанные с понятием «патриотизм». Как соотносятся между собой Отечество Небесное и отечество земное в сознании монаха? Может ли священник, монах брать в руки оружие и убивать человека, пусть и врага, или его дело – молитва? Совершающееся на наших глазах противостояние между Донецкой Народной Республикой и Украиной тоже рождает подобные вопросы. Как могут братья-христиане стрелять друг в друга? Когда убийство не грех? Опыт Великой Отечественной войны помогает решать эти нравственные проблемы. На конференции завязалась активная дискуссия.
Очевидна неполная разработанность темы конференции, и празднование в 2020 году 75-летия Победы – замечательный повод актуализировать ее в исследованиях. Особенно мало мы знаем о монашеском служении в эти годы: только материалы уголовных дел проливают свет на эту тему. Если же монашествующие не были репрессированы, то их служение и подвиг остались в тени истории. Этот пробел пытался исправить скитоначальник Свято-Введенского мужского скита в деревне Сербишино иеромонах Евфимий (Репьев), который выступил с докладом «Жизнь и иноческое служение бывших насельниц Сербишинского Введенского женского монастыря и их духовный опыт в годы богоборчества в период Великой Отечественной войны». После окончательного закрытия в 1932 году самой молодой в Екатеринбургской епархии обители сестры продолжали жить монашеской общиной при Невьянской кладбищенской церкви и в поселке Верх-Нейвинске, несли различные труды по приближению Победы.
Монахиня Валентина (Шуклина) и схимонахиня Мария (Чеканова) — ветераны Великой Отечественной войны
Заведующая архивным отделом Скорбященского женского монастыря В. А. Чемезова представила жизнеописание двух нижнетагильских сестер: монахини Валентины (Шуклиной) и схимонахини Марии (Чекановой). Обе матушки добровольцами пошли на фронт, служили медсестрами; сразу после окончания войны были награждены медалью «За боевые заслуги», а в 1985 году – орденом Отечественной войны II степени; овдовев, приняли монашество в возрасте около 80 лет и почили в 92 года. Для каждой из них война стала испытанием, укрепившим веру в Бога. И мать Валентина, и мать Мария в условиях каждодневного предстояния перед Господом учились молитвенно преодолевать страх смерти. Это определило их дальнейший духовный путь.
Все участники конференции сошлись во мнении, что необходимо продолжать собирать сведения о почивших монахинях для дальнейшей публикации их жизнеописаний.
Скорбященский женский монастырь