«Писала грешная Шура»
В монастырском музее мемориальных вещей, артефактов, касающихся дореволюционной истории обители, – по пальцам пересчитать. Поэтому обнаружение любого нового предмета – большое событие.
8–10 февраля 2022 г. в дистанционном режиме прошла Х Всероссийская научно-богословская конференция «Церковь. Богословие. История», посвященная памяти новых мучеников и исповедников Церкви Русской.
В секции «Православное богословие и церковная письменность в истории и культуре» приняла участие Елена Альбертовна Полетаева – кандидат филологических наук, научный сотрудник отдела научных исследований центральной научной библиотеки Уральского отделения Российской академии наук (г. Екатеринбург) и регент Крестовоздвиженского мужского монастыря г. Екатеринбурга.
Ее доклад проливает свет на одну из ранее не исследованных сторон жизни дореволюционной обители: «Традиции церковного пения конца XIX – начала XX вв. в Нижнем Тагиле (на материале музыкальных сборников Скорбященского женского монастыря)».
Все началось с обнаружения в отделе редких книг Екатеринбургской духовной семинарии трех переплетенных нотных рукописных тетрадей начала XX в., на которых стоят штампы Скорбященского женского монастыря и Казанского храма, куда они попали в советское время. Если судить по номерам на обложках, на клиросе монастыря было несколько десятков нотных сборников.
Большая часть найденных рукописных партитур была составлена с 1903 по 1920 гг. регентом обители, рясофорной послушницей Александрой Егоровой. На некоторых страницах можно встретить подписи: «писала грешная Александра», «писала Шура». Она оказалась в обители в семилетнем возрасте 25 марта 1896 г. и после окончания школы при монастыре стала нести регентское послушание. Ранее нам было известно, что в школе при обители послушниц, крестьянских девочек, обучали церковному пению по нотам, наиболее способные могли переписывать их.
Благодаря изысканиям Е. А. Полетаевой мы узнали и о других переписчиках нот, попавших на клирос Скорбященского монастыря. Это учитель церковного пения, регент и руководитель хора архиерейских певчих г. Екатеринбурга (1904-1910 гг.) Роман Владимирович Лазаренко; чертежник Нижнетагильского завода, музыкант-любитель заводского духового оркестра Иван Федорович Башкиров.
Какой музыкальный церковный репертуар исполняли в Скорбященском женском монастыре и на соборных молениях, о которых имеются многочисленные сообщения в «Екатеринбургских епархиальных ведомостях» начала ХХ в.? Из брошюры С. Павловского, написанной в 1905 г., было известно, что «хор общинский пользуется известностию в Тагиле, и его приглашают часто при погребении умерших и при отправлении богослужения в храмах. Напевы употребляются по преимуществу Турчанинова, Архангельскаго и знаменного распева». Как мы узнали из новых открытых источников, во второй половине 1900-х и в 1910-е гг. церковно-певческий репертуар существенно расширился.
В «Послужном списке сестер Скорбященского женского монастыря» за 1908 и 1913 гг. указаны фамилии 39 певчих, и они разучивали на три или четыре голоса сочинения Д. В. Аллеманова, А. А. Алябьева, И. Н. Анисимова, А. А. Архангельского, В. Д. Беневского, Д. С. Бортнянского, Бурцева, А. Васильева, А. Л. Веделя, протоиерея Михаила Виноградова, А. Т. Гречанинова, М. А. Гольтисона, П. Г. Григорьева, С. А. Дегтярева, священника М. Ерхана, В. Г. Завадского, Ф. А. Иванова, М. М. Ипполитова, А. Д. Кастальского, А. А. Копылова, Курского, М. А. Лагунова, Лазарева, А. Лебедева, В. Л. Лирина, священника М. Лисицина, Г. Я. Ломакина, Г. Ф. Львовского, Ф. Ф. Макарова, Л. Д. Малашкина, Маучинского, Д. Метенкова, В.А. Моцарта, Ф. В. Мясникова, С. В. Панченко, В. И. Ребикова, А. И. Рожнова, В. Самсоненко, В. Т. Соколова, В. Ф. Старорусского, Ф. Cтепанова, М. П. Строкина, священника В. Тыняного, архимандрита Феофана, И. Филиппова, В. Фатеева, П. И. Чайковского, епископа Гавриила (Чепура), Д. М. Яичкова. В основном это была современная для конца XIX – начала XX вв. церковная музыка. Напевы киевские, курские, сербские, греческие встречаются в нотных сборниках.
Историческая ценность рукописей состоит в том, что к ним приложил руку Преосвященный Лев (Черепанов), епископ Нижнетагильский. Некоторые ноты были написаны им в Нижнем Тагиле в 1919 г., когда он был еще священником Скорбященского монастыря, в 1923, 1932 гг., а также в Алма-Ате в 1928 г. На полях нотных тетрадей он вел дневник, куда записывал сведения о погоде и природе, о церковных праздниках и службах:
«2 мая 1928 г. Сегодня предполагается спевка. Вторник недели о Самаряныне. Гремит гром»;
«13/V 1928 г. Суббота в недели по Пасхе. Cлуженiе в Троицкой. Идет дождь»;
«Среда 17/XI/32 г. Пред Литургией написал в три дни, начиная с 15/XI, предполагаю служить»;
«5/VII 1932 года. Понедельник. Память преп. Сергия Радонеж. чудот.»;
«Воскресенье. 11 июля 1932 в Н Тагиле на отдыхе. Пели в храме сербским напевом»;
«Понедельник.12/VII 1932 года. Снова в Нижнем Тагиле. Дни пасмурные, но тепло и тихо»;
«13 июля 1932 г. Целый день идет дождь. Скверно! ЕЛ»;
«25/IX. 1932 г. Глас 7 й Еванг. 5 я. У Всенощной не был»;
«Понедельник 27 IX.1932 г. Г Н Тагил. Ур обл. Весь день падает снежок. На улице бело! Конец».
В 1932 г. владыка Лев получил назначение на Ставропольскую кафедру и уехал к месту нового служения. Он оставил нам «Во Царствии Твоем» М. А. Лагунова; «Буди имя Господне» А. А. Архангельского; «С нами Бог», «Хвали, душе моя, Господа»; «Христос раждается» Д. В. Аллеманова и ирмосы Богородичного канона Курского распева.
Так открылась музыкальная тема, изучение которой будет продолжено. В музее церковной истории в Скорбященском женском монастыре хранится еще одна нотная книга, переданная в музей несколько лет назад из Казанского мужского монастыря. Ее описание состоится в ближайшее время.
В. Чемезова, зав. архивным отделом Скорбященского женского монастыря