Памяти прихожанки с аристократическими манерами. К 20-летию со дня кончины

Память  о прошлом  облагораживает и

налагает  печать  на  пустословие.

Протоиерей Андрей Ткачев

 

Пожилая, седовласая, интеллигентная старушка Вера Петровна Полубинская (1912-2001),  в начале 1990-х годов была прихожанкой возрождающегося храма поселка Верх-Нейвинск. Как и многие  прихожане того времени, она проживала в соседнем городе Новоуральск. Невзирая, на свой, весьма преклонный возраст, она всегда находила в себе силы, чтобы побывать в храме на богослужениях в воскресные и праздничные дни.

Скромная и немногословная, всегда аккуратно одетая старушка с аристократическими манерами, как-то по-особенному выделялась среди других прихожанок, своим спокойствием, рассуждением, но особенно, знанием богослужения и церковного пения. Как позднее выяснилось, Вера Петровна была дочерью священника. Несмотря ни на какие притеснения и репрессии в её семье всегда старались сберечь веру и церковные традиции. С особым, почти священным трепетом Вера Петровна вспоминала о своих родителях и братьях. Давайте и мы с Вами вспомним об этих людях и молитвенно почтим их память!

Мать Веры Петровны Антонина Александровна Полубинская, урожденная Чамова, родилась в 1880 году в семье церковного регента в городе Вязьма. От природы наделённая красивым голосом с большим диапазоном, она с юности пела в церковном хоре.

Отец, священник Пётр Гавриилович Полубинский, родился 16 ноября 1877 года в городе Белый Смоленской губернии в семье потомственного священника Гавриила Алексеевича Полубинского (1850-1912) и его жены Екатерины Ивановны, урожденной Вейнбул (1855 г.р.), предки которой были прусского происхождения.

28 сентября 1873 года состоялось венчание Гавриила и Екатерины Полубинских, вскоре Гавриил Алексеевич был рукоположен в священный сан. В дальнейшем почти всю свою пастырскую деятельность отец Гавриил осуществлял в Николаевском храме города Белый.

Вера Полубинская, 1931 год

Местом же служения его сына – отца Петра Полубинского – в течение многих лет был древний храм, освящённый в честь святой великомученицы Параскевы Пятницы, в самом центре города Вязьмы. Этот трех престольный однокупольный храм с шатровой колокольней был возведен в 1746 году усердием купца Пенезева. Служил в нем отец Пётр еще диаконом, а позднее,  уже в сане священника  до самых последних дней своей жизни, пока тиф не подкосил его. Скончался батюшка 13 ноября 1925 года и был погребен в ограде Параскевинской церкви. После закрытия храма в 1930-х годах его могила ещё какое-то время сохранялась. Стоял и красивый, изящно выполненный из мрамора памятник. Но спустя время по решению Вяземского горисполкома в 1950-х годах Параскевинский храм был полностью снесен, распахали и приходской погост, устроив на его месте банальную площадь с клумбами.

В семье отца Петра и матушки Антонины Полубинских родилось и воспитывалось пятеро детей: три дочери и двое  сыновей, Александр и Павел которые, продолжили духовное дело своих предков, приняли священный сан и служили диаконами.

Старший сын Александр Петрович Полубинский (1904 г.р.) унаследовал от матери крепкий и хороший голос и так же, как и она, с юности тянулся к церковному пению. Будучи еще подростком, Саша пел вместе с матерью в хоре, помогая отцу-священнику при богослужениях. В начале 1920-х годов Преосвященным Венедиктом (Алентовым; 1888-1938), епископом Вяземским и Дорогобужским, Александр Петрович был рукоположен в сан диакона и был постоянным участником почти всех архиерейских служб, совершаемых владыкой Венедиктом. В 1927 году после ареста  вяземского епископа, отец Александр выехал из Вязьмы, позднее, он сопровождал Преосвященнейшего Венедикта на его новое место служения. Далее, отец Александр продолжал и в дальнейшем служить в Церкви.

Священник Пётр Полубинский будучи в сане диакона с супругой Антониной Александровной и дочерью Ольгой, около 1910 года

В марте 1942 года отец-диакон Александр Полубинский добровольцем ушёл на фронт. Служил в должности инструктора-дезинфектора санитарного поезда. За свой безупречный фронтовой труд Указом командования от 3 марта 1945 года с формулировкой «За умелую постановку работы дезинфекционного оборудования, обеспечивающего бесперебойную работу», диакон Александр Петрович был награждён медалью «За боевые заслуги». После окончания Великой Отечественной войны, он вышел за штат и уехал в Калужскую область, где прожил до конца своих дней, стараясь помогать в большие церковные праздники, совершать богослужения в одном из приходов.  Скончался отец-диакон Александр Полубинский  3 февраля 1979 года.

Другой их сын – Павел Петрович Полубинский (1908 г.р.) – своё церковное служение совершал в храмах Вяземского района. В годы воинствующего атеизма в деревне Жилино 15 ноября 1937 года он был арестован. Спустя пять дней после ареста, согласно статье 58-10 УК РСФСР, «тройкой» УНКВД по Смоленской области отец Павел был приговорен к 10 годам лагерей. О дальнейшей его судьбе ничего не известно. Родные предполагали, что, будучи в заключении, он там, по всей вероятности от различного рода болезней и истощения, скончался.

В начале 1930-х годов вдовая матушка Антонина Александровна Полубинская вместе с дочерями решилась на переезд в город Ленинград. Её дочери Ольга и Вера нашли там себе работу, а она занималась домашним хозяйством. Так они и жили спокойно, тихо и незаметно. Когда началась Великая Отечественная война, предприятие, где работала ее дочь Вера Петровна, было эвакуировано в Новосибирск, куда Полубинские решили выехать всей семьей. Собирались в дорогу второпях, поэтому, все имущество, которое они ранее перевезли из Вязьмы, пришлось оставить в блокадном городе. Вот что позднее вспоминала Вера Петровна о пережитых горестных моментах в ее судьбе: «Перед отъездом в Новосибирск мы вместе с мамой в печке буржуйке сжигали наши семейные снимки, большие портреты папиных родителей, фотографии наших знакомых по Вязьме. Жгли и церковные книги, которые мама любила перелистывать по вечерам, при этом она напевала знакомые с детства мелодии церковных песнопений. Жаль, что все это не сберегли. Увезти с собой всё не было возможности, а там, в Ленинграде, некому было всё это оставить. Сберегли только крохи от нашей прежней, прошлой жизни. Всего-то несколько фотографий отца, мамы, братьев и венчальную икону моей сестры Ольги да небольшой образок мученика Никиты – папин подарок…».

Законоучитель Вяземской женской гимназии священник Пётр Полубинский в сане диакона, около 1915 года

Самое главное, что Полубинские сохранили память о своем прошлом. Как бы трудно им ни было, они не отреклись от него. Это же касается и старых семейных фотоснимков, так как в первую очередь пытались сберечь и сохранить образ своего покойного отца-священника, запечатленного на фотографиях, которые были выполнены в фотосалоне известного вяземского фотографа Ошера Носоновича Аншелиевича. Этот салон размещался на Бельской улице в доме купца Почечуева.

После окончания войны Вера Петровна Полубинская вместе с матерью Антониной Александровной и сестрой Ольгой переезжают в Москву, а в 1950 году, по распределению, Веру Петровну направляют на Урал в строящийся город Свердловск-44, будущий Новоуральск. Спустя три года Антонина Александровна Полубинская скончалась. Похоронена матушка на старом кладбище поселка Верх-Нейвинск. Место ее погребения отмечено железным восьмиконечным крестом, в центре которого помещен ее портрет, выполненный на фарфоровом овале. Установлена небольшая оградка.

Из ближайших родственников в городе Новоуральске по-прежнему проживали ее дочери Вера Петровна Полубинская и Ольга Петровна Смирнова (1914-2004), урожденная Полубинская.

Вера Петровна Полубинская, (на протяжении всей своей жизни, она сохранила свою фамилию, замуж не выходила, и детей у нее не было), т.к. всю свою личную жизнь Вера Петровна посвятила семье своей сестры Ольги. В Новоуральске, они, все вместе проживали в трех комнатной квартире, которая, с годами, стала для них,  в буквальном смысле «лазаретом». Ольга Петровна Смирнова, вместе с мужем,  будучи престарелой и больной была «прикована» к постели. Более 10 лет она была парализована. В одной комнате лежала она, а в другой лежал ее парализованный муж, в отдельной небольшой комнате жила Вера Петровна, смиренно неся тяготы своих близких. В домашней обстановке она оставалась такой же тихой и спокойной,  с особенной, в меру патетической, речью, с яркими интонациями, выделяя ударения в словах.  Наверное, как говорила она, теперь и на театральной сцене не услышишь подобной декламации. А в жизни, в быту, теперь и вовсе так не разговаривают, тем более не общаются.

Друзья юности. Слева направо: диакон Александр Полубинский и Николай Репухов — в годы свой юности был старшим иподиаконом у Вяземского владыки Венедикта (Алентова), позднее стал школьным учителем, 1970-е годы

Хочется вспомнить и о том, что Вера Петровна была участницей трудового фронта, имела государственные награды, самой дорогой для её сердца была медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

С  юных лет Вера Петровна знала многих известных духовных лиц связанных с Вязьмой. Это и уже упомянутый Преосвященный владыка Венедикт (Алентов), который не раз бывал в гостях в доме у Полубинских, это и священническая семья отца Емельяна Ивановича Панасевича (1875-1937), ныне прославленного в сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской. В годы своего служения в Вязьме, отец Емельян и его супруга были в дружеских отношениях с Полубинскими, к тому же Вера Петровна Полубинская и Ольга Емельяновна Панасевич вместе пели в одном церковном хоре при Свято-Троицком кафедральном соборе в Вязьме.

Для меня человека со стороны, наблюдать и видеть такое кроткое ее состояние, было похоже на несение подлинного подвига любви. При этом, Вера Петровна, сохраняла   душевное равновесие, мир и спокойствие, невзирая на разнообразие  физических и душевных нагрузок связанных с заботами о других. Все в ней служило образцом христианского понимания добра, милосердия, сострадания, истинного жертвенного служения. Стоит уточнить, что сама Вера Петровна была уже сухонькой старушкой, но, сколько же силы и жизненной энергии в ней вмещалось! В магазины сама сходит, сготовит, приборку и стирку организует, до  храма, в поселок на службу съездит…,  и в тоже время за родными постоянный присмотр и уход требовался. Благо, что у нее тогда помощница была, племянница Надежда, дочь сестры Ольги. С Ольгой Петровной меня тоже познакомили, только она была совсем больным человеком, парализованная. Лежала она, не разговаривая. Вера Петровна её о чем-то спросит, та моргнет. Вот и все их общение было. Муж Ольги,  Дмитрий Иванович, мог хотя бы головой кивнуть и одной рукой немного жестикулировать. Пролежал он в таком состоянии около 15 лет.

Подруги детства: Вера и Соня. Вместе пели в церковном хоре при Вяземском Свято-Троицком кафедральном соборе, 1938 год

Первой из квартиры «лазарета», 24 октября 2001 года, ушла в Вечность Вера Петровна Полубинская. В конце жизни она тоже слегла. У Нади забот еще больше прибавилось. Ухаживать одной за тремя лежачими! Вот где подлинная школа терпения и смирения! Мать её, Ольга Петровна, скончалась 2 марта 2004 года, следом ушел и ее муж Дмитрий. Сейчас нет в живых и Нади (Надежды Дмитриевны Трояновской), предки её мужа тоже принадлежали к старинному священническому роду, но это уже другая история…

Да, время неумолимо мчится, так же как бежит вода в реке, быстрым, бурливым потоком… все течет, все меняется, только память остается!

Наверное, подобных историй – миллионы. И эта отдельно взятая история благочестивой старушки, переплетающаяся с ветвями её мощного родословного древа, есть попытка, показать через судьбу человека, жизнь Церкви в эпоху гонения в прошлом столетии.

P.S. Несколько лет тому назад, по инициативе учащихся Верх-Нейвинской Воскресной школы были проведены работы по благоустройству погребения матушки Антонины Полубинской, спилены все деревья и кусты, разросшиеся с годами вокруг могилы. Руками детей и их родителей были выкрашены металлические крест и оградка.

Вечная память и вечный покой приснопамятной рабе Божией Вере, и всем её почившим сродникам!

 

Спустя десятилетия: Вера Петровна Полубинская с подругой детства Софией, 1970-е годы

 

                                                                                                       Дионисий (Денис) Щербина,

 псаломщик храма Воскресения Христова,

 посёлок Верх-Нейвинск.

Новости, Новости епархии | 20 октября 2021

Вам может быть интересно: