Памяти митрофорного протоиерея Вознесенского храма в городе Невьянске Николая Яблонского. (К 70-летию со дня кончины)

Возлюбим же иереев Божиих, так как они – друзья
Божии и всегда ходатайствуют за нас; почти иереев,
исполняя заповедь Христову, говорящую, что
приемляй пророка во имя пророче мзду пророчу
приемлет.

Святитель Иоанн Златоуст.

По указу Преосвященнейшего Товии (Остроумова), епископа Свердловского и Ирбитского, в 1944 году клириком Вознесенского прихода был назначен, проживающий в Невьянске и находящийся ранее за штатом, протоиерей Николай Николаевич Яблонский.

Будущий пастырь родился 9 мая 1875 года в семье потомственного священника, служившего на приходе села Канабеевка Корсунского уезда Симбирской губернии. Окончив обучение в Симбирской Духовной семинарии, Николай сочетался браком с Марией Александровной, урождённой Рождественской (родилась 21 февраля 1881 г.), также происходящей из духовного сословия, её отец был священником, сама же Мария Александровна занималась педагогической деятельностью, учительствовала в сельских школах. Впоследствии матушка Мария одарила отца Николая многочадием! В разные годы у супругов Яблонский родились дети: Михаил, Евгений, Всеволод (в период гонения на Церковь он отрёкся от родителей), Николай, Елизавета, Владимир, Людмила.

Протоиерей Николай Яблонский, около 1930 года

В начале сентября 1900 года Преосвященнейший Никандр (Молчанов), епископ Симбирский и Сызранский рукоположил Николая Николаевича в сан священника, после чего назначил его настоятелем Николаевского храма (1885 года постройки, ныне снесён) в селе Буерак Сенгилеевского уезда. В конце того же месяца Преосвященнейший владыка Никандр назначил молодого священника законоучителем местного училища. Вскоре, «за усердную пастырскую службу», батюшка Николай был награждён цветной скуфьёй.

Отслужив на Буеракском приходе более десяти лет, около 1913-1914 годов отец Николай был переведён на службу в Петропавловскую церковь уездного города Сызрань. После революционного переворота, ввиду нестабильности приходского жалования, из Сызрани вся семья Яблонских решила выехать на Дальний Восток, а затем планировали эмигрировать за рубеж, но промыслительным образом оказались на Урале, таким образом, они навсегда остались здесь в Невьянске. Дале, указом Высокопреосвященнейшего Григория (Яцковского), архиепископа Екатеринбургского и Ирбитского, в самом конце 1918 года отец Николай был принят в штат клириков Екатеринбургской епархии и определён служить на вакансию третьего священника в штат духовенства Спасо-Преображенского собора. Здесь же в Невьянске Яблонские породнились с семьёй настоятеля собора, протоиерея Иоанна Посыпкина (1885-1944). Его дочь Елизавета вышла замуж за сына отца Николая, Евгения Яблонского (1903-1937). Их брак был недолгий и одновременно трагичный.

Занимая должность главного инженера Туринского рудоуправления, Евгений Николаевич Яблонский в июне 1937 года был арестован, а в конце августа был расстрелян. Пострадала и его супруга Елизавета Ивановна, её выслали на поселение в Магадан.

Храм в честь Вознесения Господня на старом кладбище в городе Невьянске, 1960-е годы

После закрытия в 1932 году Спасо-Преображенского собора жизнь у отца Николая складывалась следующим образом. По собственному прошению, он вышел за штат, но по-прежнему Церкви не оставлял, ходил на службы в Вознесенский храм, что стоит на старом городском кладбище, помогал советом, добрым словом. Приобретя ещё в 1918 году в Невьянске небольшой дом по улице Набережной, № 25 (ныне Советской), отец Николай устроил при нём мастерскую, установив деревообрабатывающий станок, при помощи которого он стал изготавливать на заказ столярной работы мебель: шкафы, этажерки, комоды. А его супруга – матушка Мария обшивала местную детвору. Так они вместе, собственными руками зарабатывали себе на хлеб насущный. В начале 1940-х годов (по другим данным своё прошение он писал ещё раньше) отец Николай подаёт прошение в Московскую Патриархию о разрешении ему вновь приступить к исполнению своих священнических обязанностей. Но, как оказалось, страна находилась в предвоенном состоянии, впереди её ожидали годы военного лихолетья. Только спустя несколько лет, 16 апреля 1944 года, он получил необходимое для него долгожданное разрешение, позволившее ему «официально» предстоять перед Святым Престолом Господним. Преосвященнейший владыка Товия (Остроумов), епископ Свердловский и Ирбитский благословил отца Николая занять место второго священника в Вознесенском храме на Невьянском городском кладбище под руководством настоятеля прихода протоиерея Ксенофонта Бондарчука.

О том, как складывались весьма не простые взаимоотношения членов актива Вознесенского храма и прихода свидетельствует архивный документ, автором которого является протоиерей Иоанн Покровский, служивший в Богородице-Казанском храме города Нижнего Тагила и исполнявший обязанности благочинного. В своей докладной записке от 26 августа 1944 года на имя управляющего делами Патриаршего Синода Русской Православной Церкви протоиерея Николая Колчицкого, отец-благочинный Иоанн Покровский сообщает:

«… Зачастую церковные старосты единолично ведут все хозяйство церкви и по своему усмотрению производят расходы церковных сумм. Такой порядок иногда приводит к весьма печальным последствиям. Так в г. Невьянске один из старост, бесконтрольно заведуя церковными средствами, получивший от прежнего старосты громадный капитал и сам к этому должен немножко добавить, однажды, сбрасывая сено корове со своего сеновала, упал оттуда и Богу душу отдал. В церкви после него средств не оказалось. В семье у него были две незамужние дочери, и когда их стали спрашивать, не хранятся ли в их доме церковные деньги, то дочери отвечали: «что денег от отца нисколько не осталось»  в том же Невьянске, имевшем [место] не так давно [было], четыре человека в причте <…> по настоянию Архиепископа Свердловского и о[тца] Благочинного приняли второго священника. Церковный староста всячески тормозил поступлению второго священника, так как-де на него пойдут лишние средства церковные. Надо еще сказать, что к прежнему Невьянскому приходу добавилось еще семь приходов соседних, не имеющих церквей. Таким образом, приход получился громадный. Служба, несомненно, должна быть ежедневная, такой порядок распорядился ввести и Архиепископ Свердловский. Однако церковный староста не позволяет ежедневно служить, расходы-те большие идут на литургию».

Отец Николай Яблонский с семьёй Увицких и прихожанами Вознесенского храма,
около 1936 года

Из воспоминаний Агнии Семёновны Оглезневой, урождённой Колмогоровой (1935-2017): «Помню, как отец Николай Яблонский приезжал к нам в Верх-Нейвинский посёлок. Церковь наша была тогда уже закрыта. Все службы проходили в доме у престарелой матушки Параскевы Александровны Шальных и живших с нею других старушек. Все эти старушки когда-то жили в монастыре, в деревне Малехоны (Сербишино), были они монашками. Когда монастырь разорили, они приехали к нам в посёлок. У себя на дому они стали проводить молебны, для этого приглашали жившего тогда в Верх-Нейвинске заштатного священника Михаила Мягкого, который работал в заводе. А в особые дни больших церковных праздников в дом к монахиням съезжалось много народа. Вот тогда я впервые увидела отца Николая Яблонского. Он мне, тогда, ещё совсем молоденькой, показался стареньким, суховатым дедушкой, но благообразного вида. Священник-старец очень необычно разговаривал в мягкой и деликатной манере. Проповеди он по книжкам не читал, а говорил своими словами. Речь его была какая-то старинная, витиеватая, даже манерная. Было тогда всё скромно, но очень красиво и торжественно.

При проведении службы у нас в посёлке, мы вместе с моей мамой Ириной Ксенофонтовной, Ольгой Макаровной, Екатериной Георгиевной Мягковой, Екатериной Никифоровной Шиловой и матушкой Агапией (которая приходилась родной сестрой Параскеве Александровне Шальных, в чьём доме мы и собирались на службы), пели в хоре все вместе с монашками. Отцу Николаю наш поселковский хор нравился. А мне особенно было приятно слышать его слова: «Хор отличный», так как я тоже старалась и участвовала в пении».

Тёплым осенним солнечным днём 1951 года, 18 сентября, когда Церковь Христова чтит память святых праведных Захарии и Елисаветы, родителей славного пророка и крестителя Господня Иоанн Предтечи, и по случаю именин церковного регента и уважаемой всем приходом монахини Елисаветы (Елизаветы Ильиничны Васильевой) отец Николай собрался навестить её, и для этого он зашёл в ближайший ларёк, чтобы прикупить для угощения незатейливых конфет. Буквально у торгового прилавка ему стало плохо, он повалился наземь и, как потом оказалось, у него случился обширнейший инфаркт. В тот же день его не стало. Вечером, добрый и маститый невьянский пастырь предал свою душу в Руце Божии.

Протоиерей Николай Яблонский, 1949 год

Провожал его от дома до храма почти весь Невьянск. Гроб с телом отца Николая через весь город дюжие мужики несли на руках. Многолюдная похоронная процессия буквально плыла под шорох опавшей золотой листвы сквозь старые улицы и переулки, объединяя в горе всех жителей маленького городка, верующих и неверующих, сочувствующих и сострадающих. В тот момент никто из руководящих в Невьянске лиц не посмел помешать, либо прервать такое масштабное траурное шествие. Много слёз было пролито в тот день. В воспоминаниях старожилов до сих пор слышится глубокое чувство уважения к отцу Николаю. Те, уже немногие свидетели, и в наши дни говорят: «После этого в Невьянске больше так никого из церковных не хоронили».

Погребён батюшка рядом с Вознесенским храмом с правой, южной стороны. Его могилу украсил высокий, кованный из металла, ажурный крест, на котором помещалась мемориальная табличка с текстом поэтической эпитафии, к сожалению, не сохранившаяся до наших дней. А после того, как 9 ноября 1960 года его супруга матушка Мария Александровна скончалась, её погребли вместе с супругом в одной оградке.

Благодаря неравнодушному участию сотрудников «Новоуральского Похоронного Дома» в июле 2018 года был изготовлен новый эмалевый портрет с датами жизни маститого пастыря, батюшки Николая, позднее закреплённый к его надгробному кресту.

Да упокоит Господь бессмертную душу приснопамятного протоиерея Николая итдарует ему вечное блаженство во Царствии Небесном и сотворит ему Вечную Память!

Дионисий (Денис) Щербина, псаломщик
храма Воскресения Христова,
посёлок Верх-Нейвинск.

Невьянск. Место последнего упокоения протоиерея Николая Яблонского

Новости, Новости епархии | 12 сентября 2021

Вам может быть интересно: