Ответы Преосвященного Иннокентия на вопросы читателей АН Между строк

Владыка, здравствуйте. Недавно общественность бурно обсуждала письмо участницы Pussy Riot Надежды Толоконниковой из мордовской зоны, в котором она описывала пытки и издевательства над заключенными. Как вы относитесь к описанному? Должна ли церковь заступиться за нее?
Надежда Толоконникова отбывает справедливое наказание, которое определил суд. Я его абсолютно поддерживаю. Она должна свой срок отсидеть так, как сочтут это нужным. Разумеется, церковь уже высказывала свое отношение к этому, и я думаю, что издевательства и пытки могут, наверное, иметь место в каких-то педалированных ситуациях. С этим должны разбираться специальные органы и, безусловно, такие вещи должны пресекаться. Было ли это в отношении Толоконниковой, не знаю, навряд ли, судя по тем материалам, которые мне пришлось самому видеть. Но ее перевели в другое место заключения, где, надеюсь, ей будет комфортно свой срок закончить.

Долгое время обсуждалось строительство Храма на Вшивой горке у пенсионного фонда. Планировалось воссоздать разрушенный храм-усыпальницу Демидовых, который располагался на месте нынешнего ДК «Юбилейный». Что с этой идеей?
Идея осталась. Я думаю, это не обязательно должен быть храм в том архитектурном стиле и в той концепции, в которой он был. Мне известен этот эскиз, а сейчас с архитектурной точки зрения это не очень разумно, потому что уже вся горка застроена и не очень правильно застроена, без концепции, все превратилось в архитектурный базар. Нужен скорее храмовый комплекс, некий общественный православный центр, может быть русский культурный центр. То, что востребовано сегодня жизнью, где бы люди могли иметь интересные занятия, проводить какие-то культурные мероприятия, выставки, может быть, спортивные какие-то мероприятия, много всего, что сейчас церковь может предложить. Мы хотели бы построить этот культурный центр, об этом я беседую с главным архитектором при рассмотрении планов застройки этой горки. Планы эти поменялись, ими руководит город и городская архитектура, хотелось бы в них вписаться. Но сама идея, конечно, уже устарела и навряд ли выполнима.

Здравствуйте. Иисус Христос жил в скромности, передвигался пешком, не имел денег и хорошего жилья. А почему наше высшее духовенство, включая Патриарха, не равняются на Христа? Почему у Патриарха роскошные резиденции, машины, украшения? Господь не позволял себе жить в роскоши и говорил о смирении.
Да, действительно, смирение – это основное, но ездить на лошади… Чтобы управлять епархией, например, я должен передвигаться очень много, посещать приходы, не представляю как бы я пешком обошел 600 километров от одного края епархии до другого. Это нереально. Даже в свое время благочинным, то есть помощникам епископа, выдавались казенная лошадь и полушубок, чтобы он мог по поручению епископа объезжать приходы. Что касается меня, то у меня тоже казенная машина, которую мне выдала корпорация «Уралвагонзавод». Любезно предоставили, чтобы помочь мне в передвижениях. Своя машина есть для дальних поездок на север, которая обладает высокой проходимостью и я ее не жалею, сам езжу за рулем  в глухие места, где плохие дороги. Ну, это какой-то минимум рабочий.
Что касается богатств, священники живут очень скромно, по крайней мере, в нашей епархии. За Патриарха ничего сказать не могу, единственное, это глава нашей церкви и он пользуется ровно тем, что ему положено. Даже мысли не допускаю о тех кампаниях, которыми хотят опорочить Патриарха, пусть это будет на совести тех, кто это организует. Что касается драгоценных одежд, есть какие-то предметы, в которых используется серебро, но это богослужебные предметы. То же самое касается архиерейских облачений, они украшаются камнями, но это не драгоценные камни – простые стекляшки. Всего этого требует церковная традиция. Эти одеяния и украшения не принадлежат человеку, он их надевает только на службу. А так носим обычное платье, не сказал бы я про какую-то роскошь.

Как вы относитесь к браку православной с мусульманином, которые стали обычным явлением? Как правило, в таких случаях православную девушку заставляют принять ислам.
Ну, кто может заставить принять ислам, если ты настоящий христианин? Если это любовь, серьезные стремления — такие случаи всегда были, то церковь рекомендует таким людям все-таки добиваться, чтобы детей воспитывали в православном обычае, чтобы дети крестились. Что требует ислам, я не знаю, насильно ли это как-то заключается или нет, но мне известны и другие случаи, когда в супружестве принимали православие. Бывает по-разному.

Является ли гомосексуализм грехом?
Является. И сильным грехом.

Как, по-вашему, прав ли батюшка, призывающий к физическому насилию в случае защиты чести и достоинства?
Не прав батюшка, надо обходиться другими методами убеждением или терпеть, как это и заповедано нашими церковными правилами. Бывают случаи, когда человек срывается и в гневе, в каких-то обстоятельствах чисто человеческих,  не выдерживает. Такие случаи обсуждаются и наказываются общественной системой, либо нравственно человек все-таки кается в применении таких методов, должен каяться.

Владыка, здравствуйте. В последние годы в России строится много храмов. Но разве вместе с ростом количества приходов виден рост духовности у населения? Нет. Алкоголь, наркотики, блуд, самоубийства, аборты и т. д. — все это не только сохраняется, но и увеличивается. Так зачем новые храмы? В существующих много людей только по праздникам.
Наши усилия не должны быть зависимы от того, что происходит. Порок увеличивается, зло увеличивается, несмотря на все усилия, в том числе, несмотря и на усилия общества. Общество злу не противостоит. Церковь старается, как может, много программ соответствующих и  то, что они, может быть, дают не тот результат, который хотелось бы, это не значит, что храмов должно быть меньше или мы должны как-то ослабевать в своих усилиях. Все равно нужно идти, говорить, работать, участвовать в жизни общества. Та негативная информация, которая окружает нас в жизни, она, конечно, очень сильна и жажда наживы, материализованный, меркантильный мир захватывает человека, ему трудно противостоять этому со всеми вытекающими отсюда последствиями. Это прискорбно.

Здравствуйте, Владыка! Отразятся ли на наших приходах правила недавнего документа о подготовке к причастию? Заранее спасибо!
Да, такой документ обсуждается, в том числе мы в епархии его обсуждали во всех приходах, послали свое мнение в комиссию. Этот документ будет еще долго, наверное, обсуждаться, выкристаллизовываться будет из него весь положительный смысл, затем он будет принят на архиерейском соборе в следующем году. Конечно, мы будем стараться в рамках этого документа строить свою церковно-приходскую жизнь. 

Нормально ли, когда служителями церкви являются бывшие воры, убийцы, бандиты? Пусть они и раскаялись, но какое моральное право они имеют наставлять других на путь истинный?
Очевидно, имеется в виду какая-то конкретика. Мне незнакомы такие случае в нашей, например, епархии. Вообще число святых, как говорят в церкви, пополняется из числа грешников, мы видим «благоразумного разбойника, которого во едином часе раеви сподобил еси, Госоподи…» Почему он выбрал не святого, не какого-нибудь там общественного деятеля? Почему разбойника-то? Потому что сила покаяния была так велика, что перекрыла все его грехи, которые, наверное, тоже были тяжелыми, как и здесь пишется. Есть суд человеческий, есть суд божий.
Правила не допускают, конечно, рукоположения в священники в некоторых случаях, есть определенные запреты. Не буду говорить о них, но достаточно много преград к получению священнического сана. Церковь внимательно в этом разбирается. Если, может быть, где-то такой случай и был, то уж я не знаю, ну, например, в монашестве, человек может уйти в монастырь, будучи десять раз убийцей, если сила его покаяния такова, что он всю жизнь будет сидеть в монастыре и молиться, замаливать свои грехи. Мы не можем этому воспрепятствовать, я так фигурально выражаюсь, конечно. Бывает люди оступаются, но не думаю, что об этом можно говорить во множественном числе, и даже в единственном, нужно приводить примеры.

Владыка, как вы относитесь к суррогатному материнству?
Крайне отрицательно отношусь. Это не материнство на самом деле.

Владыка, как Вы относитесь к идее построения (а вернее возвращения к) православной империи? И стоит ли Россию позиционировать как православную империю?
Наверное, два раза вступить в одну и ту же воду невозможно и воссоздавать ту империю, с которой мы простились в свое время перед буржуазной революцией, наверное, тоже невозможно. Знаете у нас был один иерарх известный, которому предлагали бороться за воссоздание монархии, он сказал «если вам сейчас дать царя, вы его опять расстреляете, также как расстреляли последнего», но, может быть, это несколько эмоционально сказано, но, тем не менее, достойны ли мы той идеальной империи, о которой мы говорим.
Конечно, имперский дух в России всегда пребывал, это огромное государство и оно должно объединить массу народов. Сейчас об этом много разговоров, но я думаю, православие с точки зрения государственной религии, как это в Греции, навряд ли у нас необходимо. У нас четыре больших конфессии, в которых, конечно, народообразующая, основная конфессия — православие, но есть еще и буддизм, есть ислам, в паспорте гражданина Российской империи, о которой тут говорится, было написано «гражданин Российской империи православного вероисповедания» или «гражданин Российской империи иудейского вероисповедания» или мусульманского и как-то она объединяла народы, достаточно, по-моему, неплохо существовали, хотя и недолгий, может быть, срок. Потом этот опыт на другой почве повторила Советская империя. А как это будет в дальнейшем неизвестно, но навряд ли это возможно в той формулировке, в которой сказано.   

Как Вы отнеслись бы к созданию Православной партии? Цели, которой были бы как раз возрождение имперского православного самосознания и восстановления веры…
Отрицательно отношусь. Есть другие способы восстанавливать веру, кроме партийной деятельности. Не знаю, может быть, я не прав.

Здравствуйте! Когда Вы начнете борьбу с алкогольным террором, который сейчас ведется против нашей молодежи!? Когда Вы начнете сплачивать вокруг себя русские патриотические силы Нижнего Тагила?
Хотел бы спросить, а когда общество начнет борьбу с алкогольным террором? Сплачиваем силы, какие есть. Вот отец Геннадий Ведерников, например, руководит борьбой с алкоголизмом, мы организовываем общества, в частности в Лесном, в Новоуральске и в других городах епархии хотели бы их организовать. Организуем семинары, проводим агитацию, делаем все, что можем в пределах наших сил и возможностей. Негодуем против этого, говорим все время об этом, церковь  этому учит в церковно-общественной жизни, в общинной жизни, в проповедях.
Единственное, что, может быть, этим мало занимается государство в средствах массовой информации, готов допустить это. Нас не пускают на эту, так сказать, сцену.
Кстати проводим борьбу с прерыванием беременности, демографическая политика оставляет желать лучшего – это тоже очень важно. Антинаркотическая деятельность церкви тоже видна, у нас есть соответствующие учреждения.

Владыка, как вы относитесь к произошедшей недавно в Тагиле драке между русскими и кавказцами, которая закончилась тем, что русских детей избили и поставили на колени?
Очень плохо избивать русских детей, ставить их на колени, также как и детей других национальностей, если бы это произошло. Этим должны заняться правоохранительные органы, наказать виновных. Этот элемент агрессии, который существует вообще в молодежи, независимо от вероисповеднических принципах или национальных каких-то, он существует.

Палач, который казнил множество людей, т.к. это его работа, может войти в царствие Божие? Спаси Господи!
Ну, раз это его работа, то, очевидно, не он принимает решение, как правило, казнь не персонифицирована. Что касается самого палача, я не думаю, что он не мог бы войти в царствие небесное, если бы Господь определил его как человека покаявшегося, также как в случае с разбойником. Мистически, конечно, нельзя лишать человека жизни и эту мистическую вину Господь во многом взял на себя, явившись в этот мир.

Здравствуйте. Несколько месяцев назад я похоронила бабушку. По ее желанию мы положили ее в могилу к дедушке, который умер 40 лет назад. Он, к сожалению, не являлся верующим, а бабушка веровала в Бога. Могу ли я поставить крест им на могилу?
Во-первых, неизвестно являлся ли дедушка верующим, может быть, он уверовал в последние секунды своей жизни и очень глубоко. Во-вторых, обязательно крест надо ставить, потому что эти люди прожили большую жизнь, и души их уже соединены, они как единое целое.

Дорогой владыка! Скажите, пожалуйста, планируется ли восстановление исторической справедливости в центре Н.Тагила, а именно — восстановление разрушенного в начале 20 века Входо-Иерусалимского храма, место которого незаслуженно занимает памятник Ленину. Как быть жителям центральной части города, которые, не имея полноценного храма, ютятся в малюсеньком душном помещении Свято-Никольского прихода, не вмещающего уже давно всех желающих получать духовное окормление. (Простите великодушно)
В городе добиваемся площадок и на Красном камне тоже очень большой район без храма остался. К сожалению, не очень хорошие связи и люди ленятся куда-то далеко ехать в храм, в центре, безусловно, нужен храм. Единственное, что город, выражаясь фигурально, занят не только памятником Ленину, а какими-то другими административными учреждениями, земля распределена. Очень сложное хозяйство, я пытаюсь сейчас разобраться с главным архитектором во всех этих площадках. Но будем искать и будем строить храм, он будет не очень большой, но больше, конечно, Свято-Никольского. Но опять же храм требует инфраструктуры: нужно место для занятия воскресной школы, для какого-то общественного центра. Что касается памятника, много памятников построено на самых разных местах и Ленину, и другим людям. Люди хотят и строят, потом будут переносить куда-то. Не запретишь строить памятники.

Может ли человек, который не крещен, но совершает много добрых дел: восстанавливает храмы, иконы, помогает людям, попасть в царствие небесное?
Конечно же, может, хотя мы и говорим, что «кто веру имеет, и креститься будет, спасен будет, а кто не имеет веры, осужден будет». Но это опять же путь, человек находится в пути. Каждая жизнь — это путь. И этим путем, конечно же, является конечная цель человека – это спасение, то есть то, что с ним будет после смерти.

Я бы хотел поблагодарить всех, кто задает вопросы, и сказать, что я всегда готов отвечать на них в любом формате.

Скоро рождественский пост, вообще приближается Рождество и нужно быть внимательным к себе, нужно начинать с себя. В некоторых вопросах я увидел желание продекларировать свою позицию и найти виноватых, то памятник не там установили Ленину, то храм снесли. Да, это все делаем мы, мы сами – русские люди, ни какие-то марсиане прилетают к нам, а именно мы. Потом строим новые храмы, одни сносим, другие строим. Почему? Очевидно, потому что мы не следим за собой, мы не являемся примером, мы не являемся обществом верующих людей с совестью, а стоим, подбоченясь, и вопрошаем, когда прекратите алкоголизм, когда прекратите то, когда прекратите это. Я тогда тоже хочу спросить всех, а когда вы сами будете способствовать этому прекращению, объединяться в какие-то гражданские общества, в братства антиалкогольные, еще что-то делать?
Хотел бы пожелать всем такой совести, начинать с себя, это будет совесть христианская, потому что направлена она будет на достижение добра. Сколько бы мы не строили храмов, ни назначали царей новых, но с ними может приключиться то же самое, что уже приключилось.
Хотелось бы, чтобы мы менялись, человек менялся и тогда изменится наша жизнь. Храни вас всех Господь.

mstrok.ru

Новости епархии | 2 декабря 2013

Вам может быть интересно: